Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:36, курсовая работа
Актуальность работы: Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.
Введение
1. Проблема гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы как объкт социально-педагогического исследования
1.1. Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы
1.2. Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3. Критерии и уровни гендерного воспитания
2. Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы
2.1. Возможности реализации гендерного воспитания в процессе изучения зарубежной литературы на примере романа «Капитанская дочка».
2.2 Метод разработки воспитательного мероприятия с учетом гендерного составляющего.
Выводы
Список литературы
Маскулинное восприятие:
1. Книга – отражение жизни многих людей
2. Чтение умом
3. Чтение – следование авторской мысли
4. Толкование текста однозначное
Феминное восприятие:
1. Книга – всего лишь жизнь читателя
2. Чтение чувствами
3. Чтение – замена автора читателем
4. Толкование текста вариативное
Как можно осуществлять гендерный подход в обучении и с чего следует начать? На мой взгляд(Слайд 5), начать нужно с выявления гендерных проблем учащихся, проявляющихся в учебной деятельности; с поиска в педагогических технологиях гендерного потенциала; с индивидуального подбора для учащихся заданий с учетом выявленных гендерных проблем.
Охарактеризуем гендерный подход как педагогическую технологии: по философской основе – это природосообразная технология, по ведущему фактору развития – биогенная (развитие человека определяется генетическим кодом), по научной концепции освоения опыта – бихевиористская (формула усвоения: стимул (задача, вопрос) – реакция (умственное действие) – подкрепление (моральное стимулирование), по организационным формам – дифференцированная, по доминирующему методу – развивающая, по подходу к ребенку и воспитательной ориентации – личностно ориентированная.
Изучаемыйаспект |
Вопросы и задания | |
Для мальчиков |
Для девочек | |
Жанровое своеобразие романа |
Роман «Капитанская дочка» - это исторический роман, семейная хроника, роман-биография, роман-притча. Докажите данное утверждение. |
Определите жанр романа «Капитанская дочка», аргументируйте свой ответ |
Композицияромана |
Дайте определение эпиграфа. Докажите, что пословица «Береги честь смолоду», взятая А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа к роману, выражает основную мысль автора (определяет кодекс поведения молодого человека, поясняет нравственный выбор Петра Гринева). |
Что называется эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Какие эпиграфы выбирает А.С.Пушкин к своему роману и отдельным его главам и почему? |
Калмыцкая сказка (кто и кому ее рассказывает?) имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном и другом – ярком, насыщенном, но коротком. Кто из героев изображается под видом орла, а кто – под видом ворона? Докажите свою позицию. |
Кто из героев и в связи с чем рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Раскройте символический смысл героев сказки? | |
Система образов в романе |
В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»; «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно. |
Каким вы представляете себе Петра Гринева. Охарактеризуйте этого героя. |
Смысл названия романа |
Маша Миронова – заглавный герой. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Какие поступки, которые совершает героиня, подтверждают этот тезис? |
Почему роман о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? |
Сочинение |
Гринев в Белогорской крепости. |
Белогорская крепость в жизни Гринева. |
Оказалось, что таким критериям
соответствует вопросно-ответная основа урока,
доминирующая в педагогической среде.
Именно в вопросно-ответной системе заложены
мощные психолого-педагогические возможности.
Вопрос побуждает собеседника к мышлению.
Эта особенность вопроса очень важна,
так как типология учебных вопросов строится
на особенностях мышления. Так, мышление
осуществляется посредством мыслительных
операций и согласно тому, какие из них
необходимо совершить, чтобы построить
ответ, различаются группы вопросов: аналитические, синте
С учетом всего выше сказанного мною были разработаны вопросы и задания к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В их основы легли особенности эстетического (на эмоциональном и рациональном уровнях) восприятия мальчиками и девочками литературного текста, оценивания ими явлений литературы и окружающего мира.
В процессе работы над текстом романа «Капитанская дочка», как правило, рассматриваются следующие аспекты: исторические события и судьбы частных людей; система образов (образ Пугачева, сравнительная характеристика Гринева и Швабрина, образ Маши Мироновой в свете авторского идеала); проблема нравственного долга, верности и чести; тема милости и справедливости, жанровое и композиционное своеобразие романа (роль эпиграфов и вставных эпизодов, смысл названия романа) и др. В русле этих тем и были разработаны «гендерные» вопросы и задания.
Таким образом, данная система вопросов не только учитывает особенности мышления мальчиков и девочек, а значит, направлена на развитие потенциальных способностей, заложенных природой, но и создает для тех и других ситуацию успеха.
2.2. Методические разработки воспитательных мероприятий с учетом гендерного составляющего.
В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже 20-21 века в сфере гендерной проблематике наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.
Многочисленные исследования
Современная система
"Такое бесполое воспитание настораживает тем, что не учитываются психолого-физиологические различия девочек и мальчиков и усложняется процесс гендерной идентификации. Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также же определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого" [ 1] .
Наша школа в своём развитии идёт в ногу со временем и в процессе инновационной работы реализует одну из основных задач образования - социализация учащихся, в процессе которой создаются условия эффективного развития личности ребенка. Неотъемлемой частью деятельности учителя в режиме инноваций является психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Сейчас мы приступили к созданию системы работы по формированию гендерной устойчивости у детей 12-13 лет. Работа над данной темой включила в себя разделы "Работа с детьми", "Работа с педагогами" и "Работа с родителями". В работе с детьми были запланированы и проведены различные мероприятия, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 12-13 лет. Целью работы с родителями является формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей. В работе с педагогами целью является совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учётом гендерных особенностей.
Для работы с педагогами и родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки, родительские собрания, подготовлен перечень игр и упражнений с девочками и мальчиками в условиях ДОУ и семьи.
Я предлагаю методическую разработку родительского собрания в средней группе "Родителям о воспитании девочек и мальчиков". Памятку для воспитателей по подготовке игр и занятий с детьми 3-4 лет с учётом гендерных особенностей; образцы оформления карточек с дидактическими играми; планы-задания по экспериментальной работе для воспитателей и специалистов.
Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, мультимедиапроектор, экран, презентация (Приложение 1), библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.
Звучит детская песенка о девочках и мальчиках.
Ход собрания
Учитель: Уважаемые родители! Мы продолжаем наши встречи, посвященные воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшней психологической гостиной "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Прежде чем я перейти к раскрытию темы я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
1. Нужно ли чтобы дети
этого возраста
2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?
Психолог. Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.
Задание № 1 - "Ладошки".
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Задание № 2 - "Рассказы в картинках".
А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка).Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)
Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.
Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.
Пример рассказа мамы Саши П.:
Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.
Задание №3 - "Девочки это:, мальчики - это:".
Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.
На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Это распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность.
Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола. Перед нами стоит задача - поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками. Организация совместных игр формирует зачатки учебной деятельности, учит детей действию сообща. Игрушка же предмет- это предмет для игры, который имеет большое значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью.
Задание № 4 - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Информация о работе Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы