Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве на уроках изобразительного искусства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель. Выявление особенностей развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения декоративно – прикладного искусства на уроках изобразительного искусства.

Задачи исследования.
1. Изучить педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности применения форм обучения декоративно-прикладного искусства в современном образовании.
3. Выявить развитие творческих способностей при изучении декоративно-прикладного искусства.

Содержание работы

Введение ...................................................................................................................
Глава I. Виды декоративно-прикладного искусства
1.1 Изобразительные виды декора .......................................................................
1. 2 Народный орнамент …....................................................................................
Глава II. Способы развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве
2.1 Использование приемов и методов дифференциации .............................
2.2 Дифференцированные и индивидуальные задания на уроках изобразительного искусства ...............................................................................
Заключение ..........................................................................................................
Список используемой литературы .....................................................................
Приложение .........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 76.94 Кб (Скачать файл)

 
Тема: Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве на уроках изобразительного искусства.  
 
Содержание  
 
Введение ................................................................................................................... 
 
Глава I. Виды декоративно-прикладного искусства 
 
1.1 Изобразительные виды декора ....................................................................... 
 
1. 2 Народный орнамент ….................................................................................... 
 
Глава II. Способы развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве  
 
2.1 Использование приемов и методов дифференциации ............................. 
 
2.2 Дифференцированные и индивидуальные задания на уроках изобразительного искусства ............................................................................... 
 
Заключение .......................................................................................................... 
 
Список используемой литературы ..................................................................... 
 
Приложение ......................................................................................................... 
 
 
Введение.  
 
 
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».  
 
А.Б.Салтыков.  
 
 
В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.  
 
Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек ... В школьной программе включено понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством находит затем применение в различных работах трудового обучения: в аппликациях, изготовлении игрушек, плетении...  
 
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение (3; С.101).  
 
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, полховско - майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотна. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. В том и выражается потребность людей в красоте (9; С.3).  
 
Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у младших школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края. Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства. В содержание декоративно-оформительских работ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, транспарантов, выставочных стендов, стенгазет, элементов книжной графики и т.п. Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных рисунков учащиеся начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного. (4; С.11).  
 
При обучении детей декоративному рисованию осуществляются следующие задачи в области их художественного восприятия:1) Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.2) Усвоение детьми различных приемов изображения декоративного узора.3) Передача простыми приемами мотивов растительного узора.4) Обучение детей композиционному рассмотрению узора на бумаге разного формата.5) Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона. Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию.  
 
Актуальность. 
 
Задача педагога сегодня воспитать всесторонне, гармонически развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед нами задачи в любой области. Проблема развития творческого начала, творческих способностей человека всегда волновало как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. 
 
Актуальной проблемой на наш взгляд является проблема развития творческих способностей школьников. Возросший интерес к духовному наследию делает актуальным приобщение учащихся к народному искусству, в том числе декоративно-прикладному на уроках изобразительного искусства. 
 
Поэтому, можно указать на существующее противоречие между стремлением сохранить традиционное обучение и необходимостью развития творческих способностей. 
 
Наличие данного противоречия, в свою очередь, указывает на проблему и выбор темы курсовой работы «Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве на уроках изобразительного искусства». 
 
^ Цель. Выявление особенностей развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения декоративно – прикладного искусства на уроках изобразительного искусства. 
 
^ Объект исследования. Процесс развития творческих способностей младших школьников. 
 
Предмет исследования. Изучение декоративно – прикладного искусства - как условие развития творческих способностей младших школьников. 
 
Гипотеза. В основу исследовательской работы положена гипотеза, согласно которой, обучение декоративно – прикладного искусства развивает творческие способности учащихся. 
^

Задачи исследования.

 
1. Изучить педагогическую, методическую  и специальную литературу по  проблеме исследования. 
 
2. Определить особенности применения форм обучения декоративно-прикладного искусства в современном образовании. 
 
3. Выявить развитие творческих способностей при изучении декоративно-прикладного искусства. 
 
Методы исследования.  
 
1. Анализ психолого - педагогической, методической литературы, материалов периодической печати по проблеме исследования; 
 
2. Беседы, анкетирование, тестирование. 
 
