Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель – Обосновать теоретически и проверить в ходе создания наглядного пособия, способствующего развитию у детей среднего школьного возраста наблюдательности при рисовании портрета.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по рисованию детьми портрета.
2. Обосновать основные пути выполнения демонстрационных таблиц.
3. Сформировать содержание, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.
1.1.Технология работы над созданием портрета……………….............................5
1.2.Развитие наблюдательности учеников как психолого-педагогическая проблема......................................................................................................................8
1.3.Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета......................................................................................................................17
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ « РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА».
2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц........................................21
2.2. Содержание демонстрационных таблиц..........................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................24

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

 

    1. Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение– отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них [8].

Таким образом, можно сказать, что наблюдательность тесно связана не только с психологией, но и с педагогикой. Из трудов таких ученых как Л. С. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л. С. Выготский, Г. С. Абрамова и других, мы замечаем, что наблюдательность включает в себя такие познавательные процессы как восприятие, мышление, память, внимание. Но развитие этих процессов необходимо проводить не стихийно, а планомерно, по заранее продуманному плану. Если развивать наблюдательность детей, то из неустойчивого (непостоянного) проявления оно перейдет в устойчивое, постоянное качество личности.

 

 

    1. Методы и приемы развития наблюдательности школьников при       рисовании портрета.

  В.С. Кузин, Б. М. Неменский и другие обращают внимание на одно из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству является развитие наблюдательности школьника. Известно, что в основе реалистической передачи натуры лежит зрительный образ предмета, воссоздаваемого таким, какой он есть в действительности. Наблюдательность предполагает умение видеть натуру, уловить в ней главное, характерное, т. е. умение видеть особенности конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорций, светотени, цвета [22].

Развитие наблюдательности  школьников - одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то  же  время важная самостоятельная задача воспитательной работы учителя.  К.  Д. Ушинский отмечал,  что учение  должно  упражнять  способности наблюдения.

  О значении умения видеть для правдивого изображения окружающей действительности писал Е. И. Игнатьев, указывая на то, что большая часть людей, не являющихся профессиональными рисовальщиками или живописцами, видят вещи крайне неточно; они совсем не замечают в вещах многих подробностей, даже таких, которые бросаются в глаза… Рисовальщика не может удовлетворить простое узнавание предмета, часто достаточное в обычной деятельности. Процесс реалистического изображения требует постоянно углубления «видения предмета» [11].

   На развитие умения видеть также обращалось внимание и в педагогической системе П. П. Чистякова. Он говорил что, по-настоящему, прежде всего надо научить глядеть на натуру. Это почти самое главное и довольно трудное [5].

Поэтому уже с I класса нужно учить детей правильно смотреть на натуру, правильно ее видеть. Часто рисунки низкого качества получаются как раз оттого, что дети имеют очень смутное представление о предмете, который они рисуют. Иногда учащиеся, казалось бы, внимательно смотрят на предмет, они его видят (воспринимают), но, тем не менее, не рассматривают.

   Для того чтобы учащиеся правильно видели предмет, нужно помочь им уяснить особенности строения предмета его пропорции, конструкцию, характер данной формы. Если дети хорошо разберутся во всех особенностях предмета, они достаточно правильно смогут его изобразить.

   Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значение  для  развития наблюдательности у учащихся в учебной деятельности.  Развивается наблюдательность также и  в  процессе разнообразных  наблюдений школьников за явлениями природы,  на занятиях кружков, во время летнего отдыха. В процессе обучения и развития интересов школьников формируются индивидуальные особенности наблюдательности. Одни ученики обнаруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере искусства, другие - при изучении математики, третьи - истории и т. д.

   Успешному развитию у школьников умения видеть в значительной мере способствует хорошо организованное наблюдение изображаемых объектов в процессе рисования с натуры. Для эффективности наблюдения важны определенные организационные условия, прежде всего конкретная установка на специально организованное наблюдение. Так, если перед школьниками не поставлена конкретная задача наблюдения, процесс рисования (рассматривания) отличается пассивностью, неясностью и непрочностью в формировании зрительных образов субъектов натуры. Поэтому нельзя, например, при объяснении правил наблюдательной перспективы сказать детям примерно так «Когда пойдете домой, посмотрите по сторонам. Что вы при этом увидите» В данном случае нет четко поставленной задачи, и дети могут сколько угодно рассказывать о том, что они видели на улице (рассказ сведется к простому перечислению объектов) [24].

   Совсем другие результаты получаются, когда перед учащимися поставлена конкретная задача наблюдения. Скажем, если перед уроком рисования с натуры предметов, расположенных в пространстве, учитель объяснит правила наблюдательной перспективы и даст задание школьникам внимательно понаблюдать за тем, как зрительно изменяются предметы в зависимости от удаления, школьники без труда справятся с поставленной задачей. Вот один из примеров. Учащиеся III класса вместе с учителем рассматривали улицу из окна первого этажа и с тротуара.

       Внимание учащихся обращалось на кажущееся изменение отдаленных от зрителя объектов. Перед началом следующего урока дети так рассказали об увиденном «Когда машины и дорога уходят вдаль, то они становятся уже. Еще когда мы стоим на земле, то горизонт становится ниже» (в сочинении даже употребляется слово «горизонт»). «Наша улица видна с первого этажа. Класс выходит окнами на улицу. Троллейбусы, трамваи и машины большие. Дома тоже очень большие, загораживают все. Люди, когда к ним ближе, кажутся большими, а те, которые дальше, — маленькими. Когда стоишь ближе к деревьям, расстояние между ними больше, чем тогда, когда стоишь дальше». «Я стоял на тротуаре. Машины вдалеке, и люди кажутся маленькими, вблизи — большими. Когда, смотришь на дом, у него видны две стороны. А если одноэтажный дом загородит; многоэтапное здание, тогда все равно будет видно большое здание. Если дом высокий, то крыша видна не будет, а если дом низкий, то крыша будет видна». «Нашу улицу очень хорошо видно. Когда смотришь в окно, то кажется, что машины и люди маленькие, а когда они приближаются к дому, то становятся все больше и больше». Надя М. написала «Когда улица близко, она широкая, & когда далека, она, кажется уже» (заметим, что дети пишут о кажущемся изменении предметов, а не о действительном).

   Мы уже знаем, что основой наблюдения является зрительное восприятие. Однако иногда только оно не дает точного представления о предмете.

   Наиболее эффективно такое наблюдение, которое базируется на взаимодействии различных анализаторов (ощупывание, разламывание, пробы на твердость, определение вкуса, запаха и т.д.). Все это является необходимым условием для формирования четкого, ясного, глубокого представления о предмете. Вот почему детям можно разрешать брать предметы в руки, подносить их к «глазам, сравнивая с другими предметами. В этом случае рисунки детей будут еще более грамотными и выразительными [9].

   Одним из средств развития наблюдательности у детей является сравнение своего рисунка с натурой и на этой основе выявление незамеченного, неправильно определенного. Если учитель с самого начала будет обращать внимание  на такого рода сравнение, школьники не только будут испытывать потребность в постоянном рассматривании и изучении рисуемого объекта. В процессе работы над изображением дети будут стараться все осмыслить, осознать, прежде чем сделать. Рисование для этих учеников — средство для развития и совершенствования мысли, чувства и знаний.

   Для развития наблюдательности у учащихся полезно использовать наводящие вопросы и указания. «Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем… Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения.     

   Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определенную сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовет ее, обозначит ее словом», писал психолог В. Теплов. Так, при рисовании объемных предметов с помощью светотени, заметив ошибки в рисунках, можно напомнить учащемуся «Посмотри, везде ли тень одинаково темная. «Что же ты рисуешь, везде одинаково темную тень. Разве так надо? Посмотри, где она светлее».

Таким образом, можно сказать, что развитие наблюдательности во многом связано с  правильной организацией наблюдения, которое полезно сопровождать записями, сбором документальных  материалов,  которые затем подвергаются тщательному  анализу. Наблюдательный человек видит больше,  понимает глубже,  так как улавливает мало заметные,  но существенные признаки предметов,  явлений,  событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.

 

Глава 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ « РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА».

2.1. Общая характеристика  демонстрационных таблиц.

   На занятиях изобразительным искусством наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале.

   Демонстрационные  таблицы называются « Рисование  портрета», которое полностью  соответствует содержанию темы.

Основной целью демонстрационных таблиц является наглядное изображение каких-либо моментов в работе и усвоение определенных знаний, например, таких как правильное расположение рисунка на бумаге, последовательность выполнения основных этапов рисунка и т.д.

Демонстрационные таблицы могут выполнять следующие задачи:

- демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;

- разъяснение сущности  строения изображаемых объектов,

- показ приемов композиционного  решения рисунка.

При выполнении данных демонстрационных таблиц использовались карандаши разной мягкости, чтобы показать разницу в тональном отношении и использовалась техника штриховки.

 

 

 

 

 

2.2. Содержание демонстрационных  таблиц.

Основной идеей демонстрационных таблиц под названием « Рисование портрета» заключается в том, что они дают наглядно четкую, понятную последовательность выполнения портрета человека.

Каждая таблица оформлена в рамку и содержит заголовок, раскрывающий основную цель работы на каждом этапе.

Таблица № 1 « Расположение осевых линий». На этой таблице мы простым карандашом твердости ТМ показываем, как расположить голову портретируемого на формате листа, и основное направление осевых линий.

Таблица № 2 « Выявление характера головы». Показывается приблизительное уточнение основной формы головы с легкой тональной проработкой, это необходимо для того чтобы показать основные массы света и тени и укажет на ошибки в пропорциях.

Таблица № 3 « Конструктивное построение». В этой таблице показывается основные построения частей лица, формы головы и  происходит четкое определение тональных отношений. При изображении основных масс тени использовался карандаш мягкости 2М,3В.

Таблица № 4 « Дальнейшая тональная проработка». Здесь использовались карандаши разной мягкости для того чтобы наиболее точно показать свето - тональные отношения и проработать детали.

Данные таблицы можно применять как наглядное пособие на уроках изобразительного искусства   в 6, 7 классах. В таких таблицах выделяются наиболее важные моменты выполнения изображения, и показывается очередность, которая помогает школьнику выработать определенную систему работы над изображением.

 

 

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

   Данное исследование предпринято для того чтобы показать каким образом можно развить наблюдательность школьника при  рисовании портрета человека, так как эта идея мало рассмотрена в настоящее время и требует более внимательного изучения.

  При выполнении данного исследования были сделаны демонстрационные таблицы, которые являются наглядным материалом при развитии наблюдательности, были проанализированы материалы по психологии, педагогике, методикам разнообразных ученых, художников. В процессе исследования удалось обосновать теоретически, как можно развить наблюдательность у детей среднего школьного возраста, какие методики и пособия лучше всего применять и на какие психические процессы ориентироваться в построении урока рисования на тему       «Рисование портрета».

Курсовая работа подвела нас к такому выводу, что наблюдательность необходимо развивать и в этом главную роль играет предмет изобразительное искусство, ведь именно искусство требует точного наблюдения натуры. Но развивать наблюдательность необходимо планомерно, воздействуя на разнообразные познавательные процессы, которые имеют взаимосвязь между собой.

Такое исследование имеет большую практическую значимость, потому что затрагивает важные моменты в развитии ребенка.


Информация о работе Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета