Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы: Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.

Содержание работы

Введение
1. Проблема гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы как объкт социально-педагогического исследования
1.1. Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы
1.2. Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3. Критерии и уровни гендерного воспитания
2. Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы
2.1. Возможности реализации гендерного воспитания в процессе изучения зарубежной литературы на примере романа «Капитанская дочка».
2.2 Метод разработки воспитательного мероприятия с учетом гендерного составляющего.
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Маскулинное восприятие:

1. Книга – отражение жизни многих людей

2. Чтение умом

3. Чтение – следование авторской мысли

4. Толкование текста однозначное

Феминное восприятие:

1. Книга – всего лишь жизнь читателя

2. Чтение чувствами

3. Чтение – замена автора читателем

4. Толкование текста вариативное

Как можно осуществлять гендерный подход в обучении и с чего следует начать? На мой взгляд(Слайд 5), начать нужно с выявления гендерных проблем учащихся, проявляющихся в учебной деятельности; с поиска в педагогических технологиях гендерного потенциала; с индивидуального подбора для учащихся заданий с учетом выявленных гендерных проблем.

Охарактеризуем гендерный подход как педагогическую технологии: по философской основе – это природосообразная технология, по ведущему фактору развития – биогенная (развитие человека определяется генетическим кодом), по научной концепции освоения опыта – бихевиористская (формула усвоения: стимул (задача, вопрос) – реакция (умственное действие) – подкрепление (моральное стимулирование), по организационным формам – дифференцированная, по доминирующему методу – развивающая, по подходу к ребенку и воспитательной ориентации – личностно ориентированная.

Изучаемыйаспект

Вопросы и задания

Для мальчиков

Для девочек

Жанровое своеобразие романа

Роман «Капитанская дочка» - это исторический роман, семейная хроника, роман-биография, роман-притча. Докажите данное утверждение.

Определите жанр романа «Капитанская дочка», аргументируйте свой ответ

Композицияромана

Дайте определение эпиграфа. Докажите, что пословица «Береги честь смолоду», взятая А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа к роману, выражает основную мысль автора (определяет кодекс поведения молодого человека, поясняет нравственный выбор Петра Гринева).

Что называется эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Какие эпиграфы выбирает А.С.Пушкин к своему роману и отдельным его главам и почему?

Калмыцкая сказка (кто и кому ее рассказывает?) имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном и другом – ярком, насыщенном, но коротком. Кто из героев изображается под видом орла, а кто – под видом ворона? Докажите свою позицию.

Кто из героев и в связи с чем рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Раскройте символический смысл героев сказки?

Система образов в романе

В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»; «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно.

Каким вы представляете себе Петра Гринева. Охарактеризуйте этого героя.

Смысл названия романа

Маша Миронова – заглавный герой. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Какие поступки, которые совершает героиня, подтверждают этот тезис?

Почему роман о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»?

Сочинение

Гринев в Белогорской крепости.

Белогорская крепость в жизни Гринева.




 

Оказалось, что таким критериям соответствует вопросно-ответная основа урока, доминирующая в педагогической среде. Именно в вопросно-ответной системе заложены мощные психолого-педагогические возможности. Вопрос побуждает собеседника к мышлению. Эта особенность вопроса очень важна, так как типология учебных вопросов строится на особенностях мышления. Так, мышление осуществляется посредством мыслительных операций и согласно тому, какие из них необходимо совершить, чтобы построить ответ, различаются группы вопросов: аналитические, синтезические, системные, абстрактные, классификаторные, обобщающие,конкретизирующие, интегрирующие, моделирующие и другие (данная классификация вопросов взята из книги В.С.Безруковой «Вопросно-ответная основа урока»). Одни вопросы направлены на раскрытие понятий, обобщение, систематику, другие – на выражение субъективного отношения, на построение словесного образа ситуации, события. Курсивом выделены вопросы, предпочтительные для мальчиков.

