Методика воспитания и образования детей в области дошкольного обрзования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Педагогике»

Файлы: 1 файл

лисина билеты.docx

— 103.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

16.Воспитание коллективных взаимоотношений  у дошкольников.

Главная и единственная функция  детского коллектива - воспитывающая  функция: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.Есть определенная условность в употреблении термина «детский коллектив» применительно к дошкольникам. Во-первых, потому, что в таком коллективе непременно присутствует взрослый. Он организует жизнь детей, вводит мотивы и цели деятельности, способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. Система связей между взрослыми и детьми является более тонкой и сложной, чем в коллективе, где каждый занимает равноправное положение. Во-вторых, детский коллектив может быть собран на разных основаниях (часто случайных) и на различный срок.Коллективизм - сложное интегральное качество, которое, безусловно, в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 3-6 лет, вероятно, правильнее говорить о воспитании коллективных взаимоотношений, т. е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой.Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я. Л. Коломинский, Л.В. Артемова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другогочеловека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Е. Б. Волосова и др.).

Японские педагоги придают  большое значение воспитанию детей  в коллективе. Они считают, что  можно говорить о формировании коллектива уже в группе детей в возрасте до одного года. Сторонники этой точки  зрения выделяют две стадии в развитии коллектива:

-коллектив-сочувствие (дети  до 3 лет) - На первом этапе педагоги  направляют свои усилия на  воспитание у детей сочувствия  друг к другу, взаимопомощи.

-автономный коллектив  (дети от 3 до 6 лет)- В работе с  детьми 3-4 лет воспитывается самостоятельность,  которая должна проявляться в  самоуправлении. И наконец, в работе  с детьми 4-6 лет внимание педагога  сосредоточено на организации  совместной трудовой деятельности.

Отечественные педагоги считают, что говорить о коллективе правомерно лишь начиная со школьного возраста, хотя уже в раннем и дошкольном возрасте закладываются его основы.

26.Теория и методика использования  игр с правилами в детском  саду.

Игры  с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

В зависимости от характера  обучающей задачи игры с правилами  делятся на две большие группы -дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с  прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и  подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющиевыполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами  ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.

Как справедливо отмечал  А.Н. Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый  игровой материал, соединяя несколько  игр в одну и т. п. Например, в  старшей группе появилась новая  игра - «Зоологическое лото». Ведущий  поочередно открывает маленькие  карточки и показывает их игрушками. Через несколько дней кто-то из детей  говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел  на картинку и нашел животное в  своей карточке. Пусть ведущий  просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают  еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой  буквы начинается его название. Таких  усложнений может быть много, все  зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

29.Задачи и условия реализации воспитательных возможностей труда дошкольников.

На основе классификации  Ю.К. Бабанского В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

Ю.К. Бабанский

ВЛ. Логинова

В.Г. Нечаева

Воспитание отношения к труду;

воспитание отношения  к людям

труда;

формирование потребности

трудиться;

подготовка к выбору профессии

Формирование отношения к труду;

воспитание потребности

трудиться;

усвоение трудовых знаний,

умений, навыков в основных видах

труда

Формирование трудовых навыков

и умений;

воспитание отношения  к труду,

заложение основ трудолюбия;

воспитание нравственно-волевых

качеств личности;

овладение навыками трудовой

деятельности;

воспитание отношения  к труду

взрослых


Условия

 Для того чтобы дети  трудились с удовольствием, необходимо  создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником).

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную  атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто  по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?»Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - ик организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни.

-Оборудования должно хватать  для всех детей.-Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду.-Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. И только после этого объявлять о начале работы.Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А. С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня. Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.


 

 

 

25.Характеристика и  особенности  руководства театрализованными  играми в дошкольном возрасте.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения,события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

В основу руководства театрализованными  играми следует положить работу над  текстом литературного произведения. Р. И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных  средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в  данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда  тебя Журавль в гости пригласил?»; «Наташа, вспомни, как Лягушка в  теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым  поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют  дошкольники. Малышей воспитатель  увлекает эмоциональным рассказом  о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие дети активно  обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и  желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что  игра будет повторяться несколько  раз, поэтому у каждого есть возможность  попробовать себя в понравившейся  роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности  всех детей. Старшие дошкольники  могут работать подгруппами (не более 6 человек). Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки  персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку. Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность  запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи  доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями.

Итак, основная цель педагогического  руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы  как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

20.Трудности и пути их  преодоления  в отечественном предшкольном образовании.

 


Информация о работе Методика воспитания и образования детей в области дошкольного обрзования