Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 07:48, контрольная работа
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
1. Значение поэзии в жизни ребенка
2. Принципы подбора произведений для заучивания
3. Методика проведения занятий, их структурное построение
4. Разнообразие приемов, используемых в процессе заучивания
5. Список литературы
Министерство Образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанский Гуманитарный колледж
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
предмет: Развитие речи
тема: Методика заучивания поэтических произведений с детьми дошкольного возраста
выполнила:
Лапатина Е
Карендясова Ю
Усть-Каменогорск, 2013 г.
План
1. Значение поэзии в жизни ребенка
2. Принципы подбора произведений для заучивания
3. Методика проведения занятий, их структурное
построение
4. Разнообразие приемов,
используемых в процессе
5. Список литературы
1. Значение поэзии в жизни ребенка
В методике развития речи особое
место занимает работа, направленная
на воспитание у детей любви к
поэзии, ознакомление с поэтическими
произведениями, развитие умений воспринимать
и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств
умственного, нравственного и эстетического
воспитания детей. Вопрос о заучивании
детьми стихотворений должен быть связан
с развитием эстетического восприятия
поэзии, художественного слова. В дошкольном
возрасте важно учить детей воспринимать
и оценивать поэтическое произведение,
воспитывать художественный вкус. Воспринимая
поэтические образы, дети получают эстетическое
наслаждение. Стихи действуют на ребенка
силой и обаянием ритма, мелодики; детей
привлекает к себе мир звуков.
Начинать знакомство детей с поэтическими
произведениями необходимо с раннего
возраста. Кроха еще лежит в коляске, а
мама уже декламирует ему ритмичные «Идет
бычок качается», «Наша Таня громко плачет»,
народные потешки, прибаутки, мелодичные
колыбельные напевы. Когда чадо подрастет,
этот первый, заложенный в подсознании
опыт, облегчит ему сознательный подход
к процессу заучивания. Поэтому, можно
сказать, что материнское (семейное) общение
играет большую роль в подготовке ребенка
к восприятию и воспроизведению художественных
произведений.
Заучивание стихотворений для дошкольников
имеет огромную пользу: расширяется кругозор,
рифма дает возможность обрести внутреннюю
гармонию, развивается память, формируется
культурный уровень маленького человечка.
Каждое словесное произведение, усвоенное
памятью ребенка, обогащает словарный
фонд, формирующий его собственную речь.
Выразительность исполнения развивает
технику речи: дикцию, дыхание; овладение
орфоэпией. С этой же целью проводятся
разнообразные упражнения, развивающие
речевой слух, отчетливое произношение
звуков и слов; упражнения на развитие
интонационной выразительности, воспитание
умения определять смысл логических ударений
и др.
Наиболее благоприятным периодом для
заучивания стихотворений является возраст
4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок
начинает особенно быстро развиваться
память малыша. И, если до четырех лет мы
не ставим перед ребенком задачи запомнить
произведение, а просто «начитываем» их
количество - что запомнит, то запомнит,
то после четырех лет необходимо уже целеноправлено
учить малыша запоминать текст наизусть.
И, чем больше ребенок будет учить наизусть
— тем больший объем памяти сформируется
у него для дальнейшего обучения.
Многие ученые, педагоги, занимающиеся
проблемами методики развития речи отмечают
огромное положительное влияние поэзии
на развитие речи ребенка. Н.А. Стародубова
в своем труде «Теория и методика развития
речи дошкольников» пишет, что «поэтические
произведения оказывают на ребят огромное
воздействие: обостряют чувства, способствуют
более эмоциональному восприятию содержания
произведения; открывают богатство интонаций
и звукового состава слова; развивают
чувство ритма, рифмы, творческое воображение,
юмор; помагают увидеть и выразить в словах
впечатления от многоцветного окружающего
мира; учат любить яркое меткое слово».
2. Принципы подбора
произведений для заучивания
Заучивание стихов на разных возрастных
этапах имеет свои особенности. Малыши
быстро запоминают короткие стихи, в которых
много глаголов, существительных, где
есть конкретность образа, динамика действия.
В старших группах дети запоминают значительно
большие по объему стихи (два четверостишия)
с эпитетами и метафорами.
