Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель – Обосновать теоретически и проверить в ходе создания наглядного пособия, способствующего развитию у детей среднего школьного возраста наблюдательности при рисовании портрета.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по рисованию детьми портрета.
2. Обосновать основные пути выполнения демонстрационных таблиц.
3. Сформировать содержание, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.
1.1.Технология работы над созданием портрета……………….............................5
1.2.Развитие наблюдательности учеников как психолого-педагогическая проблема......................................................................................................................8
1.3.Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета......................................................................................................................17
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ « РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА».
2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц........................................21
2.2. Содержание демонстрационных таблиц..........................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................24

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.

1.1.Технология работы над  созданием портрета……………….............................5

1.2.Развитие наблюдательности учеников как психолого-педагогическая проблема......................................................................................................................8 

1.3.Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета......................................................................................................................17

ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ « РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА».

2.1. Общая характеристика  демонстрационных таблиц........................................21

2.2. Содержание демонстрационных  таблиц..........................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23

ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................24

ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

                                                           Введение.

 

Актуальность – Данную проблему необходимо рассмотреть потому что, она имеет довольно важное значение. Ведь развивая наблюдательность школьника мы затрагиваем такие психические процессы как внимание, память, мышление, восприятие, воображение которые являются источником искусства, а не наоборот. Развитие  наблюдательности - необходимое условие всестороннего и гармоничного формирования личности. Так, например, Неменский Б. М. учил искусству видеть свойства и качества предметов и явлений окружающей среды. Именно неумением видеть объясняются ошибки в детских работах. Чтобы правильно изобразить предмет или явление, его необходимо детально изучить, а для этого необходимо развивать наблюдательность.

 

   Художественно-эстетическое  образование должно способствовать  формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом.

   Как составная  часть общего образования, художественное  образование вносит весомый вклад  в достижение общей педагогической  цели школы, обеспечивая развитие  научно-практического мировоззрения  школьников, их мыслительных творческих  способностей.

    Изначально искусство, как и любой другой вид человеческой  деятельности, является продуктом  нашей психики, а не наоборот.  Именно система чувств, способы  мышления, эстетические и нравственные  идеалы, приемы моделирования лежат  в основе создания любого творческого  произведения.

   Культура является  сложнейшей системой накопления  человеческого опыта, выступая для  последующих поколений «точкой  отсчета» в развитии, как комплекс  уникальных ориентиров, стратегий  и образцов высочайшего качества. Овладевая культурой при помощи  взрослых, ребенок имеет шанс  значительно быстрее и на принципиально  ином уровне сложности овладеть  искусством, при этом личностно  развиться также на более высоком  уровне. Каждый новый виток культурного  прогресса создает возможности  иного порядка  для развития  последующих поколений. Культурный  опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами [18].

 

   Необходимость научного рассмотрения проблемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета обусловлена рядом противоречий:

- между современными требованиям методик обучения к рисованию с натуры и реальным состоянием этой проблемы в  общеобразовательной школе;

- между современными требованиями  к учителю изобразительного искусства  и недостаточной его подготовкой по данной проблеме;

- между потребностью детей  к освоению технологий рисования  портрета и недостаточным развитием  наблюдательности.

 

Проблема – Каковы теоретические основы методик в развитие наблюдательности при рисовании портрета.

 

Цель –  Обосновать теоретически и проверить в ходе создания наглядного пособия, способствующего развитию у детей среднего школьного возраста наблюдательности при рисовании портрета.

 

Объект - Процесс  развития наблюдательности школьников на уроках рисования с натуры.

 

Предмет- Содержание и методы, реализуемые на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие развитие наблюдательности средних школьников.

 

Гипотеза состоит в предположении о том, что успешность развития наблюдательности школьников при рисовании портрета зависит от:

- расширение арсенала методов и приемов обучения школьников рисованию портрета, направленными на развитие наблюдательности;

- оказывать развитие у детей интереса при рисовании;

- выбора содержания демонстрационных таблиц, позволяющего успешному развитию наблюдательности школьников и установления связи расчлененных операций в рисовании портрета.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и искусствоведческую  литературу по рисованию детьми портрета.
  2. Обосновать основные пути выполнения демонстрационных таблиц.
  3. Сформировать содержание, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования.

 

 

Методы исследования:

Теоретические – изучение и анализ педагогической, искусствоведческой и психологической литературы по проблеме.

Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение.

Экспериментальные - изготовление наглядного пособия.

 

Теоретической основой исследования стали:

- работы, посвященные созданию рисунка головы человека (В. Сенин, О. Коваль и др.);

- методики по обучению  учащимися изобразительной деятельности (И.П. Волков, В.С. Кузин и др.);

- психолого-педагогические  исследования развития наблюдательности школьников (Выготский, Н.П. Сакулина и др.)

Структура работы: введение, две главы, заключение, литература(24 стр.), приложение(25 стр.) . Общий объем курсовой работы составляет 26 стр.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.

 

    1. Технология работы над созданием портрета.

 

    В работах В.Сенина и О. Коваля отмечается, что человек- главная тема в искусстве.  Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главный предмет искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств - словом, все богатство личности в разных ее проявлениях [26].

Одним из жанров живописи, скульптуры, графики, посвященных изображению определенного человека, конкретного лица является портрет.

   Изображение человека  является центральным во многих  произведениях художников. Любят  рисовать людей и дети. Но рисовать  портрет – очень сложное и  трудное дело. Не всегда можно  увидеть в основе ее строение  геометрические формы. Особенно  трудно передать человека в движении [15].

  Сокольникова Н. М. раскрыла, что рисунок (головы) человека включает несколько типов. Прежде всего, это, опираясь на антропологические  и анатомические знания, рисунок черепа человека и выполнение с гипсовых слепков частей лица- глаза, носа, губ, ушей, рта. Лучше всего приступать к рисунку человека с рисунка головы с гипсового образца и лишь затем переходить к рисунку головы с натуры [20].

   Рисование живой  головы человека по своей сути  мало отличается от рисования  гипсовой головы. В отличие от  гипсовой, живая более подвижна  и имеет много второстепенных  мелких деталей (например, морщин). Кроме того, окраска кожи, волос, глаз, губ, щек затрудняет видение формы.

   Несмотря на эти  трудности, живую голову рисовать  намного интереснее, чем мертвую  гипсовую. Рисуя живую голову, следует  ориентироваться на теже основополагающие  принципы, что при рисовании гипсовой, придерживаясь методической последовательности  на всем протяжении работы над рисунком [13].

   Рассмотри отдельные этапы работы над созданием портрета. Начинать рисунок головы с живой модели следует с композиционного размещения головы на листе бумаги, устанавливая движения головы (ее наклон и наклон шеи по отношению к плечевому поясу) и ее основные пропорции, соотношения ее массы к листу бумаги. Сначала намечают верхнюю и нижнюю точки головы, выделяют серединную линию в соответствии с ракурсным  положением, набрасывают общий характер портретируемого.

   Основные способы создания наброска. Помечают основные линии по горизонтали и вертикали, линию глаз, надбровных дуг, лобных бугров, скул и скуловых дуг, линию носа, рта, подбородка, определяют лицевой угол. Набросок следует делать легким нажатием карандаша на лист, чтобы он не мешал в дальнейшем. В практике рисунка этого типа учитывают симметричность построения формы головы, постоянно проверяя соотношение опорных точек с обще формой и основной осевой линией. Парные формы необходимо рисовать одновременно: левый глаз одновременно с  правым, левую скуловую кость с правой и т. п.

   Следующий, второй  этап- уточнение общей конструктивной  формы головы с последовательным  построением деталей. Приступая  к детальной прорисовке форм  головы, надо смотреть на каждую  деталь как на совокупность  поверхностей простой формы. Например: сравнить нос  с призмой, а лоб - усеченный плоскостями цилиндр.

   Легкая разбивка  рисунка на свет и тень поможет  увидеть ошибки в построении  пропорций. Работая тоном, соблюдая  большие тональные отношения, нужно  все время уточнять рисунок  деталей головы, постепенно выявляя  индивидуальные особенности натуры.

   От изображения  важных деталей головы, таких  как глаз, рот, нос, ухо, и нахождения  их пропорций зависит сходство  портретируемого. Детали играют важнейшее значение в рисовании головы человека. По этому поводу П. Чистяков говорил, что в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, необходимо держать в глазу всю фигуру, не стремиться сразу к общему, а вникать в детали, не бояться первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно. Стремление передавать форму, ее объем сделают линию, штрих живым и выразительным. Рисунок должен быть тонально выдержан, а потом следует брать верные отношения от самого темного до самого светлого, связав их тоном[7].

   Третий этап работы  состоит в дальнейшей тональной  проработке рисунка, с четким  определением больших тональных  отношений, и выявлении характера  отдельно взятых деталей. В тональном рисунке следует пользоваться четырьмя основными тональными градациями: светом, тенью, полутенью и падающей тенью. Работая над  тональным рисунком, нельзя слепо ориентироваться только на светотеневые колебания для выявления формы щек, лба, подбородка, так как в силу специфики зрительного восприятия нашего глаза  рисовальщик перестает думать и начинает срисовывать подряд все, что видит.

По этому поводу Леонардо да Винчи в своей « Книге о живописи» писал что, когда ты срисовываешь какое-нибудь тело и сравниваешь силу светов в его освещенной части, необходимо помнить, что часто глаза обманываются, и ему кажется более светлым то, что менее светло. Границы тел требуют большего размышления и ума, чем тени и света, на том основании, что очертания несгибающихся членов  тела  неизменны и всегда остаются теми же самыми, а места, количества и качества теней бесконечны... Тени образуют свои границы определенными ступенями, и кто этого не знает, у того всегда они не будут рельефными [12].

   В. С. Кузин считал, что активность линии и тона должна зависеть от характера расположения объемов формы по отношению к рисующему: ближняя форма выявляется насыщенной тональной проработкой и подчеркивается более активной линией, дальняя - трактуется мягче.

   В процессе работы над рисунком головы необходимо помнить о пропорциях, композиции и выражении целостного характера модели.

  Завершая работу над  длительным рисунком головы с  живой натуры, следует внимательно  сравнить рисунок с натурой.

   Заботясь об убедительном  построении модели, о сходстве  рисунка с моделью, надо постоянно  помнить о четкой и выразительной  моделировке формы тоном, тщательной  проработке деталей с дальнейшим их обобщением об углубленном понимании индивидуальной характеристики портретируемой модели[26].

Таким образом, можно сказать, что перед рисованием человека необходимо внимательно изучить его технологию создания портрета, тесть ее последовательность. Ведь рисование человека очень трудное и кропотливое занятие, требующее от учащегося сосредоточение всех его познавательных процессов.

 

    1. Развитие наблюдательности как психолого-педагогическая проблема.

   В педагогическом словаре дана характеристика наблюдательности — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации [3].

   Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

   Прежде всего, она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

   Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он говорил что, хороший глаз — дело наживное. Необходимо поработать над зрением. Попробовать месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотреть на людей именно так. И через два-три дня можно убедиться, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца научиться видеть так, что уже не надо будет понуждать себя к этому [21].

Информация о работе Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета