Методы и приемы обучения аналитическому чтению глухих и слабослышащих дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения, (по мнению Леонтьева А. А.) и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.( Егоров Т. Г. ) При этом следует подчеркнуть, что техника чтения сама по себе не есть ещё собственно чтение. Лицо, читающее текст или чтец должен понимать то, что он читает.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . 3
Первый этап обучения чтению . . . . . . 4
Второй этап обучения чтению . . . . . . 8
Заключение . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы . . . . . 14

Файлы: 1 файл

Сущность подготовительного периода обучения.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

Для формирования графомоторной функции широко используем материалы лингводидактического комплекса.  Комплекс состоит из трёх комплектов лингводидактических средств обучения, а также  раздаточных предметных и демонстрационных материалов к ним. Предназначен для обучения речи, обучения коммуникативным навыкам детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Дидактические материалы   для развития ритмико–интонационной стороны речи помогают формировать элементарную выразительность при чтении. Дети произносят с различной интонацией (боли, вопроса, осуждения, радости, жалобы) отдельные хорошо знакомые слова и фразы  по подражанию учителю, по ситуации и по картинке. ( Ура! Пришёл Дед Мороз!  Ай-ай, нельзя; упал; болит;  я хочу,  я не хочу    и другие).   

     Дидактический материал для формирования речи и речевого общения (серии картин из повседневной жизни детей,  коммуникативные игрушки) используем в работе  при проверке понимания прочитанного и усвоения словаря.      

          Для систематического чтения  используем произведения Виталия Бианки. На основе его творчества формируем художественный вкус детей, умение видеть и понимать красоту в природе, любовь к животному миру,  умение проявлять заботу о животных и птицах. Эффективному обучению чтения способствуют  книги Б.Д.Корсунской «Читаю сам»; учебное пособие Л. П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, слушать»;  стихи Агнии Барто; русские народные сказки; книжки – самоделки, а также тексты, изготовленные в результате работы в творческой группе. В тексте пропущены опорные слова, на их место вставлены картинки или рисунки.  Большой размер текстов и картины к ним  помогают учить детей читать  строго по линии,  слева направо и полностью каждую фразу . 

          В  случаях значительных трудностей в восприятии детьми слов и фраз мы используем пиктограммы как вспомогательное средство. Пиктограммы представляют собой  схематические рисунки, передающие значение слова, предложения.  Их использование способствует развитию символизации, важнейшего компонента языковой способности и развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.  Педагог может придумать и нарисовать  пиктограммы сам, учитывая, что в пиктограмме должны быть отражены особенности действия или свойств, присущих данному слову. Из пиктограмм мы составляем словосочетания, предложения, а также рассказы. 

       Необходимо отметить наличие некоторых особенностей , которые выявляются  при обучении чтению детей с нарушением слуха.  Уже в среднем и старшем возрасте глухие и слабослышащие дошкольники  могут  испытывать трудности при формировании навыка чтения, обусловленных сложной структурой дефекта. Это:

1. Затруднения в  понимании отдельных слов, сочетаний  и коротких фраз. Особую сложность  представляет лексика, отражающая  переживания человека.  Например: мальчик обрадовался, мне понравился рисунок, Саша удивилась.  Эмоциональность рассказа или стихотворения интуитивно чувствуется детьми с нарушением слуха, но словесно без помощи взрослых (родителей , педагогов) обозначить свои чувства затрудняются.

2. Непонимание употреблённых  в тексте местоимений. Местоимения  он, она, его не всегда правильно  соотносятся с существительными, на которые указывают.

3. Трудности в   понимании элементарной образной речи. И если дети читают описание природы, то не видят за художественным словом картины.

4. Трудность звукослияния: дошкольники со сложной структурой дефекта произносят отдельные звуки, а слоги получить не могут. В результате читают резким, грубым слогом и не могут объяснить, о чём читали. Скорость (темп) чтения остаётся очень низким.

5.Трудности запоминания  слоговой структуры и звукового  состава. Даже многократно повторяющийся  на занятиях и в быту речевой  материал не входит в активную  речь детей.

6. Механизмы глобального  чтения, которые формируются у  большинства дошкольников с нарушениями  слуха к 3-4 годам и становятся  основой для последующего аналитического  чтения, у детей со сложной  структурой нарушений складываются  намного позднее.                                                                                                                       7. Вследствие особенностей зрительного восприятия, недостаточно развитой  словесной памяти дети не запоминают письменные обозначения или смешивают близкие по графическим образам слова.

8.  Низкий уровень познавательной деятельности у детей,  что приводит к слабой  мотивированности обучения чтению. Исследование мотивов детского чтения глухих  дошкольников семи  лет показывает, что основным мотивом является мотив познания мира, затем следует второй по значимости мотив – коррекционный. Под ним исследователи предполагают  овладение новыми словами, развитие речи. Мотивы  узнать о жизни  автора,  эстетического удовлетворения  от чтения отсутствуют.

 

Заключение  

 

Целенаправленная, специальным образом организованная работа по формированию навыков глобального  и аналитического чтения позволяет  сформировать  у детей с нарушением слуха  предпосылки для дальнейшего обучения чтению.

 

Дети в период дошкольного обучения овладевают навыками техники чтения, способны к пониманию  прочитанного, о чём свидетельствуют  результаты педагогического обследования при переходе детей в  школу.

Обучение глухих и слабослышащих дошкольников чтению становится мощным стимулом  в их речевом развитии и является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Дети со сложной  структурой  дефекта несколько отстают  в формировании навыков чтения. Становление данной категории детей как читателей проходит медленнее и требует более серьёзного коррекционного воздействия со стороны сурдопедагогов, воспитателей, родителей, которые должны разъяснять смысл новых слов, помочь установить связи внутри словосочетаний, предложений и между частями текста.  

 

Литература:

  1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха./ Под редакцией  Головчиц Л. А.  –М.: Граф Пресс, 2003 г.
  2. Сурдопедагогика./ Под ред. Речицкой Е. Г. –М.: Владос, 2004.
  3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002.
  4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос,  2001 .
  5. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. –М.: Владос, 2000.

 


Информация о работе Методы и приемы обучения аналитическому чтению глухих и слабослышащих дошкольников