Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 18:53, контрольная работа
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. Остановимся кратко на сущности каждого из этих методов.
Введение
1. Методы научно-педагогических исследований
1.1 Традиционно-педагогические методы
1.2 Психолого-педагогический эксперимент
1.3 Социологические методы исследования
1.4 Тестирование проективные методы
1.5 Математические методы педагогических исследований
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Методы
научно-педагогических
1.1 Традиционно-педагогические методы
1.2 Психолого-педагогический эксперимент
1.3 Социологические методы исследования
1.4 Тестирование проективные методы
1.5 Математические методы педагогических исследований
Заключение
Литература
Введение
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.
Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.
Существенным
фактором развития
В XIX в. начали
широко проводиться
В настоящее
время педагогические
1. Метод
научно-педагогических
Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.
В современной
учебной литературе дается
Для
получения разнообразных
1.1 Традиционно-педагогические методы
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы
Наблюдение
- наиболее доступный и
(Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.)
К примеру,
исследователь присутствует на
уроке и замечает, что, когда учитель
излагает материал интересно, дети
сидят тихо и внимательно
Подчеркивая
допустимость и
Изучение
опыта - еще один издавна применяемый
метод педагогического
В современном,
несколько суженом смысле под
изучением опыта обычно
Анализ школьной документации.
Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д.
Изучение
продуктов ученического
Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».
Беседы, интервью.
Беседа
- метод непосредственного
Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов.
1.2 Психико-педагогический эксперимент
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.
Проводимые
педагогические эксперименты
В зависимости от цели различают:
1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления.
2) проверочный,
уточняющий, когда проверяется гипотеза,
созданная в процессе
3) созидательный,
преобразующий формирующий
По месту
проведения различают
Если
нужно проверить какой-либо
1.3 Социологические методы исследования
В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.
Анкетирование
- метод массового сбора
Социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутри коллективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.
Метод
обобщения независимых
Разновидностью
данного метода является
1.4 Тестирование, проективные методы
Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.
По функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личности (характер, мотивация, типы поведения).
Проективные
тесты – методики, направленные
на выявление определенных
Обычно
тестирование как метод
1.5 Математические
методы педагогических
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:
- регистрация
– определяет выявление
- ранжирование
– расположение собранных
- моделирование
– создание и исследование
моделей. Это способ теоретического
исследования психологических
- статистические
методы – методы
Математизация
педагогики несет в себе
Заключение
Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Методы научно-педагогических исследований