Методология и методы социально-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:33, творческая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.
Объект исследования: студенты в возрасте 20-25 лет.
Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям

Файлы: 1 файл

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Оля.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План:

    1. Проблема подготовки молодежи к семейной жизни, понятие «готовность».
    2. Подготовка к семейной жизни, этико-психологическая готовность к браку.
    3. Структурные компоненты готовности молодежи к семейной жизни.
    4. Исследование по проблеме подготовки современной молодежи к будущей семейной жизни.

 

 

 

 

Тезисы:

 

    1. – Недостаточный уровень развития психоэмоциональной устойчивости и социальной дееспособности значительной часть семей препятствует выполнению социализирующей функции семьи;

-- Готовность – это определенная сформированная модель поведения;

 

    1. – Подготовка к семейной жизни играет важную роль в становлении личности и созданию полноценной семьи;

-- Ключевой предпосылкой гармонии  супружества и прочности семьи  является этико-психологическая  готовность вступающих в брак;

 

    1. – Те компоненты, без которых не может происходить процесс формирования будущей семьи;

-- Каждый из компонентов имеет  определенное содержание и их взаимодействие образует основу функционирования относительно самостоятельного педагогического процесса подготовки молодежи к созданию семьи;

 

    1. – Необходимо для изучения ситуации  готовности молодежи к созданию семейно-брачных отношений;

--Определению социально-нравственной, этико-психологической, эмоционально-ценностной, действенно-практической готовности и сформированности личности;

 

Факты:

 

    1. – Обусловлено рядом негативных тенденций в сфере семьи и брака: сокращается число браков, падает уровень рождаемости, растет число разводов и отказов от детей;

--«Готовность» появилась в экспериментальной психологии (Б.Г.Ананьев, А.В. Крутецкий, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский);

 

    1. – Подготовка к семейной жизни может происходить, как в учреждениях образования, так и дополнительных учреждениях образованиях;

-- Семья не возможна без проектирования оптимальной и реальной модели будущей семьи, понимания сложности жизни в семейном коллективе, стремления идти на уступки и д.р.

 

    1. –Социально-нравственный, мотивационный, психологический и педагогический; эмоционально-ценностный; действенно-практический, эмоционально волевой;

 

    1. –Компоненты, включающие личностные аспекты больше сформированы у девушек;

-- Общая ситуация данного исследования, требует дальнейшего совершенствования  процесса подготовки молодежи  к семейной жизни; 

 

Документы необходимые  для исследования проблемы:

 

«Кодекс Республики Беларусь о браке  и семье»  от 9июня 1999 года №278-3

Принят Палатой представителей 3 июня 1999 года.

Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года.

 

    1.   Аннотация

 

В данной статье рассматриваются степень и уровни готовности личности к браку, семейной жизни и родительству, а так же различные компоненты процесса подготовки молодежи к браку и семейной жизни. Анализируются результаты проведенного автором исследования в 2006-2010 годах в рамках Президентской программы «Дети Беларуси». Дается оценка мотивации вступления в брак, выявляется отношение респондентов к роли супругов, роли родителей, готовности к распределения: домашних обязанностей, уходом за детьми и их воспитанием, материальным  обеспечением семьи.

 

    1. Вывод. Основная идея данной статьи

     В данной статье объединены различные точки зрения ученых на проблему готовности молодежи к созданию семьи. Выделены структурные компоненты, которые необходимы для формирования и развития определенных знаний и умений у будущих супругов. Важным, является процесс подготовки молодежи в учреждениях образования и всемерно способствовать формированию у юношей и девушек готовности к семейно-брачным отношениям. К сожалению современная политическая и социально-экономическая ситуация привела к существенным изменениям в общественном и индивидуальном сознании людей. Поэтому, в данный момент проблема подготовки молодежи к семейной жизни требует уточнения традиционных взглядов и переосмыслении ее многих аспектов с учетом положительных отечественных и мировых тенденций.

   Информация из данной статьи может использоваться для исследования уровня подготовки молодежи к семейной жизни, а также в помощи разработки социально-педагогических программ для повышения уровня подготовки молодежи в данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

Описание технологии наблюдения и разработка его плана и программы

 

    1. Цель: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.
    2. Задачи:

- выявить отношение молодежи к  понятиям «семья», «брак»

- определить степень готовности  молодежи к семейной жизни

    1. Объект наблюдения: студенты 3 – 5  курсов в возрасте 20-25 лет ( 30 человек)
    2. Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям
    3. Виды наблюдения: выборочное, не включенное, кратковременное
    4. Продолжительность: 30 минут
    5. Обработка полученной информации:

Результаты проведенного исследования показали, что существует критическая ситуация данной проблемы и необходимость дальнейшего ее исследования. Критичность проблемы проявляется в следующем:

 

- у большинства респондентов преобладает приоритет свободных и ни к чему не обязывающих отношений между мужчиной и женщиной.

 

- социально-экономические  условия для создания семьи, по мнению молодежи, неудовлетворительны (на вопрос: «Какие ассоциации вы связываете с семьей: семья – это…?» большинство отвечали: « Семья – дорогое удовольствие»).

 

- мотивации к вступлению в брак у опрощенных респондентов является: боязнь остаться одинокими; потребность продолжения рода; принятие негласных условий (долгое проживание в гражданском браке; незапланированная беременность; преждевременный сексуальный опыт и  т. д.).

      

 

 

 

Технология разработки опросного листа

 

Сам лист опроса содержит 10 вопросов

 

Цель беседы – определить отношения молодежи к понятию «семья», а так же мотивацию вступления в брак.

