Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… з
1. Понятие метода обучения…………………………………………..… 4
2. Классификация методов обучения…………………………...………. 6
3. Проблемно-поисковые методы обучения……………………...…….. 8
4. Содержание основных методов обучения……………………….…. 11
Заключение………………………………………………………………..… 17
Список литературы…………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация  внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения  главного, резюмирования.

Для преподавания в модели дистанционного обучения достаточно действенный  способ, хотя не слишком усовершенствованные  речевые данные компьютера могут  влиять на качество учебного процесса, что с лихвой может заменяться аудио кассетами. Что очень эффективно для учебного процесса.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и  иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная  лекция предполагает устное изложение  учебного материала, отличающееся большой  емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение  длительного времени, активизации  мышления слушателей, приемы обеспечения  логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения и  др.

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически  стройное и последовательное изложение  одного за другим всех пунктов плана  с резюме и выводами после каждого  из них и логическими связями  при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели  могли сделать необходимые записи. Преподаватели поэтому четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.

Подобным методом легче  всего пользоваться с помощью  аудио кассет, а также с помощью  видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно  продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы  фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно  продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы  фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих  и др.) приемы обсуждения ответов  и мнений учеников, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление  темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные  вопросы становятся недоступными для  обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных  ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования  в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее  усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.

В то же время возможны и  весьма желательны при достаточной  подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. Подобные методы обучения в данном случае могут представлять только достаточно активную переписку преподавателя с обучаемыми. Иначе этот метод возможен при дистанционном обучении только на время сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые обучаемые просто нуждаются в подобных методах обучения.

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих  визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует  наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих  достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов  на такое применение наглядных методов  обучения, чтобы одновременно иметь  возможность развивать и абстрактное  мышление обучаемых.

Особенностью наглядных  методов обучения является то, что  они обязательно предлагаются, в  той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь  слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и  второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться  с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л.В. Занковым было изучено  несколько основных форм сочетания  слова и наглядности, которые  следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при посредстве слова  преподаватель руководит наблюдением,  которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых  свойствах и отношениях обучаемые  извлекают из самого наглядного  объекта в процессе наблюдений;

- при посредстве слова  преподаватель на основании осуществленного  обучаемыми наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся  у них знаний ведет обучаемых  к осмыслению таких связей  в явлениях, которые не могут  быть высмотрены в процессе  восприятия;

- сведения об облике  объекта, о его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях  обучаемые получают из словесных  сообщений педагога, а наглядные  средства служат подтверждением  или конкретизацией словесных  сообщений;

- отталкиваясь от осуществляемого обучаемым наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные  формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости  от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных  средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его  выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа  итогов практической работы, выявления  причин недостатков, корректировать обучения для полного достижения цели. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корректировать обучения для полного достижения цели.

К практическим методам относятся  письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет  на практике полученные им знания.

К практическим методам относятся  также упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.

Практические методы применяются  в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так  как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ  иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс  взаимодействия между учителем и  учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием  обучения. Приём обучения (обучающий  приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и  осуществления учебно-познавательной  деятельности: 1. Словесные, наглядные,  практические (По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за  эффективностью учебно-познавательной  деятельности: Устные, письменные проверки  и самопроверки результативности  овладения знаниями, умениями и  навыками;

- Методы стимулирования  учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению  методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и  прочие. Эти определения требуют  дальнейшего уточнения, т.к. процесс  обучения не может быть пассивным  и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Список литературы

 

1. Алексюк А.Н. Общие  методы обучения в школе. —  К.: Радянська школа, 1983. — 244с.

2. Загвязинский В. И.  Теория обучения: Современная интерпретация:  Учебное пособие для вузов. 3-е  изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.

3. Краевский В. В., Хуторской  А. В. Основы обучения: Дидактика  и методика. Учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

4. Ляудис В. Я. Методика  преподавания психологии: Учебное  пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

5. Педагогика: Учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. — 2-е  изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — С.385-409.

 

 

 


Информация о работе Методы обучения