Существуют определенные рекомендации,
составленные на основе психо-возрастных
особенностей детей, по подбору стихотворений
для заучивания в детском саду. В «Программе
воспитания в детском саду» педлагается
список произведений, разработанный с
учетом этих рекомендаций. Кроме того,
воспитатель может сам подбирать стихи
из вновь вышедших, учитывая интересы
детей.
В младшем дошкольном
возрасте требования подбора стихов
для занятий следующие:
1) простота и четкость ритма;
2) краткость самого стишка и отдельных
строк;
3) простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного
моментов при ярко выраженной действенности.
Так как мышление ребенка в этом возрасте
(3-4 г.) отличается образностью, то им легче
запоминать стихи с яркими, конкретными
образами. Слушая такие произведения,
дети могут мысленно «нарисовать» себе
его содержание.
Для заучивания можно использовать коротенькие
потешки и стихи (например, А. Барто «Игрушки»;
Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик»,
стихи С.Маршака и др.). В них описываются
хорошо знакомые игрушки, животные, дети.
По объему - это четверостишия, они понятны
по содержанию, просты по композиции, ритм
пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.
Часто есть момент игрового действия.
Эти особенности стихов облегчают процесс
их заучивания. Наличие игровых моментов,
небольшой объем стихов дают возможность
часто повторять текст и использовать
игровые приемы в процессе заучивания
стихов.
Также не стоит забывать и материал народного
творчества. Прелестные народные песенки,
шутки, прибаутки, потешки как по содержанию,
так и по форме и языку отлично отвечают
требованиям, которые должны предъявляться
к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном
возрасте рекомендуются более сложные
по содержанию и форме стихи, увеличивается
их объем (например, Е. Благинина «Мамин
день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак
«Мяч» и др.). В стихах этой возрастной
группы уже могут встречаться художественные
образы, элементы сравнения, метафоры,
эпитеты (например, в стихотворении Е.
Серовой «Одуванчик» есть такие образные
эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер
душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном
возрасте совершенствуется умение
осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно
читать наизусть стихи, проявлять инициативу
и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются
достаточно сложные по содержанию и художественным
средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет
перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина
«Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»;
С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной
к школе группе даются для заучивания
басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»,
«Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука».
Ребята очень любят их слушать и рассказывать,
хотя конечно им еще сложно понять аллегорический
смысл басни. Но для этого, воспитатель
должен провести подготовительный анализ
басни, подвести детей, с помощью сравнений
с нашей повседневной жизнью, к пониманию
басни. Л.А. Панкратова разработала несколько
примеров объяснений басен Крылова. Одно
такое объяснение можно найти в книге
Н.А.Стародубовой «Теория и методика развития
речи дошкольников».
Кроме психо-возрастного критерия подбора
поэтических произведений, в методиках
по развитию дошкольников (в основном
это книги, пособия для воспитателей и
родителей, статьи из интернета) встречается
метод подбора стихов по психо-эмоциональному
критерию. Чтобы стихотворение легко училось,
оно должно по содержанию соответствовать
не только возрасту, но и темпераменту
ребенка. Шалунам лучше предлагать для
запоминания стихи ритмичные, веселые,
деткам спокойным - размеренные, плавные.
Молчаливым детям тоже можно предложить
ритмичные стихи, потешки, песенки (так
они смогут выплеснуть стесняющую их энергию).
Застенчивым будет приятно услышать свое
имя в потешке, поставить себя на место
действующего лица. Внимания требуют дети
со слабой восприимчивостью к ритму и
рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом
никто считаться не будет, но, пока они
только учатся учить стихи, воспитатель
может помочь им в этом именно таким «эмоциональным»
подбором. Ведь ребенку необходимо понять
технику запоминания, а это легче делать
на том материале, который «сердцу ближе».
3. Методика проведения
занятий, их структурное построение
Существует много способов
и методик заучивания стихов. Рассмотрим
основные особенности заучивания стихотворений
дошкольниками.
Для методики заучивания стихов очень
существенно знание особенностей восприятия
и запоминания стихов детьми. Дети очень
любят игру с рифмами и со звуками, что
несомненно помагает в запоминании. Но
помимо этого, очень важна установка на
запоминание, мотивация детей (для чего
нужно?). Это могут быть чтение стихов на
утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы
их порадовать; выступить перед малышами
и другие мотивы. Установка мобилизует
память, внимание; ребенок старается быстрее
и лучше запомнить текст.
Характерной чертой памяти маленьких
детей является ее механический характер.
Но даже трехлетние малыши обнаруживают
смысловую память, которую необходимо
развивать, так как осмысленное запоминание
гораздо прочнее механического. Поэтому
важно довести до сознания детей смысл
произведения, заранее готовить их к восприятию.
Существенное значение имеют приемы обучения
заучиванию стихов и качество художественного
исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два
связанных между собой процесса: слушание
поэтического произведения и его воспроизведение,
то есть чтение стихотворения наизусть.
Как уже говорилось выше, воспроизведение
поэтического текста зависит от того,
насколько глубоко и полно ребенок поймет
произведение, прочувствует его. Задача
подготовить ребенка к восприятию стихотворения,
прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали
и поняли, представляет для педагога известную
сложность.
Вот некоторые методические требования
к заучиванию стихов:
- Не рекомендуется заучивать стихи хором,
так как искажается или пропадает смысл
стихотворения; появляются дефекты речи,
закрепляется неправильное произношение;
пассивные дети при хоровом чтении остаются
пассивными. Хоровое повторение текста
мешает выразительности, приводит к монотонности,
ненужной тягучести, искажению окончаний
слов, вызывает у детей быстрое утомление
от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева,
– дети рубят, скандируют стихи, отбивают
рифмы, приобретают одну и ту же манеру
крикливого бессмысленного чтения, убивающего
всякую индивидуальность».Такой же точки
зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая,
что разучивать стихи надо индивидуально,
в противном случае пропадает эстетическая
сторона деятельности.
- Поскольку для запоминания рекомендуются
короткие стихи (объем памяти у детей невелик),
стихотворение заучивается целиком (не
по строкам и строфам), именно это обеспечивает
осмысленность чтения и правильную тренировку
памяти.
- Не следует требовать полного запоминания
стихотворения на одном занятии. Психологи
отмечают, что для этого необходимо от
8 до 10 повторений, которые следует распределить
в течение какого-то отрезка времени. Для
лучшего за поминания рекомендуют менять
форму повторения, читать по ролям, повторять
стихи при подходящих обстоятельствах.
Алексеева М.М. и Яшина Б.И. в своем пособие
«Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников» предлагают для заучивания
с малышами метод использования иллюстраций
к фрагментам стиха. Их метод основан на
том факте, что дети познают окружающий
их мир с помощью наглядно-образного мышления.
Этот способ заучивания можно спутать
с демонстрацией обычных иллюстраций,
но это совершенно не верно.
Картинный фон, который наблюдает ребёнок,
одновременно с чтением стиха, помогает
воспринять стихотворение по двум органам
чувств – зрительному и слуховому, а значит,
лучше его понять и запомнить. Для лучшего
запоминания детям достаточно даже простого
схематического изображения к строчке
или смысловому фрагменту.
Авторы предлагают игру состоящую из нескольких
занятий, где после каждого смыслового
фрагмента происходит остановка, чтобы
малыш мог внимательно рассмотреть картинку.
Воспитатель может предложить ребятам
рассказать своими словами то, что они
услышали, а при необходимости повторить
фрагмент.
Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения,
воспитателю (или родителю, так как это
пособие предназначено для всех граждан,
интресующихся дошкольным развитием)
следует прочитать его с выражением. Если
стихотворение будет прочитано взрослым
наизусть – будет просто замечательно.
Затем нужно обязательно объяснить детям
незнакомые или непонятные слова и выражения.
После этого прочитать стихотворение
еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые
моменты. После повторного прочтения нужно
рассказать детям об авторе этого произведения,
а также о том, как и когда оно написано.
Такой подход облегчает восприятие поэзии
и развивает системное мышление.
Обязательно нужно рассмотреть с детьми
иллюстрации к стихотворению, ответить
на вопросы к стихотворению. Затем воспитатель
должен прочитать стихотворение еще раз.
Так, у детей сформируется цельное восприятие
произведения. А теперь можно приступить
к заучиванию стихотворения. Необходимо
предупредить ребят, что это произведение
они будут учить наизусть, мотивировать
детей на заучивание.
Когда стихотворение будет выучено, пусть
малыши нарисуют свои картины к нему. Можно
сделать подшивку таких рисунков, и время
от времени рассматривать их, воссоздавая
в памяти выученные ранее тексты. Это интересное
занятие (создание их собственного альбома
иллюстраций) даст детям возможность видеть
результаты своей деятельности, поддерживать
литературный багаж, тренировать память.
Анализируя и синтезируя все рассмотренные
способы, методы, требования к заучиванию,
а также опираясь на методическое планирование
Стародубовой Н.А., можно выделить основные
позиции при проведении поэтического
занятия в детском саду:
1. подготовка детей к восприятию поэтического
произведения (создание поэтической атмосферы,
мотивация, вступительная беседа);
2. выразительное и чувственное прочтение
стихотворения воспитателем. Прочитать
нужно так, чтобы воздействовать на сознание
и чувства детей. Причем таким должно быть
именно первое прочтение, пока не потерян
момент неожиданности;
3. беседа с детьми о стихотворении (можно
задавать вопросы, раскрывающие общую
картину произведения, вопросы расрывающие
отношения ребенка к произвелению, к герою,
к поступкам, вопросы помогающие понять
поэтическую форму и средства выражения;
4. повторное чтение всего произведения
с установкой на запоминание;
5. воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает
и изъявляет желание прочитать. Поскольку
не все дети быстро запоминают текст, воспитатель
помогает детям, подсказывает слова, интонации,
напоминает о силе голоса, темпе речи.Чтобы
поддержать интерес детей к запоминанию
и улучшить его результаты, следует менять
форму повторения (чтение в лицах, для
кукы, в игровой форме). Стихотворение
повторяется индивидуально, а не хором!
6. Закрепление произведения на следущих
занятиях, в подходящих по тематике жизненных
ситуациях; создание детских иллюстраций
к произведению, прослушивание музыки.
Жуковская Р. И. В своей работе «Чтение
стихотворений в детском саду» описывает
некоторые приемы для лучшего запоминания
стихов:
игровые (стихотворение
А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается
с куклой и мячиком);
досказывание детьми
рифмующегося слова; чтение по ролям
стихов, написанных в диалогической форме;
частичное воспроизведение
текста всей группой, если речь идет
от лица коллектива. Это может быть одна
реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие.
Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»
один ребенок или воспитатель читает текст,
а все дети продолжают:
«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто,
чисто. Будет, будет трубочист чист, чист,
чист, чист». Коллективное чтение заставляет
прислушиваться к чтению и читать именно
те строчки, которые нужны в этом месте;
драматизация с игрушками,
если стихотворение дает возможность
использовать игрушку;
воспроизведение
игровых стихов методом игры («Телефон»
К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке»
С. Маршака)
На формирование выразительности направлены
и такие приемы:
образец выразительного чтения, пример
выразительного чтения ребенка, оценка
чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание
о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее
пережитые чувства; объяснения и указания
по поводу выразительной формы чтения;
характеристика персонажей, помогающая
подобрать нужные интонации.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии»
в детском саду, когда поэтическое слово
звучит на прогулке, в повседневном общении,
на природе. Важно читать детям стихи,
заучивать их не от случая к случаю, не
только к праздникам, а систематически
в течение года, развивать потребность
слушать и запоминать. Где, когда, как и
при каких условиях преподносить детям
новое, им еще неизвестное стихотворение?
Ответить на этот вопрос трудно. Решение
его в каждом отдельном случае будет зависеть
от взаимоотношения содержания стихотворения
и требований жизни и педагогической работы.
Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись
на пробившийся из-под старого валежника
цветок, можно рассмотреть его и тут же
прочесть стишок:
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся
грозы и заметив на небе «последнюю тучу
рассеянной бури», как не обратить на нее
внимание и не прочесть детям восхитительного
стихотворения Пушкина.
Рассказ, картина, эпизод из жизни могут
заставить педагога припомнить подходящее
стихотворение и прочесть его детям. Педагог
должен не только владеть искусством выразительного
чтения, но и знать весь запас отобранных
стихотворений для заучивания. В каждый
подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое
стихотворение должно быть к услугам педагога.
Следовательно, на запоминание и воспроизведение
стихотворения оказывают влияние психологические,
возрастные и индивидуальные особенности
усвоения материала, а также содержание
и форма поэтического текста, его подача.
4. Творческий конспект
по заучиванию стихотворений в старших
группах
Как пример занятия по восприятию и воспроизведению
поэтического произведения в детском
саду, можно привести один из конспектов,
предлагаемых нам О.С. Ушаковой и Н.В.Гавриш.
Дети 5-6лет. Тема: заучивание стихотворения
Я.Акима «Апрель».
Задачи: формировать умение выразительно
читать наизусть стихотворение; учить
воспроизводить в своей речи образные
выражения из текста.
Оборудование: открытки с изображением
ранней весны и цветущей вербы.
***
Воспитатель:
Вспомните, как вы почувствовали, что пришла
весна?
Дети отвечают.если
они затрудняются с ответом, воспитатель
приводит свой пример. Вышла я вчера под
вечер во двор и почувствовала, что пахнет
весной, землей. Было тепло и тихо, только
весело тенькала синица. Вот так я почувствовала
приход весны.
Воспитатель выразительно читает отрывок
из стихотворения «Апрель» Я.Акима, затем
беседует с детьми о прочитанном.
АПРЕЛЬ
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам .
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро! Скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Я.Аким
Беседа по содержанию
стихотворения
· В первых строчках стихотворения говорится,
что весна долго шла тайком от ветров и
стужи. Как можно назвать такую весну?
· Объясните слова: «А сегодня — прямиком
шлепает по лужам. Гонит талые снега...».
· О какой весне здесь говорится? Что происходит
с весной?
· Что называет поэт «бархатом зеленым»?
· Как вы думаете, почему в стихотворении
говорится что верба первой приносит новость
о весне?
Дети отвечают.
Ребята, обратите внимание на открытку.
Так цветет верба. Поэт называет вербу
«серая лапка». Посмотрите на картинку
и скажите почему.
Дети отвечают.
Воспитатель повторно
читает стихотворение.
Какое настроение
вызывает у вас это стихотворение? Каким
голосом его надо рассказывать?
Дети отвечают. Затем
читают стихотворение наизусть (4-5 выступлений).
Ребята, давайте рассмотри все открытки
и расскажем, как на картинках показано
то, о чем идет речь в стихотворении.
Заключение
Таким образом из всего выше сказанного,
можно сделать вывод, что художественная
литература и, в частности, поэзия (и художественная
мировая, и фольклерная) является важным
источником средства обогащения образной
речи ребенка, развития его поэтического
слуха, этических и нравственных понятий.
Ознакомление детей дошкольного возраста
с поэтическим жанром художественной
литературы помогает решать часть задач,
которые стоят перед воспитателем при
развитии речи ребенка. Это таки задачи
как: расширение кругозора, развитие памяти,
формирование культурного уровеня, обогощение
словарного запаса, развитие техники речи.
Существование различных методик заучивания
стихотворений в детском саду, не дезориентирует
воспитателя, а наоборот, при выявлении
общих, главных позиций позволяет придерживаться
главных правил и рекомендаций для достижения
наилучшего результата.
Подвести итог данной работы можно словами
В. Г. Белинского «Читайте детям стихи,
пусть ухо их приучится к гармонии русского
слова, сердце преисполнится чувством
изящного, пусть поэзия действует на них
так же, как и музыка».
5. Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы
с художественной литературой в детском
саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения родному языку
дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Андросова В. Чтение произведений художественной
литературы: Старшая группа // Дошкольное
воспитание. - 1991. - №4.
3. Бородич А. М. Методика развития речи
детей. - М., 1981.
4. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений
в детском саду. - М., 1981.
5. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.
- СПб., 2004.
6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития
речи дошкольников. - М., 2008
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой
детей 5-7 лет. Методические рекомендации.
Конспекты занятий. - М., 2010
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития
речи детей дошкольного возраста: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений.
- М., 2004.
9. Статьи из интернета (сайты по раннему
развитию ребенка).
Информация о работе Методика заучивания поэтических произведений с детьми дошкольного возраста