Методы организации взаимодействия с родителями учащихся школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Помощь учителя и родителей адаптации детей к школе 5
1.2 Роль работы учителя с семьёй в начальных классах 7
1.3 Создание условий для личностного развития детей при взаимодействии педагогов, детей и родителей в образовательном учреждении 16
Глава 2. Формы и методы работы учителя с родителями 23
2.1 Формы взаимодействия учителя начальной школы и родителей в воспитании физически и социально здорового младшего школьника 23
2.2 Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика 26
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

С. Дапкене выделяет следующее содержание общего педагогического просвещения родителей:

Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.

Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.

Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношении между школой и семьей.

Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Выделяются следующие формы педагогического просвещения:

Традиционные:

Родительские собрания

Лекции

Вечера вопросов - ответов

Диспуты

Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

Деловые игры

Регламентированные дискуссии (5, 22 - 32).

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» (33, 38).

Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться» (20, 45).

Следующее мнение по тому вопросу в своей статье высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

    • учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
    • учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
    • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
    • учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
    • учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
    • учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.» (14, 173).

С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:

Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.

Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.

Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.

Развивать свои способности и педагогическое мастерство (5, 17).

От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:

Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе» (26, 57).

Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие методы познания семьи:

Наблюдение

Беседа

Анкетирование

Метод сочинений

Мнение других» (5, 13 - 16).

Данную тему продолжает И. В. Гребенщиков: «Учителю первого класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся, познакомиться с родителями.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие» (25, 44).ок личность

В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом - втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

    • Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
    • Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание» (20, 49 ).

Советы по решению проблем взаимоотношении между родителями, учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты» (6, 5).

«Для родителей учащихся первого - второго класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует» (26, 60).

Вильма Сикорските - Войшнене выделяет следующие «важные аспекты общения учителя с родителями в 1 -2 -ом классах:

Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;

Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;

Договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;

Уделять столько времени, сколько требуется;

Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;

Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц » (20, 45 - 46).

Опытом работы с родителями делится группа учителей из Жеймяльской средней школы. Они составили программу работы с родителями, в которую входило так называемое обучение родителей. Для родителей проводились курсы, читались лекции. Программа предусматривала просвещение лишь родителей первоклассников, одна родители захотели продолжить обучение и дальше. В данной школе проводились родительские вечера поэзии, выставки, родители писали пожелания своим детям (12, 54).

«Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников замкнутый треугольник.

И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если школа обвиняет родителей, следовательно она сама допускает ошибки и наоборот» (12, 54).

Своеобразную «школу для родителей» создала в малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе, поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти-шестилетних детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для родителей и детей (19, 32).

Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее» (32, 20).

«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое» (30, 165).

1.3 Создание условий для  личностного развития детей при  взаимодействии педагогов, детей и родителей в образовательном учреждении

 

В педагогической литературе и публицистике в последнее время много говорится о формировании единого образовательного пространства как условия полноценного личностного развития учащихся. Чаще всего с содержанием данного понятия связывают мероприятия по созданию взаимосвязанных, согласованных условий, методов и средств обучения и воспитания.

В традиционной педагогике ранее это понятие называлось как воспитывающее обучение и воспитание.

Личностное развитие основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся, но не в традиционном его понимании. Суть такого вида деятельности в разработке и обосновании комплексной и системной технологии с ориентацией на внутренние механизмы развития и функционирования личности - персонализацию, рефлексию, стереотипизацию. Существенной стороной организации личностного развития является учет психологии детей, который определяет специфику работы той или иной технологии. Другими словами создаются определенные условия для развития личности, с учетом предпочтений и интересов воспитанника, позволяющие ему самовыражаться и самоактуализироваться. И в этом случае здесь важна роль системы дополнительного образования, т.к. оно самоценно, у него особое содержание, технология, образовательная методика, оно практико-ориентированно, процесс познания иной, чем в школе. Он строится не вербально, а от действия - к знанию, к творчеству.

Цель педагогической деятельности учителя в системе дополнительного образования - передать ребенку, с его индивидуальными способностями и возможностями, социокультурное содержание образования, опыт, создать для него целостную среду становления и развития личности. Образовательная деятельность педагогов ДО ориентирована на детей разного уровня развития и разной подготовки. Создавая условия для личностного развития детей педагогами используются принципы личностно-ориентированного обучения, контроль эффективности полученных знаний проходит как через идеологию критериально-ориентированного тестирования, так и через вовлечение детей в активную творческую деятельность. Сами принципы требуют знаний и изучений индивидуальных особенностей темперамента, характера, взглядов и вкусов, привычек воспитанников. В этом им помогает социально-психологическая служба школы, совместная деятельность с классными руководителями и родителями учащихся. Использование в работе диагностик Айзенка, Рокича, опросников Климова и Пряжникова, результатов школьного теста умственного развития, анкетирование и собеседование с родителями и учащимися позволяет изучить сформированность мышления, интересов, установок, направленности личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентиры, планы, развивать самостоятельность, самодеятельность, направлять ведущую к успеху деятельность. Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но преследует главную цель - развитие личности, принятие ее самости, создание условий для проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастных и индивидуальных подходов, обязывает педагога учитывать глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений в личностном развитии детей. При таком подходе происходит развитие не отдельно личности ребенка и личности педагога, а единого субъекта образовательного процесса.

Показателями в развитии субъекта выступает система личностных смыслов в сознании ребенка, жизненных смыслов и смысловых структур педагога. Принципы личностного развития детей, используемые в системе дополнительного образования в нашей школе, можно проследить на примере работы детских творческих объединений.

Так, при наборе детей в группы изучаются индивидуальные особенности подростков, мотивация к занятиям творческой деятельностью, проводятся собеседования с детьми по выявлению навыков и интересов школьников, групповые тренинговые занятия на сплочение групп первого года обучения с использованием методик Р.В. Овчаровой, Л.И. Дубровиной («Справочная книга школьного психолога» М., Владос, 2002 г). Совместная деятельность с социальными педагогами и психологами позволяет найти к ребятам индивидуальный подход, раскрыть их способности, развивать возможности их творческого роста.

Информация о работе Методы организации взаимодействия с родителями учащихся школ