Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:34, контрольная работа
Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
Введение……………………………………………………………………… з
1. Понятие метода обучения…………………………………………..… 4
2. Классификация методов обучения…………………………...………. 6
3. Проблемно-поисковые методы обучения……………………...…….. 8
4. Содержание основных методов обучения……………………….…. 11
Заключение………………………………………………………………..… 17
Список литературы…………………………………………………………. 18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
В истории дидактики сложились
различные классификации
1. Понятие метода обучения
В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.
Поэтому И.Я. Лернер дает следующее
определение метода обучения: метод
обучения как способ достижения цели
обучения представляет собой систему
последовательных и упорядоченных
действий учителя, организующего с
помощью определенных средств - практическую
и познавательную деятельность учащихся
по усвоению социального опыта. В
этом определении автор
Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире — как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.
Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов, и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда — в сознательной деятельности человека. Метод — это правила действия... Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин).
В начале 30-х гг. 20 века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ”, “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине — это указание к педагогически целесообразному действию, предписание как действовать.
В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И. Махмутов). Внешняя сторона отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.
Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
2. Классификация методов обучения
Поскольку методы обучения
многочисленны и имеют
1) По источникам передачи
и характеру восприятия
2) По характеру взаимной
деятельности учителя и
3) По основным компонентам
деятельности учителя —
а) методы организации и
осуществления учебной
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля
(устный и письменный контроль, лабораторные
и практические работы, машинный и
безмашинный программированный
контроль, фронтальный и
4) По сочетанию внешнего
и внутреннего в деятельности
учителя и учащегося — система
методов М.И. Махмутова:
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, какая более понятна ему и удобна в его работе. Из современных классификаций методов рассмотрим методы проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И. Махмутовым. По нашему мнению эта система методов представляет модифицированную на более высоком уровне систему методов Лернера-Скаткина. С системой же методов обучения Ю.К. Бабанского ввиду популярности его работ читатель может ознакомиться и без нашего участия.
3. Проблемно-поисковые методы обучения
Проблемно-поисковые методы
применяются в ходе проблемного
обучения. При использовании проблемно-
Проблемно-поисковые методы
обучения очень эффективны для дистанционного
обучения ибо они достаточно часто
применяются на практике с помощью
наглядных, словесных и практических
методов. В связи с этим принято
говорить о методах проблемного
изложения учебного материала, о
проблемных и эвристических беседах,
о применении наглядных методов
проблемно-поискового типа, о проведении
проблемно-поисковых
Частными случаями проблемно-поискового
метода являются предложенные М.И. Махмутовым
бинарные методы: объяснительно-побуждающий
и частично-поисковый, побуждающий
и поисковый. Все это как бы
конкретные уровни проявления проблемно-поискового
метода в широком его понимании,
а также сочетания различных
методов с постепенным
Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций.
Наглядные пособия при
проблемно-поисковых методах
Проблемно-поисковые упражнения
применяются в том случае, когда
обучаемые могут самостоятельно
по заданию преподавателя
Ценным видов особенно
для дистанционного обучения являются
исследовательские лабораторные работы,
в ходе которых обучаемые, например,
самостоятельно выясняют законы плавления
тел или любые другие законы. Такие
лабораторные работы проводятся до изучения
теоретического материала и ставят
обучаемых перед необходимостью
сделать некоторые учебные
Проблемно-поисковые методы
в дистанционном обучении применяются
преимущественно с целью
4. Содержание основных методов обучения
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Во время рассказа-изложения
преподаватель раскрывает содержание
новой темы, осуществляет изложение
по определенному логически
Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.