Методы и приемы обучения аналитическому чтению глухих и слабослышащих дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения, (по мнению Леонтьева А. А.) и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.( Егоров Т. Г. ) При этом следует подчеркнуть, что техника чтения сама по себе не есть ещё собственно чтение. Лицо, читающее текст или чтец должен понимать то, что он читает.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . 3
Первый этап обучения чтению . . . . . . 4
Второй этап обучения чтению . . . . . . 8
Заключение . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы . . . . . 14

Файлы: 1 файл

Сущность подготовительного периода обучения.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3

Первый этап обучения чтению . . . . . . 4

Второй этап обучения чтению . . . . . . 8

Заключение . . . . . . . . . 13

Список использованной литературы . . . . . 14

 

 

 

Введение

С точки зрения психологии чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения, (по мнению Леонтьева А. А.) и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста.( Егоров Т. Г. )   При этом следует подчеркнуть, что техника чтения сама по себе не есть ещё собственно чтение. Лицо, читающее текст или чтец должен понимать то, что он читает. Поэтому чтение представляет собой своеобразную мыслительную операцию” (Рубинштейн С. Л.)

В последнее время  чтение трактуется рядом исследователей как информационная активность, при  которой путём набора условных символов передаётся информация от одного лица к другому. Приём и правильное понимание этих сообщений требует  от чтеца также большой психической  активности.

Одной из главных  задач воспитания и обучения глухого  и слабослышащего ребёнка дошкольного  возраста является – формирование такого сложного вида речевой деятельности как чтение. И нарушение слуха у ребёнка не может служить основанием для  лишения его такого важнейшего средства познания как чтение.

Об этом свидетельствуют  многочисленные наблюдения и эксперименты   Б. Д. Корсунской, Н. Д. Шматко, Л. Н. Носковой,  Л. А. Головчиц  и других авторов, которые подтверждают, что раннее приобщение глухих и слабослышащих детей к чтению, пусть в меньшем объёме, в обеднённом качестве, с использованием специальных методических средств и приёмов, играет огромную роль в общем развитии, воспитании чувств, становлении личности. Чтение требует высокого уровня произвольности психических процессов и оказывает мощное влияние на эстетическое, нравственное и умственное развитие ребёнка.

Обучение процессу чтения, как особому виду речевой  деятельности начинается на первом году обучения и проходит два этапа. До трёх с половиной - четырёх лет  дошкольников с нарушением слуха   обучают в основном глобальному (слитному, целостному) чтению речевых единиц (слов или коротких фраз), написанных печатным шрифтом на табличках. Второй этап – это этап формирования  и совершенствование навыка аналитического чтения. (6-7 лет)

Какие же приёмы и   вспомогательные средства используют учителя - дефектологи дошкольного отделения  для усиления работы в этом направлении.

Первый  этап.

Глобальное чтение предполагает не побуквенное или  послоговое восприятие письменного слова, а восприятие слова  как своеобразного рисунка. Слово воспринимается детьми целиком, по табличке и пропечатанная речевая единица используется на данном этапе как вспомогательное средство в обучении языку.

Иначе говоря, табличкой  помечается каждый обозначенный устным словом объект, каждое действие, каждая ситуация, любое поручение. От детей  ещё не требуется узнавание  букв или буквосочетаний в написанном слове, оно должно выглядеть для него как целостная цепочка графических знаков. Запоминая эти цепочки целиком, по длине, по чередованию каких-то кружочков, уголков, крючков, палочек, перекладинок и т.п., дети при сопровождении ими говорения усваивают слова. Вначале устное обозначение чего-либо и показ соответствующей таблички выполняются взрослым и ребёнком совместно, почти синхронно, а затем постепенно от ребёнка требуется выбор и подкладывание к предмету или картинке нужной таблички самостоятельно.

Работа по формированию навыков глобального чтения проводится как на индивидуальных и фронтальных  занятиях, так и в процессе организации  режимных моментов. Обучение глобальному  чтению – одна из сложных задач в формировании речи дошкольников с нарушением слуха, так как этот вид речевой деятельности предполагает организацию произвольной деятельности, анализ и последующий синтез элементов графического образа слова.

