Методика развития словаря детей на специальных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Содержание работы

1.Содержание словарной работы в разных возрастных группах, реализуемое на занятиях………………………………………………………………….с. 3-10
2.Определить виды занятий по развитию словаря……………………….с.10-14
3.Изложить методику проведения на втором, третьем годах жизни в процессе первоначального ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира…………………………………………………………с.14-19
4.Показать значение игровых приемов и активных действий с предметами для формирования их выразительных образов………………………….с.19-22
5.Определить механизм введения новых слов в словарь детей, значение повторности и усложнения содержания занятий………………………..с.22-24
6.Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

Дополнительным дидактическим материалом может быть: а) фланелеграф с набором любых картинок; б) мультфильм, в) любые игры, где можно рассаживать ребят или кукол впереди и сзади.

5. Усвоение антонимов — однокоренных глаголов: входить — выходить, вбегать — выбегать, въезжать — выезжать...; завязывать — развязывать, загибать — разгибать, загораживать — разгораживать...; подбегать — отбегать, подводить — отводить, подносить — относить, подплывать — отплывать, подъезжать — отъезжать...; прибегать — убегать, привозить — увозить, прилетать — улетать, приходить — уходить; разбегаться — сбегаться, разливать — сливать, развязывать — связывать, развинчивать — свинчивать и т. д.

Работа над подобными антонимами является одновременно и работой по развитию языкового чутья в области морфологии: дети усваивают отвлеченное значение приставок е- и вы-, раз- и с-, при-и у- и т. д.

Шестилетним детям доступен уже юмор этой шутки, хорошие стихи легко запоминаются, ясно предстает антонимия приставок вы- — в-.

б) Приставки раз- и с-.

Объясняя смысловое значение антонимов с этими приставками, воспитатель может поставить детей в кружок и наглядно показать, сопровождая это словами, что значит, например, сходиться (идти всем в одно место — к центру круга) и расходиться (идти от центра в разные стороны), сбегаться — разбегаться и т. д. Затем пусть кто-либо из детей повторит это за воспитателем.

Для лучшего усвоения антонимов такого типа можно провести игру, во время которой все дети будут располагаться по кругу, а один в центре. В зависимости от ситуации, которую предложит воспитатель (все дети — зайцы, гуси, цыплята и т. п., один в центре — морковка, яблонька, озеро, зернышко и т. д., т. е. то, что может привлечь к себе указанных животных и птиц, или, наоборот, — лиса, охотник, коршун, что заставит их разбежаться, разлететься), дети с криком «Сбегайтесь!», «Разбегайтесь!» и т. п. сбегаются, разбегаются, слетаются и т. д.

в) Приставки при- и у-.

 В  качестве дидактического приема  для усвоения антонимов с этими  приставками может быть использована  игра-драматизация, например по мотивам  «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина.

Воспитатель. Дети, вы помните, как золотая рыбка приплыла к старику из моря? А потом она уплыла назад в море? Давайте разыграем эту сцену. Кто будет рыбкой? И т. д.

Внимание играющих детей сосредоточивается на действиях рыбки, которая приплывает и уплывает. Воспитатель может выбрать для инсценировки и другие художественные произведения, где герои приходят и уходят, прилетают и улетают. Упражнения, развивающие стилистическое чутье.

  2.Виды  занятий по развитию словаря.

 Программа  развития речи реализуется в  той или иной деятельности  детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).

Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.

Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Занятия по развитию словаря могут быть классифицированы следующим образом:

 в  зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания  занятия:

занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра "Угадай, чего не стало" – образование существительных множ. числа род.падежа);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.).

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:

занятия по сообщению нового материала;

занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

занятия по обобщению и систематизации знаний;

итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка. Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. "Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным".

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

3. Методика  поведения занятий.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

 Осуществляя  словарную работу, воспитатели придерживаются  следующих принципов:

1) работа  над словом проводится при  ознакомлении детей с окружающим  миром на основе активной познавательной  деятельности;

2) формирование  словаря происходит одновременно  с развитием психических процессов  и умственных способностей, с  воспитанием чувств, отношений и  поведения детей;

3) все  задачи словарной работы решаются  в единстве и в определенной  последовательности.

Содержание словарной работы детей 3 – 4 лет усложняется. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

- Расширение  словаря ребенка на основе  ознакомления с постепенно увеличивающимся  кругом предметов и явлений.

- Введение  слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления  знаний о предметах и явлениях  окружающего мира.

- Введение  слов, обозначающих элементарные  понятия, на основе различения  и обобщения предметов по существенным  признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место  в младшей группе и прослеживаются на разном содержании.

Информация о работе Методика развития словаря детей на специальных занятиях