С учетом всего выше сказанного мною были разработаны вопросы и задания к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В их основы легли особенности эстетического (на эмоциональном и рациональном уровнях) восприятия мальчиками и девочками литературного текста, оценивания ими явлений литературы и окружающего мира.

В процессе работы над текстом романа «Капитанская дочка», как правило, рассматриваются следующие аспекты: исторические события и судьбы частных людей; система образов (образ Пугачева, сравнительная характеристика Гринева и Швабрина, образ Маши Мироновой в свете авторского идеала); проблема нравственного долга, верности и чести; тема милости и справедливости, жанровое и композиционное своеобразие романа (роль эпиграфов и вставных эпизодов, смысл названия романа) и др. В русле этих тем и были разработаны «гендерные» вопросы и задания.

 

Таким образом, данная система вопросов не только учитывает особенности мышления мальчиков и девочек, а значит, направлена на развитие потенциальных способностей, заложенных природой, но и создает для тех и других ситуацию успеха.

 

 

2.2. Методические разработки воспитательных мероприятий с учетом гендерного составляющего.

В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже 20-21 века в сфере гендерной проблематике наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, Д.Е. Еремеева, И.С. Кон, Т.П. Хризман) показывают, что высокая фемминость у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, нуждается в переосмыслении, корректировке в вопросах гендерного воспитания детей.

Современная система образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.

"Такое бесполое воспитание настораживает тем, что не учитываются психолого-физиологические различия девочек и мальчиков и усложняется процесс гендерной идентификации. Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также же определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого" [ 1] .

Наша школа в своём развитии идёт в ногу со временем и в процессе инновационной работы реализует одну из основных задач образования - социализация учащихся, в процессе которой создаются условия эффективного развития личности ребенка. Неотъемлемой частью деятельности учителя в режиме инноваций является психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Сейчас мы приступили к созданию системы работы по формированию гендерной устойчивости у детей 12-13 лет. Работа над данной темой включила в себя разделы "Работа с детьми", "Работа с педагогами" и "Работа с родителями". В работе с детьми были запланированы и проведены различные мероприятия, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 12-13 лет. Целью работы с родителями является формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей. В работе с педагогами целью является совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учётом гендерных особенностей.

Для работы с педагогами и родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки, родительские собрания, подготовлен перечень игр и упражнений с девочками и мальчиками в условиях ДОУ и семьи.

Я предлагаю методическую разработку родительского собрания в средней группе "Родителям о воспитании девочек и мальчиков". Памятку для воспитателей по подготовке игр и занятий с детьми 3-4 лет с учётом гендерных особенностей; образцы оформления карточек с дидактическими играми; планы-задания по экспериментальной работе для воспитателей и специалистов.

Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, мультимедиапроектор, экран, презентация (Приложение 1), библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.

Звучит детская песенка о девочках и мальчиках.

Ход собрания

Учитель: Уважаемые родители! Мы продолжаем наши встречи, посвященные воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшней психологической гостиной "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Прежде чем я перейти к раскрытию темы я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

1. Нужно ли чтобы дети  этого возраста взаимодействовали  с противоположным полом?

2. Что рассказывает ваш  ребенок о взаимодействии с  противоположным полом?

Психолог. Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.

Задание № 1 - "Ладошки".

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

Задание № 2 - "Рассказы в картинках".

А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка).Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)

Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.

Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.

Пример рассказа мамы Саши П.:

Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.

Задание №3 - "Девочки это:, мальчики - это:".

Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Это распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность.

Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола. Перед нами стоит задача - поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками. Организация совместных игр формирует зачатки учебной деятельности, учит детей действию сообща. Игрушка же предмет- это предмет для игры, который имеет большое значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью.

Задание № 4 - "В Детском мире".

Не печенье, не ватрушки, 
Не сметану, не кефир- 
Покупаем мы игрушки 
В магазине "Детский мир". 
Тут машинки, зайки, мишки, 
Вот мячи. А вот шары- 
Мамы, папы выбирайте 
Вашим милым шалунишкам 
Все что нужно для игры.

Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

Информация о работе Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы