Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 02:54, курсовая работа
Целью изучения в моей творческой работе была диагностика творческих способностей личности. Объектом исследования – творческие способности. Предметом исследования – методы и методики диагностики творческих способностей.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы творчества;
- Определить понятие творческие способности
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Хореографический факультет
Кафедра психологии и педагогики
Творческая работа по дисциплине: педагогика НХТ
Тема:
«Методы диагностики творческих способностей
личности»
Челябинск, 2014
Огромное количество изменений в жизни современного общества, происходящих на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.
Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. [3]
Н. А. Бердяев считал, что творчество - единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Как пишет В. Т. Кудрявцев: «Со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека. [1]
Целью изучения в моей творческой работе была диагностика творческих способностей личности. Объектом исследования – творческие способности. Предметом исследования – методы и методики диагностики творческих способностей.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы творчества;
- Определить понятие творческие способности;
- Выявить основные компоненты творческих способностей;
- Определить методы диагностики
творческого потенциала
- Дать рекомендации
по диагностики творческого
Давая определение слову «творчество» в своей работе, я обратилась к «Словарю» С. И. Ожегова:
Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. [5]
Так же можно рассмотреть определение А. Г. Спиркина:
Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры[9].
Термин «творчество» неразрывно связан с термином «творческие способности».
Творческие способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. [5]
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность
высказывать максимальное
(в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность
высказывать широкое
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид[6].
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:
1. Творческие способности
относятся к дивергентному
2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
3. Люди, используя в повседневности
в основном конвергентное
4. Использование различных
методик диагностики
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
5. Для повышения качества
тестирования креативности
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
1.Диагностика невербальной креативности. Тест Е. Торренса. Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.
В тесте используются следующие показатели креативности:
1.Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).
2.Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).[9]
2.Диагностика вербальной креативности. Методика С. Медника
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.Предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить).[8]
3.Методика Г. ДЭВИСА
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.
4.Методика Е. Туник. Креативные тесты.
Данная батарея тестов была предложена Е.Туник. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов - 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
В рамках данной работы был проведен тест по методике Э.Г. Вартегга «Круги». Тест был предложен детям 8-10 лет. Задача состояла в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Каждый ребенок проследовал инструкции данного теста. Обработанные данные результатов представлены в таблице.
Участники теста |
Пол участника теста |
Возраст участника |
1.Показатель дивергентного мышления «беглость» (кол. рисунков) |
2.Показатель дивергентного мышления «гибкость» |
3.Оригинальность мышления |
Итог |
Участник №1 |
Жен. |
8 лет |
10б. |
4б. |
4б. |
16б. |
Участник №2 |
Муж. |
8лет |
13б. |
3б. |
2б. |
18б. |
Участник №3 |
Жен. |
9лет |
15б. |
4б. |
0б. |
19б. |
Участник №4 |
Жен. |
10 лет |
14б. |
2б. |
6б. |
18б. |
Участник №5
|
Жен. |
10лет |
15б. |
1б. |
2б. |
18б. |
Участник №6 |
Муж. |
9 лет |
9б. |
5б. |
4б. |
18б. |
Участник №7 |
Жен.
|
8 лет |
13б. |
3б. |
0б. |
16б. |
Вывод: Тест позволил нам измерить зрительно - духовные, смысловые отношения ребенка, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.
Подсчитав количество баллов по трем критериям, предлагаемым в тесте можно обозначить следующие выводы:
Обращаясь к Таблице «Средние значения показателя дивергентного мышления «беглость»,мы видим что наивысший показатель «беглость» соответствует среднему значению.
Обращаясь к Таблице «Средние значения показателя дивергентного мышления «гибкость», мы видим, что наивысший показатель так же соответствует среднему значению в таблице.
Подсчитав итоговый балл, мы видим, что наивысшими являются – 19 баллов. Они принадлежат участнику под №3( девочка 9 лет). И соответственно она обладает наивысшим уровнем развития креативности.
Наименьшие количество баллов -16, они принадлежат участникам №7, №1.
Полученные результаты не могут нам дать полной картины развития творческих способностей участников теста , так как проблема диагностики творческих способностей заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению ряда ученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей. Это объясняется, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления. Кроме того, творчество, как считают исследователи, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, связано с нецелесообразной активностью, мотивацией самовыражения, большую роль в нем играют бессознательные процессы (интуиция), что значительно затрудняет процедуру диагностики[12].
Согласно теоретическому исследованию проблемы творческих способностей, нами были сделаны следующие выводы:
Информация о работе Методы диагностики творческих способностей личности