 

Предварительно составленный перечень вопросов, который в дальнейшем был апробирован:

 

1. сколько вам лет?

2. Как  вы относитесь к браку?

3 . В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

4. Какие  ассоциации вы связываете с  семьей: семья – это…?

5. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?

6. Кто в семье должен зарабатывать деньги?

7. Когда вы встретили свою первую любовь?

8. Хотели ли вообще вступать в брак?

9. Какая для вас самая нормальная причина вступать в брак?

10. Есть ли у вас друзья, состоящие в браке?

 

Беседа  велась индивидуально в свободной  форме с выборочным фиксированием  ответов собеседника по предварительно составленному плану. Можно отметить, что большая часть респондентов относится к семье, положительно, но на данном этапе не готово к ее созданию, а мотивационные особенности вступления в брак основаны больше на чувственном восприятии.

 

Описание предполагаемой выборки  испытуемых и базы исследования

Предполагаемая выборка  испытуемых – студенты в возрасте 20-26 лет.

 

База исследования: «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

 

Модель анкеты

 

Была  разработана следующая модель анкеты – анкета закрытого типа, на каждый вопрос анкетируемым даются ответы «да» или «нет».  Эта анкета адресована студентам в возрасте 20-26 лет.

 

Цель  анкеты: Определить уровень готовности молодежи с семейным отношениям.

 

Инструкция:

Уважаемые студенты ответьте на вопросы и утверждения искренне. Отвечайте быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".

 

Имя, возраст______________________________________________________

 

Анкета

1.  Согласны ли вы с утверждением, что семья и семейные отношения  важнее дружбы, друзей и приятельских  отношений?

2.  Считаете ли вы, что вам  следует продолжить работу по  специальности после вступления  в брак?

3.  Не кажется ли вам, что  семья без детей, что дом  без хозяина?

4.  Все ваши знакомые хвалят  приготовленные вами блюда?

5.  В будущем вы намереваетесь  делиться с партнером всеми  своими тайнами и секретами?

6.  Не думаете ли вы, что  брак ваших родителей удался?

7.  Одобряете ли вы идею  так называемого "пробного  брака"?

8.  Считаете ли вы добрачные  связи предосудительными и недопустимыми?

9.  Готовы ли вы простить  измену вашему партнеру?

10. Можете ли вы утверждать, что  снисходительно и терпимо оноситесь к недостаткам других?

11. Готовы ли вы разделять  увлечения вашего партнера?

12. Склонны ли вы преувеличивать  достоинства тех, кого любите?

13. Думаете ли вы, что работа  вашего партнера будет менее  важна, чем ваша?

14. Уверены ли вы в том, что  забота о повседневных мелочах  будет доставлять вам удовольствие?

15. Если с вами обращаются  вежливо и деликатно, то вы  можете уступить?

16. Всегда ли вы точно знаете, что волнует вашего партнера  в данный момент?

17. Часто ли вызывают ваше  раздражение отдельные привычки  партнера?

18. Бывает ли вам трудно общаться  с родителями вашего партнера?

19. При разговоре о детях вы  пренебрежительно морщитесь или  переводите разговор на другую  тему?

20. Вы и дня не можете прожить  друг без друга?

21. Откровенны ли вы с партнером  в разговорах о собственных  проблемах и недостатках?

22. Считаете ли вы, что ваш  партнер мог бы быть немного  красивее и умнее?

23. Вам проще представить свое  будущее без карьеры, чем без  семьи?

24. Не кажется ли вам, что  вы всерьез задумались о браке  только после того, как мама  одобрила ваш выбор?

25. Ваша гармония доходит до  того, что вы одинаково оцениваете  поступки ваших друзей и знакомых?

26. Не вызывает ли у вас  раздражение стремление партнера  нравиться не только вам?

 

Результаты теста.

Подсчитайте набранную сумму баллов (СБ) с помощью ключа:

1.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

2.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

3.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

4.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

5.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

6.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

7.  да - 0, нет - 2, иногда - 0

8.  да - 2, нет - 0, иногда - 0

9.  да - 2, нет - 0, иногда - 1

10. да - 2, нет - 0, иногда - 1

11. да - 2, нет - 0, иногда - 1

12. да - 2, нет - 0, иногда - 1

13. да - 0, нет - 2, иногда - 0

14. да - 2, нет - 0, иногда - 1

15. да - 2, нет - 0, иногда - 1

16. да - 2, нет - 0, иногда - 1

17. да - 0, нет - 2, иногда - 0

18. да - 0, нет - 2, иногда - 0

19. да - 0, нет - 2, иногда - 0

20. да - 2, нет - 0, иногда - 1

21. да - 2, нет - 0, иногда - 1

22. да - 0, нет - 2, иногда - 0

23. да - 2, нет - 0, иногда - 1

24. да - 0, нет - 2, иногда - 0

25. да - 2, нет - 0, иногда - 1

26. да - 0, нет - 2, иногда - 0

Коэффициент готовности (КГ) к вступлению в брак вычисляется по формуле: 

КГ = (СБ : 52) х 100%

Например, если вы набрали 23 балла, то  КГ= (23:52)х100% = 0,442х100% = 44,2%

Значит, вы готовы к браку на 44%.

0 - 20 баллов - неготовность к вступлению  в брак.

21 - 38 баллов - частичная готовность  к семейной жизни.

Информация о работе Методология и методы социально-педагогических исследований