Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… з
1. Понятие метода обучения…………………………………………..… 4
2. Классификация методов обучения…………………………...………. 6
3. Проблемно-поисковые методы обучения……………………...…….. 8
4. Содержание основных методов обучения……………………….…. 11
Заключение………………………………………………………………..… 17
Список литературы…………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                                         

Введение………………………………………………………………………  з

  1. Понятие метода обучения…………………………………………..…  4
  2. Классификация методов обучения…………………………...……….  6
  3. Проблемно-поисковые методы обучения……………………...……..  8
  4. Содержание основных методов обучения……………………….….  11                                        

 

Заключение………………………………………………………………..…  17

Список литературы………………………………………………………….  18

 

Введение

 

 

Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод  обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной  деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Т.А. Ильина понимает под  методом обучения "способ организации  познавательной деятельности учащихся".

В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень  самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием  выбора метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие метода  обучения

 

В литературе существуют различные  подходы к определению этого  понятия:

1) это способ деятельности  учителя и учащихся;

2) совокупность приемов  работы;

3) путь, по которому учитель  ведет учащихся от незнания  к знанию;

4) система действий учителя  и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено  как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом  социального опыта, воплощенного в  содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями  обучаемых к моменту обучения.

Поэтому И.Я. Лернер дает следующее  определение метода обучения: метод  обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему  последовательных и упорядоченных  действий учителя, организующего с  помощью определенных средств - практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В  этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена  целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой — сама обуславливает  учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассматривает  методы как способы упорядоченной  взаимосвязанной деятельности учителя  и учащихся, направленные на решение  комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с  достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире — как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Философы отмечают, что  в общественной и материальной действительности нет никаких методов, и имеются  лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда — в сознательной деятельности человека. Метод —  это правила действия... Метод  непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а  то, как человек должен поступить  в процессе познания и практического  действия (П.В. Копнин).

В начале 30-х гг. 20 века о  методе обучения, наоборот, судили по внешним  признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ”, “беседа”. При таком  понимании методы не определяют поведение  педагога, не помогают ему ориентироваться  в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная  в методе как педагогическом термине  — это указание к педагогически  целесообразному действию, предписание  как действовать.

В настоящее время в  методах выделяют две стороны: внешнюю  и внутреннюю (М.И. Махмутов). Внешняя  сторона отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего  и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

Метод обучения — это  система регулятивных принципов  и правил организации педагогически  целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного  круга задач обучения, развития и  воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что  метод содержит в себе и правила  как действовать, и сами способы  действия.

2. Классификация  методов обучения

 

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную  характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1) По источникам передачи  и характеру восприятия информации  — система традиционных методов  (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И.  Перовский): словесные методы (рассказ,  беседа, лекция и пр.); наглядные  (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).

2) По характеру взаимной  деятельности учителя и учащихся - система методов обучения Лернера  И.Я. — Скаткина М.Н.: объяснительно-иллюстративный  метод, репродуктивный метод,  метод проблемного изложения,  частично-поисковый или эвристический  метод, исследовательский метод.

3) По основным компонентам  деятельности учителя — система  методов Ю.К. Бабанского, включающая  три большие группы методов  обучения:

а) методы организации и  осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя );

б) методы стимулирования и  мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга  и ответственности в учении —  разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и  безмашинный программированный  контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4) По сочетанию внешнего  и внутреннего в деятельности  учителя и учащегося — система  методов М.И. Махмутова: включает  систему методов проблемно-развивающего  обучения (монологический, показательный,  диалогический, эвристический, исследовательский,  алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов  отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все  более четко обозначается целостный  подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов  придерживаться учителю? Той, какая  более понятна ему и удобна в его работе. Из современных классификаций  методов рассмотрим методы проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И. Махмутовым. По нашему мнению эта система методов  представляет модифицированную на более  высоком уровне систему методов  Лернера-Скаткина. С системой же методов  обучения Ю.К. Бабанского ввиду популярности его работ читатель может ознакомиться и без нашего участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемно-поисковые  методы обучения

 

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного  обучения. При использовании проблемно-поисковых  методов обучения преподаватель  использует такие приемы: создает  проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное  задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения ибо они достаточно часто  применяются на практике с помощью  наглядных, словесных и практических методов. В связи с этим принято  говорить о методах проблемного  изложения учебного материала, о  проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов  проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида. По мнению И.Я. Лернера, этот вид методов  включает в себя такие его частные  случаи, как метод проблемного  изложения, частично-поисковый, или  эвристический, исследовательский  методы обучения.

Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительно-побуждающий  и частично-поисковый, побуждающий  и поисковый. Все это как бы конкретные уровни проявления проблемно-поискового метода в широком его понимании, а также сочетания различных  методов с постепенным нарастанием  поискового элемента в учении.

Изложение учебного материала  методом проблемного рассказа и  проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения  размышляет, доказывает, обобщает, анализирует  факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного  обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при  проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях  активизации запоминания, а для  постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.

Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда  обучаемые могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить  определенные виды действий, которые  подводят его к усвоению новых  знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при  подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

Ценным видов особенно для дистанционного обучения являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых обучаемые, например, самостоятельно выясняют законы плавления  тел или любые другие законы. Такие  лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят обучаемых перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Проблемно-поисковые методы в дистанционном обучении применяются  преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не сообщение фактической информации. Доля дистанционного обучения намного лучше, если проблемно-поисковые методы будут сочетаться с репродуктивными для большей эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Содержание основных  методов обучения

 

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и  др. В процессе их разъяснения преподаватель  посредством слова излагает, объясняет  учебный материал, а обучаемые  посредством слушания, запоминания  и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение  учебного материала, не прерываемое  вопросами к обучаемым. Этот метод  предполагает устное повествовательное  изложение учебного материала, не прерываемое  вопросами к обучаемым.

Возможно несколько видов  рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено  другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется  относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий  вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение  по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и  убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания  для дальнейшей самостоятельной  работы по этой теме.

Информация о работе Методы обучения