ФГБОУ ВПО «
ЧГПУ им.И.Я. Яковлева»
Факультет дошкольной
и коррекционной педагогики и
психологии
Кафедра коррекционной
педагогики
Контрольная работа
По дисциплине:
«Педагогика»
На тему:
«Методология и методы педагогических
исследований»
Выполнила студентка 1 курса
заочного отделения
Направление «Педагогическое
образование»
Профиль «Дошкольное
образование»
Петрова Вера Ивановна
Чебоксары 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Методологические
и теоретические основы педагогики
- Основные подходы в педагогике
Глава 2. Методы
педагогических исследований
2.1 Методы изучения
коллективных явлений
2.2. Этапы педагогического
исследования
Заключение
Список использованной
литературы
|
3
4
5
8
10
11
13
14 |
Введение
Психология
и педагогика изучают факты и
закономерности психической жизни
и процессов воспитания и обучения.
Эти науки взаимосвязаны, так
как без знания психологии, которая
является своеобразной методологической
базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного
воспитательного воздействия на других,
в том числе и на детей, невозможна и разработка
методик обучения. В то же время психологии
необходима практическая проверка ее
теоретических концепций, что и происходит
в педагогическом процессе. Взаимодействие
этих наук обеспечивает развитие теории
и практики, позволяющее лучше понять
человека, его поведение и переживания,
причину его радостей и тревог.
Поэтому для
нас было интересно изучить методологию
и методы психологической науки.
Естественно, что
в реферате дано только краткое освещение
тех сложных проблем, которые
решили и решают в настоящее время
психология и педагогика.
Глава
1. Методологические
и теоретические основы педагогики
Методология - система принципов и способов
организации и построения теоретической
и практической деятельности.
Общая
методология педагогики предполагает учёт:
- Основных положений и принципов материалистической диалектики;
- Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
- Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
- Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
- Основных категорий материалистической диалектики;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
- Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования) [1].
Специальная
методология педагогики ориентирует на
учёт:
- Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
- Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
- Единства воспитания и самовоспитания личности.
Частная
методология педагогики предполагает учёт:
- Закономерностей;
- Принципов;
- Методов обучения и воспитания.
- Основные подходы в педагогике
Основные методологические
подходы в педагогике:
- Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
- Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
- Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
- Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
- Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
- Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
- Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
- Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные[2].
Выделенные
методологические подходы педагогики
как отрасли гуманитарного знания позволяют:
- Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
- Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
- Реализовать гуманистическую парадигму образования.
- Выявить свою личностную позицию.
Глава 2. Методы педагогических
исследований
Методы
педагогических исследований - пути и способы познания объективной
реальности педагогических явлений. Выделяются
следующие их особенности:
- Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);
- Неповторимость;
- Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).
Конечная цель
педагогических исследований - установление закономерностей в
педагогических процессах.
Принципы выбора
методов исследования:
- Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
- Принцип совокупности методов исследования.
Классификация
методов исследования:
- Теоретические методы.
- Научно-прикладные методы:
- Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
- По масштабу:
- глобальный;
- локальный;
- микроэксперимент.
- По цели:
- констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
- проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
- формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
- По месту проведения:
- естественный;
- лабораторный.
- Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
- Традиционно-педагогические методы:
- наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;
- изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
- изучение первоисточников;
- изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
- изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
- беседа;
- интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
- Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаем<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New