Новизна курсовой работы заключается в том, что в программах по изобразительному искусству для общеобразовательных школ мало уделено часов по изучению народного прикладного искусства. Развить творческие способности школьников можно посредством изучения и выполнения предметов декоративно- прикладного искусства. 
 
 
^ Глава I. Виды декоративно - прикладного искусства.  
 
1.1 Изобразительные виды декора.  
 
К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент. Сюжетное изображение - это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое-то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь. 
 
Художественная выразительность самой формы предмета способна вызывать эстетические чувства, эмоции, например чувство радости. Конкретное изображение придает этому чувству осознанность, скажем, радость от красоты русской белоствольной березки, которую художник органично ввел в декор предмета. 
 
Символическое изображение - это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например пятиконечной звезды, или в виде монограммы - сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория - иносказание. 
 
Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы - листочки, цветы, насекомых, птиц - с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.  
 
Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа «нарисовала» чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчиненность всех элементов. Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился использовать закономерности, лежащие в ее основе, и создавал новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт.  
 
Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. По своему содержанию орнаменты бывают: 
 
Все эти орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. 
Таким орнаментом украшают потолки, абажурные платки, полы, стены, скатерти, то есть формы, которые нуждаются в зрительном увеличении размера вещи и пространства интерьера. Очевидно, что для усиления целостности вещи ее поверхность лучше украсить замкнутым орнаментом, заполняющим середину и края. Особенно необходимы такие орнаменты в ковровых изделиях, в орнаментации полов, плафонов, которые придают интерьеру равновесие, устойчивость. В еще большей степени усиливается целостность формы вещей, когда вся их поверхность покрывается сплошным орнаментом без свободного поля. По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения - эмблемы, гербы и знаки.  
 
Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением. Широко применяют ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, нижнего края платья, в виде узорчатого пояса, головной повязки, шарфа. Ленточным орнаментом обрамляют посуду, мебель и другие бытовые предметы. Он выделяет край предмета или его конструктивно важные части, расчленяет предмет на составные части, располагаясь на границах этих частей, утяжеляет предмет, располагаясь снизу, что придает предмету завершенность и устойчивость. 
 
Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. Орнаментация пола, стен и потолка осуществляется в виде мозаики, ковров, обоев и драпировок (3; С.106).2.  
 
1.2. Виды декоративно – прикладного искусства России 
 
Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.  
 
Хохломская роспись. Именем старинного торгового села в Горьковской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы, вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины («вапы»). Просушенная «повапленная» вещь, многократно покрытая олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, славным образом черной и красной как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной». Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной».  
 
Следует выделить два главных типа росписи: «травкой» и «кудриной».В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля. Можно отметить два часто встречающихся композиционных вида «травки»: один, украшающий внутреннюю поверхность миски или блюда, характеризуется равномерным движением волнистого стебля вокруг центра дна с примыкающими к нему плавно изогнутыми боковыми стебельками, листочками и ягодками, плотно заполняющими всю поверхность вещи; другой, украшающий наружную поверхность поставца или солонки, отличается продольным движением волнообразного стебля ветки, широко охватывающего предметную форму. 
 
Кудрина - цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками. Пышные декоративные элементы, как правило, золотого цвета, обводятся по контуру и украшаются легкой штриховкой. «Кудрина» обычно пишется «по фону». Фоновое письмо отличается тем, что сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным. После сушки частично сделанную роспись дополняют мелкими элементами, главным образом мазками и завитками разных цветов, наносимых густой краской на черный или красный фон «Травка» же пишется «по верху». Верховое письмо характеризуется тем, что узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор росписи. Современная хохломская роспись представлена работами мастеров Ковернинского района, живущих в деревнях Ново-Покровское, Семино, Хрящи, Кулигино, и мастеров города Семенова. Ковернинские мастера отдают предпочтение травной росписи, дальнейшему развитию ее форм, тогда как семеновские - растительному орнаменту, стилизованному под «кудрину», основу которого составляют сказочные цветы и листья, образованные мелкими и крупными завитками. (См. приложение). 
 
Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчи-. вают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. Дети дошкольного возраста могут использовать простейшие элементы травной росписи - мазочки, получаемые прикладыванием (примакиванием) кисти, насыщенной краской, к бумаге, и завитки росчерком. Они позволяют условно изобразить листочки, веточки, колоски, а в сочетании с ягодками и штрихами довольно выразительные ленточные и замкнутые орнаменты. (См. приложение). 
 
Городецкая роспись. В Горьковской области широко известен и другой центр художественной росписи - г. Городец. Промысел возник в середине XIX в. в Городецких деревнях Курцево, Косково и Хлебаиха. Здесь расписывали лубяные короба, мочесники, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья - донца. В верхней части донца изображалась праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Пустые места заполнялись пышными цветами («розанами», «купавками», «яблоками») и ветками с зубчатыми листочками. 
 
О росписи Городецкий мастер рассказывает: «Барыньку ставишь одну на половинке, а между барынями - место для кавалера. Кофта у барыни либо черная, либо красная, а юбки делаешь голубые и розовые. И красные тоже, У кавалера рубашка красная, брюки черные, других-то не напишешь брюк. Вот поставлены барыни и кавалеры, между ними остается пустое место, там орнамент делается - яблочко. Одно побольше и два маленьких поближе к шее. Если позволяет место, помещаешь еще яблочки, тут твердого закону нет. А если не найдешь места, так сверху яблоки не делаешь. Соединяешь линиями, стебельками зелеными и листья прибавляешь. Потом делаешь три прямых нижних корешка. По красным яблочкам даешь коричневую точечку и белилами серпик наводишь. Разживку белую городецкие мастера любили. Как начнешь яблочки белилами разжиблять, так и барыне и кавалеру делаешь круглое лицо, линии, пуговицы, а кавалеру еще часы и цепочку...» Вся композиция имела парадный, показной характер, основные персонажи изображались позирующими. В нижней части донца в орнаментальной рамке помещались фигуры коня или фантастических птиц с распущенными хвостами. Обе части композиции разделялись средником - полосой узора из роз. 
 
В наше время городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуреты-сундучки, кони-качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелей. Росписи выполняются клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета и их неожиданно звучные сочетания. Затем все элементы моделируются и детально разрабатываются концом кисти: лепестки выделяют серпиками и вместе с листочками оживляют белыми штрихами и точками - оживкой. Для усиления контраста между фоном и узором последний обводят белой краской, а все изображение украшают фигурной рамкой. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы - все ярко выражает красоту природы и радость жизни. (См. приложение). 
 
Роспись матрешки. Матрешкой называют точеную разъемную игрушку, изображающую девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. Легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей вызывают восторг. Дети любят матрешку. Разбирая и собирая ее, играя с ней, они непосредственно знакомятся с размерами, формой, конструкцией, красотой. 
 
Впервые матрешка появилась в Москве в середине 90-х годов XIX в. и была сделана по эскизу известного художника С. Малютина. Хорошо принятая народом, она получила большое распространение. Ее стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте Белорусской ССР. Естественно, что ее форма и роспись всякий раз менялись и приобретали местные и национальные черты. 
 
Матрешку изготавливают из выдержанной березовой или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую цельную фигурку, по ней - нижнюю часть фигурки побольше, затем ее верхнюю половину и так весь ряд многоместной игрушки. Токарную работу над формой заканчивают зачисткой ее поверхностей шкуркой. 
 
Рассматривая особенности матрешек, следует отметить их различия в форме: загорская - широкая, толстобокая, приземистая, , слегка сужающаяся книзу; семеновская - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; полхов-майданская - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой. Различия сохраняются и в дальнейшем оформлении игрушек.  
 
Загорские мастера на ошкуренную поверхность сразу наносят роспись гуашевыми красками. Яркими открытыми цветами (красным, зеленым, синим, желтым) окрашивают платок, завязанный спереди широким узлом, сарафан, передник, кофту. Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, черные радужки глаз с бликами, двумя точками нос, красный бантик губ и две пряди светлых волос. Вдоль нижнего края передника и платка наносят ленту мелкого цветочного узора, который часто подчеркивают двойной белой или красной линией. Рукава кофты также расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Все нарисованное обводят черной краской по контуру и лакируют, отчего матрешка приобретает блеск и яркость красок. 
 
Семеновские матрешки перед росписью грунтуют картофельным клейстером, затем наносят («наводят») черной тушью стальным пером рисунок платка, рук, бровей, глаз со штриховой и бликами, орнамента, покрывающего туловище, концы и кайму платка. В середине орнамента обычно размещаются два-три крупных условных цветка, похожих на розы и колокольчики, между ними рисуют цветы и бутоны поменьше, ягодки и листочки. Нанесенный рисунок расписывают прозрачными анилиновыми красками и покрывают лаком. Часто роспись выполняется без «наводки» в кистевой манере и в ее узорах используются хохломская «травка» и штриховая «оживка» лепестков и листьев. 
 
