Методология и методы социально-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:33, творческая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.
Объект исследования: студенты в возрасте 20-25 лет.
Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям

Файлы: 1 файл

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Оля.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет  имени Максима Танка»

 

 

Факультет социально-педагогических технологий

 

Кафедра «Социальная педагогика»

 

 

 

 

 

Исследовательский портфолио

по дисциплине

«Методология и методы социально-педагогического  исследования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка заочной формы                         Луферчик Ольга Владимировна

3 курса, 32 группы

 

 

 

Проверила:

Заведующий кафедрой

«Социальная педагогика», доцент          Клипинина Валентина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Область исследования: семейная педагогика.

 

Проблема исследования: каковы мотивации современной молодежи к вступлению в брак и готовности к семейной жизни.

 

Цель исследования: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.

 

Объект исследования: студенты в возрасте 20-25 лет.

 

Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям

 

Описательная  гипотеза:

Предполагаем, что подготовка к семейной жизни будет более эффективной, а мотивация вступления в брак более осознанной при внедрении следующих условий (задач):

  1. При включении в учреждения образования курсов, факультативов по формированию у молодежи готовности к осознанному родительству, семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа.
  2. При проведении дополнительных мероприятий (консультаций, встреч и др.) с участием профильных специалистов (юристов, врачей, сотрудников загса и др.) по различным аспектам подготовки к семейной жизни и ответственности за воспитание детей.
  3. При систематической информационно-просветительской работе по повышению престижа семьи в обществе.

 

Объяснительная  гипотеза:

Если создать такие  условия как:

- введение в учреждения образования дополнительных курсов и факультативов направленных на освящение проблем возникающих в процессе семейной жизни, на формирование готовности к осознанному родительству, на развитие семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа;

- проведение дополнительных  мероприятий с участием профильных  специалистов по различным аспектам  подготовки к семейной жизни;

- проведению просветительских программ (работ) с молодежью по повышению культурно-нравственных ценностей, развитию сексуальной культуры молодежи, повышению ответственности за воспитание детей;

Принятие таких мер, позволит молодежи более осознанно  подойти к вопросам создания семьи, а также повысить эффективность  и качество семьи – как социального  института. Так как всесторонняя осведомленность в вопросах и  проблемах семейных отношений позволит молодежи избежать необдуманных и поспешных  решений.

 

 

 

 

Задачи исследования:

    1. Изучить историю и современное состояние готовности молодежи к семейной жизни и мотивации вступления в брак.
    2. Проанализировать подходы к понятию «готовности к семейной жизни».
    3. Определить и изучить технологии формирования у студенческой молодежи семейных социально-нравственных ценностей с учетом инновационных форм и методов взаимодействия с молодежью.
    4. Выявить отношения студенческой молодежи к семейным ценностям и к семье как таковой.
    5. Разработать социально-педагогическую тематику программы по подготовке молодежи к семейной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе актуальность темы исследования, аргументы, степень  ее  разработанности

 

Сегодня в каждом социуме, в соответствии с его нормами и правилами  существуют понятия семьи, брака  и предбрачных отношений.

Добрачное поведение и выбор  брачного партнера для заключения брака  и создания семьи – это очень  важная сфера человеческих взаимоотношений, являющаяся достаточно актуальной в  настоящее время.

Отношение к любви и браку, каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых людей - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Данная проблема не стояла так остро, как сейчас – это связанно с такими изменениями в нашем обществе как: дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, рост сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности. Медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. У юношества и молодежи порой не сформированы представления о физиологии не только противоположного, но и собственного пола. Очень поверхностными являются знания из области психологии семейных взаимоотношений, деторождении и уходе за младенцами.

Одной из важнейших функций семьи  является репродуктивная функция. Неизбежное следствие безграмотности в области  репродуктивного здоровья – увеличение количества случайных и нежелательных  беременностей среди несовершеннолетних (более всего внебрачных рождений приходится на возраст 15-19 лет), которые  часто влекут за собой серьезные  человеческие трагедии.

Возрастает число разводов, увеличивается количество неполных семей, в результате происходит ухудшение реализации целого ряда важнейших социальных функций, таких как воспитательная, социализирующая, адаптирующая и т.д.

Всех этих многочисленных проблем  можно избежать, если постепенно и  целенаправленно готовить молодежь к предстоящей семейной жизни. В  процессе этой подготовки, являющейся важнейшей задачей не только родительских семей, но и всех образовательных  молодежных учреждений, должны сформироваться максимально реальные представления  о семейной жизни.

В каждом социуме, в соответствии с  их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных  отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более  сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями.

В последние годы в нашей стране проведено немало исследований по изучению представлений молодежи о будущей  семейной жизни. Знание представлений  и ориентации молодых людей в  вопросах любви, брака и семьи  позволяет не только лучше понять нравственно-психологические особенности  их поведения, но и предвидеть развитие их взаимоотношений в будущей  семье.

Формирование готовности студентов  к семье, браку и предбрачным отношениям отражены в работах Е.Б. Бреевой, С.Н. Буровой, Т.А. Гурко, К.С. Дзагкоева, И.В. Игнатова, Е.М. Черняк, В.В. Чечета, Н.Л. Юркевича и других ученых.

Семья начинается с брака и в  нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую  он сам не создавал: это семья, учрежденная  его отцом и матерью, в которую  он входит одним рождением, задолго  до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Брак по своему существу возникает  из выбора и решения.

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни  – неотъемлемая составная часть  общей системы воспитания подрастающего  поколения. Семейная жизнь, открывая человеку возможность для личностного  роста и счастья, одновременно предъявляет  к нему немало требований. Среди  факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система  социально-психологических установок  личности, определяющая эмоционально-психологическое  отношение к образу жизни, ценностям  супружества.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Э.Г. Эйдемиллер считает, что успешные брачно-семейные отношения обладают следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций.

Юношу или девушку нельзя считать  подготовленными к браку, если они  не имеют ясного представления о  том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения  хотят построить, какие обязанности  на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными  усилиями создать благоприятные  условия для жизни семьи, для  каждого его члена.

Подготовка студенческой молодежи к супружеской жизни исключительно  важна как для своевременного создания семьи и воспитания детей, так и для укрепления семейных отношений. Жизненные стратегии  молодежи являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных  перемен, происходящих в нашем обществе. Именно это делает значимым исследование особенностей формирования готовности студентов к семье, браку и  предбрачным отношениям, а также проблем жизненных стратегий молодежи. Недостаточная готовность студенческой молодежи к семье, браку и предбрачным отношениям является сегодня тормозом и индивидуального, и общественного развития. Таким образом, можно отметить, что проблема подготовки студентов к будущей семейной жизни является очень актуальной и требующей особого внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

 

    1. Библиографическое описание источника

 

Ковалева, О. Ф. О готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству / О. Ф. Ковалева // Социально-педагогическая работа – 2009. - № 4. – с. 10-14.

 

    1. Область социальной работы, которой посвящена статья:

 

Семейная педагогика.

 

    1. Ключевые понятия:

     

           Семья  – это социальный институт, объединение людей в браке, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, взаимной ответственностью.

          Брак  – это исторически меняющаяся  социальная форма отношений между  мужчиной и женщиной. Он устанавливает  супружеские, родственные права  и обязанности с целью создания  семьи, рождения и воспитания  детей.

          Термин  «готовность» означает такой  момент в развитии человека, когда он достаточно созрел, чтобы сформировать определенную модель поведения. В структуру готовности включают следующие компоненты: мотивационный (потребность успешно решить задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны), познавательный (понимание задачи, оценка ее значимости, выбор средств для достижения цели, прогнозирование вероятных изменений), эмоциональный (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление), волевой (управление собой, мобилизация сил, преодоление сомнений, боязни).

Информация о работе Методология и методы социально-педагогических исследований