Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:33, творческая работа
Цель исследования: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.
Объект исследования: студенты в возрасте 20-25 лет.
Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям
Министерство образования
Учреждение образования «
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра «Социальная педагогика»
Исследовательский портфолио
по дисциплине
«Методология и методы социально-педагогического исследования»
Выполнила:
Студентка заочной формы Луферчик Ольга Владимировна
3 курса, 32 группы
Проверила:
Заведующий кафедрой
«Социальная педагогика», доцент Клипинина Валентина Николаевна
Минск, 2012
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Область исследования: семейная педагогика.
Проблема исследования: каковы мотивации современной молодежи к вступлению в брак и готовности к семейной жизни.
Цель исследования: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.
Объект исследования: студенты в возрасте 20-25 лет.
Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям
Описательная гипотеза:
Предполагаем, что подготовка к семейной жизни будет более эффективной, а мотивация вступления в брак более осознанной при внедрении следующих условий (задач):
Объяснительная гипотеза:
Если создать такие условия как:
- введение в учреждения образования дополнительных курсов и факультативов направленных на освящение проблем возникающих в процессе семейной жизни, на формирование готовности к осознанному родительству, на развитие семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа;
- проведение дополнительных
мероприятий с участием
- проведению просветительских программ (работ) с молодежью по повышению культурно-нравственных ценностей, развитию сексуальной культуры молодежи, повышению ответственности за воспитание детей;
Принятие таких мер, позволит молодежи более осознанно подойти к вопросам создания семьи, а также повысить эффективность и качество семьи – как социального института. Так как всесторонняя осведомленность в вопросах и проблемах семейных отношений позволит молодежи избежать необдуманных и поспешных решений.
Задачи исследования:
Эссе актуальность темы исследования, аргументы, степень ее разработанности
Сегодня в каждом социуме, в соответствии с его нормами и правилами существуют понятия семьи, брака и предбрачных отношений.
Добрачное поведение и выбор брачного партнера для заключения брака и создания семьи – это очень важная сфера человеческих взаимоотношений, являющаяся достаточно актуальной в настоящее время.
Отношение к любви и браку, каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых людей - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.
Данная проблема не стояла так остро, как сейчас – это связанно с такими изменениями в нашем обществе как: дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, рост сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности. Медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. У юношества и молодежи порой не сформированы представления о физиологии не только противоположного, но и собственного пола. Очень поверхностными являются знания из области психологии семейных взаимоотношений, деторождении и уходе за младенцами.
Одной из важнейших функций семьи
является репродуктивная функция. Неизбежное
следствие безграмотности в области
репродуктивного здоровья – увеличение
количества случайных и нежелательных
беременностей среди
Возрастает число разводов, увеличивается количество неполных семей, в результате происходит ухудшение реализации целого ряда важнейших социальных функций, таких как воспитательная, социализирующая, адаптирующая и т.д.
Всех этих многочисленных проблем можно избежать, если постепенно и целенаправленно готовить молодежь к предстоящей семейной жизни. В процессе этой подготовки, являющейся важнейшей задачей не только родительских семей, но и всех образовательных молодежных учреждений, должны сформироваться максимально реальные представления о семейной жизни.
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями.
В последние годы в нашей стране
проведено немало исследований по изучению
представлений молодежи о будущей
семейной жизни. Знание представлений
и ориентации молодых людей в
вопросах любви, брака и семьи
позволяет не только лучше понять
нравственно-психологические
Формирование готовности студентов к семье, браку и предбрачным отношениям отражены в работах Е.Б. Бреевой, С.Н. Буровой, Т.А. Гурко, К.С. Дзагкоева, И.В. Игнатова, Е.М. Черняк, В.В. Чечета, Н.Л. Юркевича и других ученых.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Брак по своему существу возникает из выбора и решения.
Подготовка молодежи к вступлению
в брак, к будущей семейной жизни
– неотъемлемая составная часть
общей системы воспитания подрастающего
поколения. Семейная жизнь, открывая человеку
возможность для личностного
роста и счастья, одновременно предъявляет
к нему немало требований. Среди
факторов, определяющих стабильность
молодых семей, выделяют готовность
молодежи к браку. Это система
социально-психологических
Готовность к браку –
1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.
2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.
4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности.
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
Э.Г. Эйдемиллер считает, что успешные брачно-семейные отношения обладают следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций.
Юношу или девушку нельзя считать
подготовленными к браку, если они
не имеют ясного представления о
том, зачем вступают в брак, чего
ждут от семьи, какие семейные отношения
хотят построить, какие обязанности
на них налагает супружество, родительство.
Будущие супруги должны быть готовы
к тому, чтобы сознательными
Подготовка студенческой молодежи
к супружеской жизни
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Ковалева, О. Ф. О готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству / О. Ф. Ковалева // Социально-педагогическая работа – 2009. - № 4. – с. 10-14.
Семейная педагогика.
Семья – это социальный институт, объединение людей в браке, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, взаимной ответственностью.
Брак
– это исторически меняющаяся
социальная форма отношений
Термин «готовность» означает такой момент в развитии человека, когда он достаточно созрел, чтобы сформировать определенную модель поведения. В структуру готовности включают следующие компоненты: мотивационный (потребность успешно решить задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны), познавательный (понимание задачи, оценка ее значимости, выбор средств для достижения цели, прогнозирование вероятных изменений), эмоциональный (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление), волевой (управление собой, мобилизация сил, преодоление сомнений, боязни).
Информация о работе Методология и методы социально-педагогических исследований