Методы педагогического исследования как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:00, доклад

Описание работы

В науке признано существование иерархии методологий. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.
Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

2. Методы педагогического  исследования как система

В науке признано существование  иерархии методологий. В структуре  методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

Методы педагогического  исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. .

Методы педагогического  исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и  построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического  опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

  1. Характеристика эмпирических методов исследования и требования к их применению.

К эмпирическим (практическим) методам  исследования относятся: методы сбора  и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые  из этих методов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические и математические методы педагогического исследования

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение полученных результатов  с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов  с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена, если больше 0,5 - завышена).

Статистические методы применяются  при обработке массового материала - определении средних величин  полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах  контрольной и экспериментальной  групп); медианы - показателя середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет  оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени  рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются  соответствующие формулы, применяются  справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют  показать количественную зависимость  в виде графиков, диаграмм, таблиц.


Информация о работе Методы педагогического исследования как система