Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы: Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. Социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе.

Содержание работы

Введение
1. Проблема гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы как объкт социально-педагогического исследования
1.1. Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы
1.2. Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания
1.3. Критерии и уровни гендерного воспитания
2. Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы
2.1. Возможности реализации гендерного воспитания в процессе изучения зарубежной литературы на примере романа «Капитанская дочка».
2.2 Метод разработки воспитательного мероприятия с учетом гендерного составляющего.
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.

Задание № 5 - "В гостях у сказки".

Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.

Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:

· "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;

· "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;

· "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.

Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."

Задание № 6 - "Творческая мастерская".

Учитель: А сейчас творческая мастерская. Предлагаем папам соорудить кошелек принцессы, а мамам - смастерить пароход для сына (работа в подгруппах).

Заключительная часть

Психолог. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Домашнее задание. Чаще всего дети играют в игры сами, со своими братьями и сестрами, родители, как правило, в играх участия не принимают. Хотя у мам и пап большой багаж различных игр. Домашнее задание - вспомните и напишите название игр, в которые вы играли в детстве.

Рефлексия: Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

ПАМЯТКА по подготовке и проведению игр и занятий с детьми 3-4 лет с учётом гендерных особенностей.

В соответствии требованиями программы по дошкольному воспитанию при обучении, воспитании и развитии детей должна использоваться игра, как ведущий вид детской деятельности. Основным недостатком в работе воспитателей часто является то, что игровые методы не всегда имеют чёткую возрастную дифференциацию.

Для того чтобы игровые методы работали, необходимо помнить, что в их основу должна быть положена не всякая игра, а сюжетно-ролевая.

В соответствии с классификацией игры Н.Я Михайленко и Н.А. Коротковой

с 2-х до 4х лет - в игре преобладают игровые действия (покормить, покатать, уложить спать и т.д.) с реальными предметами-заместителями;

с 4-х до 5 лет - в игре появляется роль, ролевое поведение;

с 5 до 7 лет - игровая деятельность строится на сюжетосложении.

При обучении детей 2-4 лет на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому, мы обязательно должны предложить ребёнку персонажа - ребёнка того же полане крупных размеров (телёнка, котёнка, зайчонка и т.д.) и его маму. Кроме этого, в группе рекомендуется "поселить" куклу-мальчика и куклу-девочку для возможности расширения вариантов игровых сюжетов.

Персонажи должны быть одни и те же, т.к. важной психологической особенностью данного возраста является многократность и вариативность повторений (обращение к одной и той же игрушке не менее 12 раз).

Только после введения персонажа в группу педагог приступает к планированию и проведению игр и занятий.

Педагог отбирает учебную задачу: "Чему я хочу научить детей?" и приспосабливает её к игровой мотивации, связанной с осуществлением игровых действий с учётом гендерных особенностей.

Затем педагог придумывает игровую мотивацию, которая стимулировала бы детей к выполнению задания.

Например: "Наступила зима, дети будут болеть, им нужно давать витамины. Я научу вас, как лепить витамины для зайчат. Для девочек - красные, для мальчиков - синие (по выбору детей)". Игровая задача:"пролечить зайчат витаминами". Учебная задача: "я научу вас лепить витамины для зайчат или помогу вам, если вам трудно".

По ходу занятия руководство детской деятельностью педагог осуществляет в игровом контексте.

Например: "Я боюсь, что зайчик не сможет проглотить такой большой витамин, и т.д."

В конце занятия приходит мама-зайчиха, подходит к каждому ребёнку и благодарит его.

Кроме оценки результата деятельности детей мама-зайчиха задаёт детям направление дальнейшей игровой деятельности с учётом гендерных особенностей (просит детей покатать зайчат на построенном из кубиков автобусе, покормить их, уложить спать и т.д.).

Хорошим результатом работы по данной методике является то, что дети, приходя в детский сад, спрашивают у воспитателя:

"ВО ЧТО МЫ  БУДЕМ СЕГОДНЯ ИГРАТЬ?"

План-задание по экспериментальной работе для воспитателей

группа _________________________________________________________________________

воспитатели: _____________________________________________________________________

срок исполнения: _____________

Изучить в срок _____________ предоставленные материалы:

"Девочки и мальчики 12-13 лет в семье и школе" - пособие для образовательных учреждений;

"Дидактические материалы  для занятий и игр с детьми 12-13 лет" - учебно-наглядное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

Памятку по подготовке и проведению игр и занятий с детьми 12-13 лет;

На основании изученных материалов разработать:

Конспекты занятий по познавательному развитию, развитию речи, математике, конструированию для детей 12-13 лет;

Дидактические игры с использованием дидактических материалов для занятий и игр с детьми 12-13 лет по познавательному развитию, развитию речи, математике.

При разработке игр и занятий использовать три типа мотивации:

· игровую;

· мотивацию личной заинтересованности (когда педагог стимулирует детей к тому, чтобы изготовить что-то для себя);

· мотивацию общения со взрослым в рамках партнёрской деятельности (когда педагог предлагает вместе изготовить что-то для игры, просит детей помочь ему, обязательно при этом сидит за одним столом с детьми и сам принимает участие в работе).

План-задание по экспериментальной работе для специалистов

Музыкальный руководитель

срок исполнения: ____________

1. Изучить в срок _____________ предоставленные материалы:

"Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском  саду" - пособие для дошкольных  образовательных учреждений;

"Дидактические материалы  для занятий и игр с детьми 12-13 - лет" - учебно-наглядное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

Памятку по подготовке и проведению игр и занятий с детьми 12-13 лет;

2. На основании изученных  материалов разработать:

1 сценарий праздника для мальчиков 12-13 лет;

1 сценарий праздника для девочек 12-13 лет.

3. При разработке игр и занятий использовать три типа мотивации:

· игровую;

· мотивацию личной заинтересованности (когда педагог стимулирует детей к тому, чтобы изготовить что-то для себя);

· мотивацию общения со взрослым в рамках партнёрской деятельности (когда педагог предлагает вместе изготовить что-то для игры, просит детей помочь ему, обязательно при этом сидит за одним столом с детьми и сам принимает участие в работе).

План-задание по экспериментальной работе для специалистов

Инструктор по физической культуре

срок исполнения: ___________

1. Изучить в срок _____________ предоставленные материалы:

"Девочки и мальчики 12-13 лет в семье и школе" - пособие для образовательных учреждений;

"Дидактические материалы  для занятий и игр с детьми 12-13" - учебно-наглядное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

Памятку по подготовке и проведению игр и занятий с детьми 12-13 лет;

2. На основании изученных  материалов разработать:

2 конспекта занятий по  своему направлению деятельности для детей 12-13 лет;

2 подвижные игры.

3. При разработке игр  и занятий использовать три типа мотивации:

· игровую;

· мотивацию личной заинтересованности (когда педагог стимулирует детей к тому, чтобы изготовить что-то для себя);

· мотивацию общения со взрослым в рамках партнёрской деятельности (когда педагог предлагает вместе изготовить что-то для игры, просит детей помочь ему, обязательно при этом сидит за одним столом с детьми и сам принимает участие в работе).

 


Информация о работе Методы и организация гендерного воспитания на уроках зарубежной литературы