Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 01:00, контрольная работа
С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения, (по мнению Леонтьева А. А.) и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.( Егоров Т. Г. ) При этом следует подчеркнуть, что техника чтения сама по себе не есть ещё собственно чтение. Лицо, читающее текст или чтец должен понимать то, что он читает.
Введение . . . . . . . . . . 3
Первый этап обучения чтению . . . . . . 4
Второй этап обучения чтению . . . . . . 8
Заключение . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы . . . . . 14
Для формирования графомоторной функции широко используем материалы лингводидактического комплекса. Комплекс состоит из трёх комплектов лингводидактических средств обучения, а также раздаточных предметных и демонстрационных материалов к ним. Предназначен для обучения речи, обучения коммуникативным навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дидактические материалы для развития ритмико–интонационной стороны речи помогают формировать элементарную выразительность при чтении. Дети произносят с различной интонацией (боли, вопроса, осуждения, радости, жалобы) отдельные хорошо знакомые слова и фразы по подражанию учителю, по ситуации и по картинке. ( Ура! Пришёл Дед Мороз! Ай-ай, нельзя; упал; болит; я хочу, я не хочу и другие).
Дидактический материал для формирования речи и речевого общения (серии картин из повседневной жизни детей, коммуникативные игрушки) используем в работе при проверке понимания прочитанного и усвоения словаря.
Для систематического чтения используем произведения Виталия Бианки. На основе его творчества формируем художественный вкус детей, умение видеть и понимать красоту в природе, любовь к животному миру, умение проявлять заботу о животных и птицах. Эффективному обучению чтения способствуют книги Б.Д.Корсунской «Читаю сам»; учебное пособие Л. П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, слушать»; стихи Агнии Барто; русские народные сказки; книжки – самоделки, а также тексты, изготовленные в результате работы в творческой группе. В тексте пропущены опорные слова, на их место вставлены картинки или рисунки. Большой размер текстов и картины к ним помогают учить детей читать строго по линии, слева направо и полностью каждую фразу .
В случаях значительных трудностей в восприятии детьми слов и фраз мы используем пиктограммы как вспомогательное средство. Пиктограммы представляют собой схематические рисунки, передающие значение слова, предложения. Их использование способствует развитию символизации, важнейшего компонента языковой способности и развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Педагог может придумать и нарисовать пиктограммы сам, учитывая, что в пиктограмме должны быть отражены особенности действия или свойств, присущих данному слову. Из пиктограмм мы составляем словосочетания, предложения, а также рассказы.
Необходимо отметить наличие некоторых особенностей , которые выявляются при обучении чтению детей с нарушением слуха. Уже в среднем и старшем возрасте глухие и слабослышащие дошкольники могут испытывать трудности при формировании навыка чтения, обусловленных сложной структурой дефекта. Это:
1. Затруднения в
понимании отдельных слов, сочетаний
и коротких фраз. Особую сложность
представляет лексика,
2. Непонимание употреблённых
в тексте местоимений.
3. Трудности в понимании элементарной образной речи. И если дети читают описание природы, то не видят за художественным словом картины.
4. Трудность звукослияния: дошкольники со сложной структурой дефекта произносят отдельные звуки, а слоги получить не могут. В результате читают резким, грубым слогом и не могут объяснить, о чём читали. Скорость (темп) чтения остаётся очень низким.
5.Трудности запоминания
слоговой структуры и
6. Механизмы глобального
чтения, которые формируются у
большинства дошкольников с
8. Низкий уровень познавательной деятельности у детей, что приводит к слабой мотивированности обучения чтению. Исследование мотивов детского чтения глухих дошкольников семи лет показывает, что основным мотивом является мотив познания мира, затем следует второй по значимости мотив – коррекционный. Под ним исследователи предполагают овладение новыми словами, развитие речи. Мотивы узнать о жизни автора, эстетического удовлетворения от чтения отсутствуют.
Заключение
Целенаправленная,
специальным образом
Дети в период дошкольного обучения овладевают навыками техники чтения, способны к пониманию прочитанного, о чём свидетельствуют результаты педагогического обследования при переходе детей в школу.
Обучение глухих и слабослышащих дошкольников чтению становится мощным стимулом в их речевом развитии и является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Дети со сложной структурой дефекта несколько отстают в формировании навыков чтения. Становление данной категории детей как читателей проходит медленнее и требует более серьёзного коррекционного воздействия со стороны сурдопедагогов, воспитателей, родителей, которые должны разъяснять смысл новых слов, помочь установить связи внутри словосочетаний, предложений и между частями текста.
Литература: