Методы диагностики творческих способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения в моей творческой работе была диагностика творческих способностей личности. Объектом исследования – творческие способности. Предметом исследования – методы и методики диагностики творческих способностей.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы творчества;
- Определить понятие творческие способности

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 30.66 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Хореографический факультет

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

              Творческая работа по дисциплине: педагогика НХТ

Тема:

 «Методы диагностики творческих способностей

личности»

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: студентка ХФ,

                                                                       гр. 305БНХК Предеина Галина

                                                                       Научный руководитель: к.п.н.,

                                                                       Доцент  Каченя Г.М.

 

                                       

 

Челябинск, 2014

 

 

 

 

 

 

Огромное количество изменений в жизни современного общества, происходящих на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.

Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. [3]

Н. А. Бердяев считал, что творчество - единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Как пишет В. Т. Кудрявцев: «Со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека. [1]

Целью изучения в моей творческой работе была диагностика творческих способностей личности. Объектом исследования – творческие способности. Предметом исследования – методы и методики диагностики творческих способностей.

Задачи исследования:

-  Изучить теоретические основы творчества;

- Определить понятие творческие  способности;

- Выявить основные компоненты  творческих способностей;

- Определить методы диагностики  творческого потенциала личности;

-  Дать рекомендации  по диагностики творческого потенциала.

Давая определение слову «творчество» в своей работе, я обратилась к «Словарю» С. И. Ожегова:

Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. [5]

 Так же можно рассмотреть определение А. Г. Спиркина:

Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры[9].

Термин «творчество» неразрывно связан с термином «творческие способности».

Творческие способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. [5]

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность  высказывать максимальное количество  идей

(в данном случае важно  не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность - способность  порождать новые нестандартные  идеи (это может проявляться в  ответах, решениях, несовпадающих с  общепринятыми).

4. Законченность - способность  совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный  вид[6].

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:

1. Творческие способности  относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных  направлениях от проблемы, отталкиваясь  от ее содержания, тогда как  типичное для нас –конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

3. Люди, используя в повседневности  в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова  и образы в определенной ассоциативной  связи с другими словами, причем  стереотипы и шаблоны в каждой  культуре (социальной группе) свои  и должны определяться специально  для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный  процесс, по сути, является формированием  новых смысловых ассоциаций, величина  отдаленности которых от стереотипа  может служить измерением креативности  личности.

4. Использование различных  методик диагностики творческих  способностей позволило выявить  общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

5. Для повышения качества  тестирования креативности необходимо  соблюдение таких основных параметров  креативной среды, как:

  1. отсутствие ограничения по времени;
  2. минимизация мотивации достижения;
  3. отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
  4. отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество[10].

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

1.Диагностика невербальной креативности. Тест Е. Торренса. Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.

 В тесте используются следующие показатели креативности:

1.Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

2.Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).[9]

2.Диагностика  вербальной креативности. Методика  С. Медника

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.Предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить).[8]

3.Методика  Г. ДЭВИСА

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.

  4.Методика Е. Туник. Креативные тесты.

Данная батарея тестов была предложена Е.Туник. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов - 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

В рамках данной работы был проведен тест по методике Э.Г. Вартегга «Круги». Тест  был предложен детям 8-10 лет. Задача состояла в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Каждый ребенок  проследовал инструкции данного теста. Обработанные данные  результатов представлены в таблице.

 

Участники теста

Пол

участника теста

Возраст участника

1.Показатель дивергентного  мышления «беглость» (кол. рисунков)

2.Показатель дивергентного  мышления

«гибкость»

3.Оригинальность мышления

Итог

Участник №1

 

Жен.

8 лет

10б.

4б.

4б.

16б.

Участник №2

 

Муж.

 

8лет

13б.

3б.

2б.

18б.

Участник №3

 

Жен.

 

9лет

15б.

4б.

0б.

19б.

Участник №4

 

 

Жен.

 

10 лет

14б.

2б.

6б.

18б.

Участник №5

 

 

 

Жен.

 

10лет

15б.

1б.

2б.

18б.

Участник №6

 

Муж.

 

9 лет

9б.

5б.

4б.

18б.

Участник №7

Жен.

 

 

8 лет

13б.

3б.

0б.

16б.


 

 

Вывод: Тест позволил нам измерить зрительно - духовные, смысловые отношения ребенка, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.

Подсчитав количество баллов по трем критериям, предлагаемым в тесте можно обозначить следующие выводы:

    • По первому показателю «беглость» самое высокое количество баллов – 15, получили их девочки 10 и 9 лет.
    • По второму показателю «гибкость» самое высокое количество баллов – 5, получил их мальчик 9 лет.
    • По третьему показателю  - оригинальность мышления самое высокое количество баллов – 6, получила их девочка 10 лет.

Обращаясь к Таблице «Средние значения показателя дивергентного мышления «беглость»,мы видим что наивысший показатель «беглость» соответствует среднему значению.

Обращаясь к Таблице «Средние значения показателя дивергентного мышления «гибкость», мы видим, что наивысший показатель так же соответствует среднему значению в таблице.

 

Подсчитав итоговый балл, мы видим, что наивысшими являются – 19 баллов. Они принадлежат участнику под №3( девочка 9 лет). И соответственно она обладает наивысшим уровнем развития креативности.

Наименьшие  количество баллов -16, они принадлежат участникам  №7, №1.

 Полученные результаты  не могут нам дать полной  картины развития творческих  способностей участников теста , так как проблема диагностики творческих способностей заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению ряда ученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей. Это объясняется, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления. Кроме того, творчество, как считают исследователи, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, связано с нецелесообразной активностью, мотивацией самовыражения, большую роль в нем играют бессознательные процессы (интуиция), что значительно затрудняет процедуру диагностики[12].

Согласно теоретическому исследованию проблемы творческих способностей, нами были сделаны следующие выводы:

    • Проблема диагностики творческих способностей является актуальна т.к. слабо разработана, а также недостаточно диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека.
    • Данная проблема изучалась как отечественными так и зарубежными авторами: В.Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) - общая творческая способность (преобразование знаний).
    • Исследователи (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) делают вывод: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
    • Айзенка выявил, что креативность есть компонент общей умственной одаренности, отсюда он пишет о связи креативности и интеллекта.
    • Для методического исследования креативности наиболее  популярными являются методика Е. Торренса, направлена на диагностику невербальной креативности; методика С. Медника, направлена на диагностику вербальной креативности.

Информация о работе Методы диагностики творческих способностей личности