Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:33, творческая работа
Цель исследования: выявить готовность к семейной жизни современной молодежи, а также мотивации вступления в брак.
Объект исследования: студенты в возрасте 20-25 лет.
Предмет исследования: формирование готовности к семейным отношениям
План:
Тезисы:
-- Готовность – это определенная сформированная модель поведения;
-- Ключевой предпосылкой
-- Каждый из компонентов имеет определенное содержание и их взаимодействие образует основу функционирования относительно самостоятельного педагогического процесса подготовки молодежи к созданию семьи;
--Определению социально-нравственной, этико-психологической, эмоционально-ценностной, действенно-практической готовности и сформированности личности;
Факты:
--«Готовность» появилась в экспериментальной психологии (Б.Г.Ананьев, А.В. Крутецкий, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский);
-- Семья не возможна без проектирования оптимальной и реальной модели будущей семьи, понимания сложности жизни в семейном коллективе, стремления идти на уступки и д.р.
-- Общая ситуация данного
Документы необходимые для исследования проблемы:
«Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» от 9июня 1999 года №278-3
Принят Палатой представителей 3 июня 1999 года.
Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года.
В данной статье рассматриваются степень и уровни готовности личности к браку, семейной жизни и родительству, а так же различные компоненты процесса подготовки молодежи к браку и семейной жизни. Анализируются результаты проведенного автором исследования в 2006-2010 годах в рамках Президентской программы «Дети Беларуси». Дается оценка мотивации вступления в брак, выявляется отношение респондентов к роли супругов, роли родителей, готовности к распределения: домашних обязанностей, уходом за детьми и их воспитанием, материальным обеспечением семьи.
В данной статье объединены различные точки зрения ученых на проблему готовности молодежи к созданию семьи. Выделены структурные компоненты, которые необходимы для формирования и развития определенных знаний и умений у будущих супругов. Важным, является процесс подготовки молодежи в учреждениях образования и всемерно способствовать формированию у юношей и девушек готовности к семейно-брачным отношениям. К сожалению современная политическая и социально-экономическая ситуация привела к существенным изменениям в общественном и индивидуальном сознании людей. Поэтому, в данный момент проблема подготовки молодежи к семейной жизни требует уточнения традиционных взглядов и переосмыслении ее многих аспектов с учетом положительных отечественных и мировых тенденций.
Информация из данной статьи может использоваться для исследования уровня подготовки молодежи к семейной жизни, а также в помощи разработки социально-педагогических программ для повышения уровня подготовки молодежи в данной проблеме.
Описание технологии наблюдения и разработка его плана и программы
- выявить отношение молодежи к понятиям «семья», «брак»
- определить степень готовности молодежи к семейной жизни
Результаты проведенного исследования показали, что существует критическая ситуация данной проблемы и необходимость дальнейшего ее исследования. Критичность проблемы проявляется в следующем:
- у большинства респондентов преобладает приоритет свободных и ни к чему не обязывающих отношений между мужчиной и женщиной.
- социально-экономические условия для создания семьи, по мнению молодежи, неудовлетворительны (на вопрос: «Какие ассоциации вы связываете с семьей: семья – это…?» большинство отвечали: « Семья – дорогое удовольствие»).
- мотивации к вступлению в брак у опрощенных респондентов является: боязнь остаться одинокими; потребность продолжения рода; принятие негласных условий (долгое проживание в гражданском браке; незапланированная беременность; преждевременный сексуальный опыт и т. д.).
Технология разработки опросного листа
Сам лист опроса содержит 10 вопросов
Цель беседы – определить отношения молодежи к понятию «семья», а так же мотивацию вступления в брак.
Предварительно составленный перечень вопросов, который в дальнейшем был апробирован:
1. сколько вам лет?
2. Как вы относитесь к браку?
3 . В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?
4. Какие ассоциации вы связываете с семьей: семья – это…?
5. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?
6. Кто в семье должен зарабатывать деньги?
7. Когда вы встретили свою первую любовь?
8. Хотели ли вообще вступать в брак?
9. Какая для вас самая нормальная причина вступать в брак?
10. Есть ли у вас друзья, состоящие в браке?
Беседа велась индивидуально в свободной форме с выборочным фиксированием ответов собеседника по предварительно составленному плану. Можно отметить, что большая часть респондентов относится к семье, положительно, но на данном этапе не готово к ее созданию, а мотивационные особенности вступления в брак основаны больше на чувственном восприятии.
Описание предполагаемой выборки испытуемых и базы исследования
Предполагаемая выборка испытуемых – студенты в возрасте 20-26 лет.
База исследования: «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Модель анкеты
Была разработана следующая модель анкеты – анкета закрытого типа, на каждый вопрос анкетируемым даются ответы «да» или «нет». Эта анкета адресована студентам в возрасте 20-26 лет.
Цель анкеты: Определить уровень готовности молодежи с семейным отношениям.
Инструкция:
Уважаемые студенты ответьте на вопросы и утверждения искренне. Отвечайте быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".
Имя, возраст_______________________
Анкета
1. Согласны ли вы с утверждением,
что семья и семейные
2. Считаете ли вы, что вам
следует продолжить работу по
специальности после
3. Не кажется ли вам, что семья без детей, что дом без хозяина?
4. Все ваши знакомые хвалят приготовленные вами блюда?
5. В будущем вы намереваетесь делиться с партнером всеми своими тайнами и секретами?
6. Не думаете ли вы, что брак ваших родителей удался?
7. Одобряете ли вы идею так называемого "пробного брака"?
8. Считаете ли вы добрачные
связи предосудительными и
9. Готовы ли вы простить измену вашему партнеру?
10. Можете ли вы утверждать, что
снисходительно и терпимо
11. Готовы ли вы разделять увлечения вашего партнера?
12. Склонны ли вы преувеличивать достоинства тех, кого любите?
13. Думаете ли вы, что работа вашего партнера будет менее важна, чем ваша?
14. Уверены ли вы в том, что
забота о повседневных мелочах
будет доставлять вам
15. Если с вами обращаются вежливо и деликатно, то вы можете уступить?
16. Всегда ли вы точно знаете, что волнует вашего партнера в данный момент?
17. Часто ли вызывают ваше
раздражение отдельные
18. Бывает ли вам трудно общаться с родителями вашего партнера?
19. При разговоре о детях вы
пренебрежительно морщитесь
20. Вы и дня не можете прожить друг без друга?
21. Откровенны ли вы с партнером в разговорах о собственных проблемах и недостатках?
22. Считаете ли вы, что ваш партнер мог бы быть немного красивее и умнее?
23. Вам проще представить свое будущее без карьеры, чем без семьи?
24. Не кажется ли вам, что вы всерьез задумались о браке только после того, как мама одобрила ваш выбор?
25. Ваша гармония доходит до
того, что вы одинаково оцениваете
поступки ваших друзей и
26. Не вызывает ли у вас
раздражение стремление
Результаты теста.
Подсчитайте набранную сумму баллов (СБ) с помощью ключа:
1. да - 2, нет - 0, иногда - 1
2. да - 2, нет - 0, иногда - 1
3. да - 2, нет - 0, иногда - 1
4. да - 2, нет - 0, иногда - 1
5. да - 2, нет - 0, иногда - 1
6. да - 2, нет - 0, иногда - 1
7. да - 0, нет - 2, иногда - 0
8. да - 2, нет - 0, иногда - 0
9. да - 2, нет - 0, иногда - 1
10. да - 2, нет - 0, иногда - 1
11. да - 2, нет - 0, иногда - 1
12. да - 2, нет - 0, иногда - 1
13. да - 0, нет - 2, иногда - 0
14. да - 2, нет - 0, иногда - 1
15. да - 2, нет - 0, иногда - 1
16. да - 2, нет - 0, иногда - 1
17. да - 0, нет - 2, иногда - 0
18. да - 0, нет - 2, иногда - 0
19. да - 0, нет - 2, иногда - 0
20. да - 2, нет - 0, иногда - 1
21. да - 2, нет - 0, иногда - 1
22. да - 0, нет - 2, иногда - 0
23. да - 2, нет - 0, иногда - 1
24. да - 0, нет - 2, иногда - 0
25. да - 2, нет - 0, иногда - 1
26. да - 0, нет - 2, иногда - 0
Коэффициент готовности (КГ) к вступлению в брак вычисляется по формуле:
КГ = (СБ : 52) х 100%
Например, если вы набрали 23 балла, то КГ= (23:52)х100% = 0,442х100% = 44,2%
Значит, вы готовы к браку на 44%.
0 - 20 баллов - неготовность к вступлению в брак.
21 - 38 баллов - частичная готовность к семейной жизни.
Информация о работе Методология и методы социально-педагогических исследований