Мастера Полхов-Майдана, как и Семеновские, грунтуют токарную форму и «наводят» тушью рисунок. Их роспись отличается большей условностью: анилиновой красной или желтой краской покрывается верх игрушки, низ - зеленой или фиолетовой, вместо сарафана и передника - широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками» и кудрявыми листочками. Овал лица, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана. (См. приложение). 
 
Жостовская роспись. Неподалеку от Москвы в начале XIX в. в старинных деревнях Жостово, Осташкове, Новосильцеве и других возник промысел расписных лаковых подносов. Многочисленные маломощные дореволюционные частные мастерские и заводики в 20-х годах объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи. Ранее ручная от начала до конца работа теперь во многом механизирована. Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую, прямоугольную («сибирскую»), «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке. 
 
Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками и располагаются в середине подноса, по его краям или по всему дну. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать ее особенности. Художнику необходимо угадать правильное соотношение между росписью и фоном, уравновесить изображение таким повтором основных цветовых пятен, чтобы избежать пестроты и добиться целостности соподчинением рисунка, цвета и формы. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, которые называются елочкой) травкой, лентой, рожочками, дождичком и др. Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене. 
 
Жостовская роспись выполняется в определенной последовательности. Художник, наметив для себя черенком кисти местоположение стебельков букета, начинает первый этап росписи - замалевок (подмалёвок). Для этого он набирает на кисть разбеленную масляную краску и рисует силуэты крупных цветов и листьев, стремясь красиво и равномерно расположить их на плоскости и в букете. Рядом с крупными цветами размещаются цветы, бутоны и листья поменьше, что завершает в основном формирование букета. После просушки росписи переходят ко второму этапу - тенёжке, то есть нанесению теней на объемные поверхности растений, и к третьему - прокладке - активной лепке густой краской освещенных поверхностей лепестков, бутонов, листьев, что создает светотеневые контрасты, выявляющие объемность и материальность изображенных форм; устанавливается и цветовая гармония во всей росписи. Четвертый этап - бликовка, то есть изображение на выпуклых поверхностях бликов, придающих растениям сияние и блеск. Бликовка сменяется пятым этапом - чертёжкой - выделением тонкими линиями изгибающихся краев и жилок лепестков и листьев, детальной прорисовкой тычинок и пестиков - «семен-цов». Заключительный этап росписи - привязка - изображение мелких веточек, листиков, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и с черным фоном. Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется или, как говорят жостовские мастера, «отделывается», «открывается». (См. приложение). 
 
Дымковская роспись. На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях.  
 
По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятну-шечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает.  
 
На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз.  
 
В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами.  
 
Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов. 
 
Ныне мастера дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых, просторных художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, обеспеченных всеми материалами и инструментами вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Традиционная система росписи сохраняется. Однако художники осваивают новые современные сюжеты, отражающие наш быт и жизнь. Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству. (См. приложение). 
 
Гжельская роспись. Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. 
 
Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.  
 
Разнообразный технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом. 
 
Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись. Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. (См. приложение). Полхов-Майданская роспись. Село Полховский Майдан огромное и расположено в Горьковской области. А вокруг села- леса и поля, и лесов намного больше, чем полей. И все они светлые да просторные, дремучих нет. Стоят дома в Полховском Майдане очень тесно, прямо как на городских улицах - один к одному, один к одному.Это потому, что отсюда почти никто не уезжает, даже молодые не хотят уезжать. И, конечно же, строят новые дома, а леса не дают селу расширяться, обступили его со всех сторон. Лес ведь трогать нельзя, его рубят только в особо отведённых местах. 
 
И за каждым домом в огороде обязательно стоит ещё маленькая избушка-мастерская, по-здешнему - работня. Внутри всё в белой пушистой деревянной пыли. Под ногами толстый пружинистый слой слежавшихся стружек. Медово пахнет липой. Везде развешан столярный инструмент, а у окна - большой, тоже, конечно весь пропылённый-верстак и прилаженный к нему токарный станок. И все полховмайданские мужчины, отработав днём на полях или фермах, - они же крестьяне приходят вечерами в эти мастерские. Вставляют в станки липовые длинные кругляши, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки матрёшек, грибки-копилки. Многое вытачивают... А потом эти фигурки переносят в больших корзинах в дома, и дальше мужчины уже к ним не притрагиваются, всё делают только женщины. 
 
Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат, и они становятся белее снега. Затем перышками и кисточками начинают их разрисовывать. И перво-наперво выводят на каждой свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Такие же, какие растут перед их домами. Но днями-то большинство полхмайданских женщин тоже работают на полях и фермах. И всё равно, как придут домой, - сразу усаживаются за столы, на которых расставлены пузырёчки с тушью и красками и разложены перышки и кисти. И с ними обязательно дочери-школьницы усядутся. И старушки. И даже девчушки четырёх-пяти лет всегда просят допустить их к этим столам. Потому что, представляете, как это интересно: самой нарисовать полыхающие цветы - пусть пока и не очень удачные! - и матрёшкины глаза, и рот бантиком... Готовые игрушки расставляют сушиться прямо на полу. И чем их становится больше, тем быстрее и красивей получаются новые, а любая изба превращается в сказочное царство.  
 
Ну как оторваться от такой работы! Даже маленькие девчушки и те не хотят идти спать. Ещё, просят, немножечко! Ещё одну белую фигурку сделать живой, улыбающейся!.. А самый замечательный из полхмайданских мастеров - Павел Емельянович Сентюрев. Это он первым стал делать в селе шкатулки, самовары, балалаечки. А дочь его, Любовь Павловна, рисовала на них удивительные цветы, которых тоже никто никогда не видел, но которые, наверное, есть в сказках: краски в них переливаются - розовое переходит в красное, в малиновое, в бордовое...А потом в окне их дома появилось ещё одно диво: в красную колясочку были впряжены разноцветные кони. Стояли за стеклом, а казалось, что мчатся: в колесиках спицы мелькали, хвосты пушились. А в другом окне сушился такой же синий конь. А в третьем - красный... Ребята со всего села сбежались, и Павел Емельянович вынес им упряжки поиграть. 
 
Павел Емельянович много новых игрушек напридумывал. Они бывали на выставках во многих странах мира. И работы других мастеров тоже бывали. Потому что это уже не просто игрушки, но и настоящие произведения искусства. И зимой и летом, когда случаются солнечные дни, весь Полховский Майдан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Раскладывают, например, прямо на снегу фанеру, бумагу, холсты - игрушки на них и расставляют. Снег белый, а игрушки - как полыхающая радуга: малиновое в них, зелёное, синее, жёлтое, алое. И всё такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали её люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замёрзшей речкой Полховкой, и во дворах. (См. приложение).  
 
 
^ Глава II. Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве. 
 
 
2.1 Использование приемов и методов дифференциации. 
 
Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. 
 
Применяются такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. 
 
Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала - является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Форма проверки может быть разнообразной. Например, на уроках изобразительного искусства ведется работа по ознакомлению с росписью изделий различных мастеров, с художественными особенностями росписи. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики-консультанты.  
 
Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.  
 
Задания можно классифицировать на 3 вида:- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий (7, С.30).  
 
 
2.2 Дифференцированные и индивидуальные задания на уроках изобразительного искусства. Тренировочные задания. 
 
В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории и является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества. Каждый ребенок чувствует себя его соучастником: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. 
 
Например: 
 
1) Детям предлагается по данному началу сказки придумать продолжение.  
2) При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится: 
 
Простые по форме, а радуют взор.  
 
Богат и наряден чудесный узор.  
 
По золотому фону затейлевивой змейкой  
 
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка  
 
А где-то кудрины по черному полю.  
 
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье. (Хохломская роспись). 
 
Частично-поисковые задания. Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила.  
 
Например: 
 
1) Проводится игра: «В гостях у народных мастеров». Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички. 
 
2) Игра: «Подбери пару». На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры. 
 
Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. 
 
1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.  
 
2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи. Сходства дети могут выявить: 
 
а) по форме: Полхов - Майданская и Калининская;  
 
б) по узорам: Полхов - Майданская и Семеновская; 
 
в) без цветов, в фартуках: Загорская и Русская. 
 