Для формирования глобального  чтения требуется проведение подготовительной работы – это разнообразные игры и упражнения на развитие:

    • зрительного восприятия;
    • внимания;
    • зрительной памяти;
    • понимания содержания читаемого.

Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками – животными. Это такие игры как:

- ,,Лабиринты,” ,,Кто, где живёт?”

- ,,Лото,” ,,Найди по контуру,”

- ,,Что пропало?,” ,,Найди по силуэту,”

- ,,Найди место  куклам,” ,,Парные картинки , ”  и многие другие.

По нашему мнению, именно игра, как ни один другой вид  деятельности, стимулирует усвоение ребёнком названий тех игрушек и  предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Для  расширения знаний и представлений по теме чтения,  для углубления наглядно – чувственного опыта детей, для сообщения новых сведений о явлениях и событиях окружающего мира в подготовительную работу  включаем  преднамеренные  наблюдения  и экскурсии. Например, для понимания  табличек о весне надо иметь реальное представление о признаках наступления этого времени года: снег тает, почки надулись, скворечник, бегут ручьи и другие.  Используем   предметно – практическую деятельность, а затем организовываем  демонстрацию рисунков, построек,  поделок. Широко используем  макетирование  улиц, перекрёстков,  города,  зоопарка.

С четырёх лет  при обучении глухих детей чтению в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова и запоминания его структуры и позволяет сформировать технику чтения в более короткие сроки.

Особое внимание педагоги уделяют  развитию пальцевой моторики как с целью создания моторно – двигательной основы речи, так и для овладения в дальнейшем дактильной формой речи. У малыша не сразу всё получается, пальцы ,,не слушаются”, и тут педагоги своей рукой помогают сложить пальцы в нужное положение.

В речевом развитии слабослышащих дошкольников дактилология используется в меньшем объёме, главным  образом для уточнения структуры  слова, исправления неправильностей  в чтении и письме. Но, как правило, дактильная форма речи используется в работе с глухими и слабослышащими детьми со сложными недостатками развития или с теми, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, у кого низкий уровень познавательного развития.

Усвоение дактильных знаков пойдёт легче и естественнее, если  вместо механического запоминания их по таблице – азбуке, обратиться к запоминанию коротких слов. Нужно выбрать наиболее обиходные слова, такие, которые пригодятся на первых этапах общения с ребёнком. (на, иди ,дай, мама, папа, тётя, имена детей, баба, дом, шар, юла,  ешь, пей, там, тут, вот) . Упражняясь в дактилировании первых слов, мы не только проговариваем их с ударением, которое является важнейшим условием для формирования у ребёнка правильного произношения, но и придаём своему лицу выражение, соответствующее характеру высказывания. Выражение лица заменяет неслышащему ребёнку отсутствующую интонацию, облегчает понимание слова и помогает в работе над ритмической и интонационной стороной речи.

Для эффективного  обучения глобальному чтению, педагоги  также используют разнообразные условия применения табличек, варьируют сопоставление слов на табличках, начиная от резко различающихся слов до близких и сходных по буквенному составу. Например, вначале:  мяч и кукла, юла и машина, а потом машина и мишка, покажи и положи и другие .

Темпы овладения  глобальным чтением у дошкольников с нарушениями слуха различны. Так же отмечаются большие индивидуальные различия в количестве глобально  воспринимаемых слов и фраз. Большинство  детей к концу года могут различать  слова при выборе из 2-4 и несколько  коротких фраз по основным темам.     Чтобы ускорить темп овладения глобальным чтением учителя в своей работе используют книжки – самоделки. 

Сначала книжки –  самоделки составляются без учёта  определённой темы, а включается тот  материал, который чаще всего встречается  ребёнку в жизненной ситуации. Из своего опыта мы знаем, что первые книжки – самоделки – это игрушки  и близкие ребёнку люди, его  семья.  Дети радуются, когда видят себя и своих близких,  гладят фотографии, читают  соответствующие подписи (мама, папа, Илья, Назар, бабуля, дедуля)  с особой  нежной интонацией. По мере накопления словаря, к картинкам даются двух – трёхсловные подписи. (Вот мама Ира, это папа Юра и т.д.)

При работе с книжками – самоделками мы используем несколько вариантов работы:

- Поручения: дай,  покажи, нарисуй…

- Ребёнок демонстрирует  действие;

- Можно закрепить  речевой материал дома;

- Можно разделить  книжки – самоделки на листы  и применять их для развития  слухо –зрительного восприятия, затем и по развитию слухового восприятия.

С первого дня  педагоги приучают ребёнка к правильному  обращению с книгой: чтобы ребёнок  аккуратно открывал и закрывал книгу, бережно переворачивал страницы, не загибал углы и, кончив читать, клал книгу на место.

Таким образом, с  помощью педагогов ребёнок  сопряжено проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный.

 

Второй  этап.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется  формированию навыков аналитического чтения. Проводится на фронтальных  и индивидуальных занятиях. Переход  к обучению технике аналитического чтения оказывается возможным только после накопления детьми запаса слов, воспринимаемых глобально, целостно, значения которых дети хорошо понимают. Поэтому  важным в отношении начинающего  читать ребёнка - дошкольника  с нарушением слуха считаем:

  • актуальность сведений, которые он может почерпнуть из текста;
  • доступность излагаемого содержания;

- объём информации  и самого текста;

Информируя, текст  обучает, ориентирует, формирует представления  и образы, вырабатывает ценности и установки, программирует стратегию деятельности, закрепляет навыки поведения. С точки зрения психологии, информативность текста измеряется не общим количеством информации, содержащейся в сообщении, а лишь тем её количеством, которое стало достоянием  ребёнка дошкольного возраста, школьника  или  подростка.

  • материал  должен соотноситься с возрастными возможностями детей;
  • материал должен быть интересным и привлекательным по самому оформлению;
  • посильным с точки зрения звукопроизношения, навыков зрительного восприятия и техники чтения;
  • материал должен нести воспитательную нагрузку.

При подготовке к  занятиям анализируем речевой материал по степени его доступности и  постепенного усложнения отрабатываемого  словаря и фразеологии, продумываем  игровые моменты и занимательные  упражнения, индивидуальную помощь ребёнку  в случае затруднений, учитываем  эмоциональный настрой и адекватную реакцию на любые отношения  детей к прочитанному.

При переходе на аналитическое (дактильное) чтение на табличках с печатным шрифтом устанавливаем надстрочные знаки, помогающие формировать навык плавного чтения, соблюдения ударения, пауз и правил орфоэпии.            

Обязательным элементом  обучения аналитическому чтению является проверка понимания прочитанного. С  этой целью  мы используем такие методы как:

 

репродуктивные - ответы на вопросы, подбор картинок, предварительное

рассказывание,  демонстрация действий, повторное чтение с драматизацией, зарисовки и т.п.;

проблемные - вставить недостающие буквы, вставить пропущенные слова, заменить картинки словами, выяснить «Почему?» или   «Зачем?»;

творческие - зарисовки, драматизации, составление нового текста с другими

действующими именами  или лицами, пересказ по серии картинок на тему, пересказ по вопросам,  пересказ по аналогии.

Работаем  с разрезной азбукой по образцу или  по памяти . Складывание из букв разрезной азбуки при опоре на табличку способствует запоминанию слов, их анализу.   Одним из средств усвоения звуко-буквенной структуры слов также является письмо слов печатными буквами, которое вначале носит характер списывания. Эти виды работы с детьми помогают сформировать ряд  других умений, которые включены в содержание раздела, относящегося  к обучению чтению: звуковой, слоговой анализ и синтез, овладение структурой слогов и слов разной сложности. Дети должны научиться громкому, чёткому и внятному чтению (с соблюдением акцента на ударном слоге и паузы между предложениями) слов, фраз в текстах букваря, выполнению заданий, написанных печатным шрифтом.

Информация о работе Методы и приемы обучения аналитическому чтению глухих и слабослышащих дошкольников