Методика воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте.

Содержание работы

1. Ответ на вопрос № 1………………………………………….…………….3
2. Ответ на вопрос № 2………………………………………………………..4
3. Ответ на вопрос № 3 ……………………………………………………….10
4. Список литературы………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 32.90 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине

«МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

Вариант 14

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студентка  группы ЗДК-413

Голицына  Е.Ю.

 

Проверил:

Доценко И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

 

  1. Ответ на  вопрос № 1………………………………………….…………….3
  2. Ответ на  вопрос № 2………………………………………………………..4
  3. Ответ на  вопрос № 3 ……………………………………………………….10
  4. Список литературы………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. . Раскройте содержание понятия «принципы воспитания», приведите пример классификации принципов воспитания.

Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы:

  1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса - ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте.

Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения  выступают философская и психологическая  подготовка педагога;

  1. Второй принцип воспитания - принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.

Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?";

  1. Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка.

 Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нельзя" - "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" - эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных  принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

  1. . Раскройте сущность тезиса «Экологический кризис и задачи природосообразного воспитания».

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного  обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя  и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке  решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому  урок дает больше возможности для  воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного  на гуманизме.

Чтобы экологическое  воспитание не было беспочвенным, обязательно  нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе  приносят те или иные действия, формирует  свое отношение к этим действиям  и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Исходя  из этого, мы ставим вопрос: в чем  сущность экологического просвещения  в начальных классах и какие  понятия доступны для восприятия младших школьников?

В исследованиях  психологов и педагогов (например, В. В. Давыдова) выявлено, что уже у  старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления  об окружающем мире, о связях между  предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются  у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром" (1 класс, I - IV) . Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".

Какие же экологические связи устанавливаются  на уроках данного курса?

Здесь, на доступном  учащимся уровне, рассматриваются связи  между неживой и живой природой, между различными компонентами живой  природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное  внимание учителя к раскрытию  экологических связей значительно  повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса  интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель  привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический  уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала  повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение  экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить  возможные последствия вмешательства  человека в природные процессы. Без  этого невозможно полноценное экологическое  воспитание школьников.

В курсе  природоведения можно выделить три  уровня изучения природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего?

Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.

Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

Рассмотрим  некоторые связи, изучаемые на уроках природоведения.

Связи между  неживой и живой природой состоят  в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой  и живой природой существуют связи  и обратного характера, когда  живые организмы оказывают влияние  на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря  растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой  природы с живыми организмами. Она  занимает как-бы промежуточное положение  между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые  относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между  различными растениями наиболее заметно  проявляются в косвенном влиянии  одних растений на другие.

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом  леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные  для других. Так называемые сорняки  в поле или огороде, поглощают  значительную часть влаги, питательных  веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными  разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в  понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи  между животными одного вида, например, распределение гнездовой или  охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.

Существуют  своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в  лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями  деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные  вещества, растения от грибов - воду, с  растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой  природой, между компонентами живой  природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние  становятся не просто набором разных растений и животных, а природным  сообществом.

Очень большое  значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как  часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между  человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной  роли, которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются  и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком  уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в  условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного  подхода к ученикам, подбора для  них заданий разной степени сложности.

Материал  об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также  могут усвоить нормы и правила  экологического поведения в природе, так как через экологическое  просвещение воспитывается ответственное  отношение к природе.

Информация о работе Методика воспитательной работы