 
Заключение. 
 
Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура.  
 
Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры (9; С.126).  
 
Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. 
 
Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр. 
 
В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.  
 
"Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе". 
 
В.А.Сухомлинский.  
 
 
Список литературы. 
 
 
1. Бедник Н.. Хохлома., Л. - 1980. 
 
2. Вишневская В.. Русские художественные промыслы. - М., 1981. 
 
3. Костерин Н.П.. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103. 
 
4. Кузин В.С.. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141. 
 
5. Б.М.Неменский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82. 
 
6. Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15. 
 
7. Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998. - С.30. 
 
8. Н.Сурьянова. Синие цветы гжели. - М., 1986. 
 
9. Л.В.Шевчук. Дети и народное творчество: Книга для учителей. - М., 1985. - С.3, 13, 126. 
 
10. Л.Яхнин. Веселое слово хохлома. - М., 1987.  
 
 
^ ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РОСПИСЬ ОБЪЕМНОЙ МАТРЕШКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА (ГЛИНЫ) 
 
Уроки ИЗО и художественного труда (1-3урока) 
 
Оборудование: пластилин (2 куска), гуашь белая или водоэмульсионная краска, акварельные или гуашевые краски, картон, один альбомный лист, два тычка. 
 
Цели урока:- развивать художественный вкус, графические умения;- познакомить с историей возникновения матрешки;- углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве; - развивать творческое воображение.  
 
Ход урока 

  1.  
    Подготовка рабочего места: - салфетки на партах; - фанерная доска для работы с пластилином; - вода, краски, кисти, пластилин (глина); - водоэмульсионная краска (гуашь).
  2.  
    Беседа о рождении русской матрешки: а) три вида наиболее известных матрешек; б) анализ иллюстративного материала. Русская деревянная кукла - матрешка «родилась» в конце XIX в. в Сергиевском посаде. 

 
Первая матрешка изображала девочку  в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу понравилась и  взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что  в большой кукле пряталось  целое семейство. В чем секрет такого успеха? Образ женщины всегда почитался в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре  и часто неотделим от образа птицы - символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «голубка» - так  величали женщин в поэзии. Суть русской  матрешки - в пожелании любви и  дружбы, счастья и благополучия. Эта кукла живет в наших  современных квартирах, поселяется в доме иностранных гостей: как  сувенир. память о России увозят гости к себе домой матрешек. 

  1.  
    Познакомимся с тремя видами матрешек: а) загорская, б) семеновская, в) полхов-майданская. 

 
На загорской матрешке четко обозначен силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние Хохломы, ведь центр Золотой Хохломы находится в этом же городе - Семенове. Полхов-Майданские матрешки появились тоже не случайно. Мастера выработали свой стиль росписи по дереву: у матрешек нет платка, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал, в овале - лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. 
 
Следующий этап - рассматривание иллюстративного материала (открытки, книги, календари с изображением матрешек); чтение книг о матрешках (В. Берестов «Матрешкины потешки», «Русская матрешка» - детская книжка-раскраска); загадывание загадок о матрешках; чтение стихов. 

  1.  
    Этапы лепки матрешки из пластилина (глины):а) размягчить пластилин; б) придать куску пластилина цилиндрическую форму; в) отделить голову, шею, туловище; г) вылепить форму матрешки; д.) разгладить туловище, шею, голову. 
  2.  
    Покрытие формы матрешки водоэмульсионной краской. (Можно обклеить матрешку кусочками белой бумаги с помощью воды, затем покрыть белилами.)
  3.  
    Этап высыхания.
  4.  
    Этапы работы над росписью матрешки: а) росчерк лица; б) контур платка, кофты, фартука; в) расцвечивание платка, кофты, фартука; г) декоративная роспись одежды.
  5.  
    Итог урока. Выставка выполненных работ.

 
Характеристика полученных матрешек (веселая, грустная, добрая, заботливая, рукодельница и т. д.). Что нового узнали о народном декоративном творчестве?  
 
 
^ СКАЗОЧНЫЙ УЗОР (ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ).  
 
 
Цели урока:- познакомить с историей возникновения хохломской росписи, с особенностями хохломского орнамента;- развивать художественный вкус, графические умения;- углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве; - развивать творческое воображение. 
 
Оборудование: динамическая таблица этапов выполнения узоров, краски, альбомы, индивидуальные карточки с изображением узоров.  
 
Ход урока  

  1.  
    Организационный момент. 
  2.  
    Беседа о рождении хохломских узоров. Именем старинного торгового села в Горьковской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная вещь, многократно покрытая олифой, красится серебренным алюминиевым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, черной или красной. Расписную вещь снова олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют \"золотой", \"пламенной" (рассматривание иллюстративного материала - открытки, книги, календари).
  3.  
    Объяснение выполнения узоров с последующей самостоятельной работой учащихся. Дети знакомятся с элементом - «травинкой». Нажимом кисти сверху вниз создаем самую широкую часть «травинки», а начало и конец выполняется почти без нажима, легким прикосновением кончика кисти к бумаге.  
     
    Элемент «усик» выполняется свободным вращением кисти. Линию закручиваем в спираль одинаковой толщины. Этот элемент придает мягкость и пышность травному орнаменту.  
     
    Чтобы выполнить узор «капельки» необходим прием прикладывания кисти к бумаге. Легким прикосновением концом кисти проводим тонкую линию, не отрывая руки, делаем нажим на сколько позволит кисть. Выполним узор «кустик». Он состоит из «травинок», «усиков», «капелек». Начинаем с «травинок», располагая их вначале в левую сторону, а затем симметрично в правую. За ними по порядку располагаем «травинки», «усики», «капельки». Затем ребята учатся выполнять травяной орнамент с ведущей линией, которая называется «криуль». Она задает движение всем элементам. Ведущие линии то склоняются вниз, словно от ветра, то поднимаются вверх. Чередование элементов такое же, как и в рисовании «кустик». Чередование красного и черного цвета дает возможность варьировать.  
     
    IV. Итог урока. Выставка работ. 

 
 
 
Роспись объемной дымковской игрушки  «Жар-птицы» 
 
 
Цели урока:- расширить и уточнить знания о народных промыслах;- научиться выполнять элементы дымковской игрушки; - развивать художественный вкус, речь, творческое воображение, эстетическое воспитание. 
 
Оборудование: образец глиняной игрушки, росписи промыслов различных мастеров, образцы росписей дымковской игрушки, подкладные доски, куб с цветовой гаммой. 
 
 
Ход урока 

  1.  
    Организационный момент (проверка готовности к уроку)
  2.  
    Вступительная беседа.

 
Поиграем в игру «В гостях у народных мастеров». Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий  с табличками, но по дороге узоры  и таблички выпали и перепутались. Помогите мастерам распределить узоры  и таблички.  
 
1) Как называется этот вид росписи? (Гжель).  
 
Как вы догадались?  
 
Из чего делают посуду гжельские мастера? 
 
2) Следующий вид росписи узнайте по описанию.  
 
Простые по форме, а радуют взор.  
 
Богат и наряден чудесный узор. 
 
По золотому фону затейлевивой змейкой 
 
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка 
 
А где-то кудрины по черному полю 
 
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье. (Хохлома). 
 
Из чего выполнены изделия в этом виде росписи? 
 
3) Ребята, кто это? (Матрешка). 
 
Кто первый найдет узор к сарафану Матрешки?  
 
Но мы знаем, что Матрешки тоже бывают разные: и по форме, и по виду росписи. 
 
Какая же это Матрешка? (Полхов-Майданская). Как догадались? (яркий большой бутон и вытянутая форма Матрешки). Посмотрите внимательно. В Хохломской росписи используют красный, желтый, черный, зеленый и в Полхов-Майданской те же цвета.Как же Вы различили эти две росписи? 
 
4) Здесь нарисована какия-то игрушка (Дымковская).Как вы догадались? 
 
Посмотрите, у нас остался один узор, а таблички к нему нет, наверное, потерялась. Какой это вид росписи? (Допущена ошибка: Дымковская + цветок из Гжели). Такой росписи не бывает. 

  1.  
    Самостоятельная работа.

 
Сейчас вы будете раскрашивать свои фигурки. Какие будете использовать цвета? (Вывешивается куб с цветовой гаммой). 
 
1. Росчерк хвоста, крыльев. 
 
2. Туловища. 
 
3. Мелких деталей. 
 
Роспись методом тычка, кончиком кисти. 

Информация о работе Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве на уроках изобразительного искусства.