Методы педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Файлы: 1 файл

методы педагогического исследования.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Стерлитамакский филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Башкирский государственный  университет»

 

"Методы педагогического  исследования" и их характеристика

Контрольная работа по «  Общей педагогике»

Выполнила: студентка ОЗО

Факультета ПиП  курса 1

Группа ZДО 11

Ф.И.О.: Привалова А.Ф

Научный руководитель: Головнева  Е.В.

Доктор педагогических наук;

Профессор, зав.кафедрой педагогики и начального образования;

Факультет педагогики и психологии

                                                              

 

                                                                                 

 

 

                                   Стерлитамак-2013г.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание.

Составьте логическую схему терминов «Методы педагогического  исследования и дайте их характеристику

1 группа - теоретические  методы  исследования

2 группа  – эмпирические методы исследования

3 группа  – математические методы исследования

 

 

Введение

 

Педагогика  — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой  всех основных научных проблем, а  также определением конкретных научных  прогнозов в развитии отдельных  звеньев системы народного образования  и различных явлений в сфере  обучения и воспитания.

В практике современной школы перед психологической  службой возникает множество  практических задач. Это задачи выяснения  уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и  отстающих в развитии, выяснения  причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Весьма  условно все типовые задачи можно  отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции  образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции  тесно переплетены между собой.

Для ведения  педагогических исследований применяются  особые научные методы, знание которых  необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.

 

 

  1. Характеристика теоретических исследований

 

В силу обобщающего  характера теоретического исследования все его методы имеют широкое  поле применения, носят достаточно общий характер. Это методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования  и идеализации, моделирования и  конкретизации теоретического знания. Рассмотрим эти методы.

Теоретический анализ и синтез. На теоретическом уровне исследования очень широко используются многие формы логического мышления, в том числе анализ и синтез, особенно анализ, заключающийся в разложении изучаемого на единицы, позволяющий вскрыть внутреннюю структуру объекта. Но ведущую роль по сравнению с анализом в теоретическом исследовании играет синтез. На основе синтеза предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

Путем анализа  и синтеза только и можно вычленить  объективное содержание, объективные  тенденции в субъективной по форме  деятельности учащихся и педагогов, «схватить» несоответствия, «уловить»  реальные противоречия в развитии. Педагогического процесса, «увидеть»  такие формы и стадии процесса, которые запроектированы, но пока еще  реально не существуют.

Абстрагирование - конкретизация и идеализация. С  анализом и синтезом теснейшим образом  связаны процессы абстрагирования  и конкретизации.

Под абстракцией (абстрагированием) обычно понимают процесс  мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Это делается для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков. Особенно ценна абстракция для тех наук, в которых невозможен эксперимент, применение таких средств познания, как микроскоп, химические реактивы и т. п.

Существует  два вида абстракции: обобщающая и  изолирующая. Первый вид абстракции образуется путем выделения у  многих предметов общих одинаковых признаков. Изолирующая абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет. Здесь аналитическим путем  вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания. Скажем, педагог выделяет из всего многообразия признаков  учебного процесса один — доступность  учебного материала — и рассматривает  его самостоятельно, определяя, что  такое доступность, чем она обусловлена, как достигается, какова ее роль в  усвоении материала.

Моделирование. Широкое применение в теоретических  исследованиях находит прием  сравнения и, особенно, аналогия - специфический  вид сравнения, позволяющий устанавливать  подобие явлений.

Аналогия  дает основание для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта другому. Тогда более простой по структуре  и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается  возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В  этом сущность одного из специфических  методов теоретического уровня - метода моделирования. При этом возможно полное освобождение мыслящего субъекта от эмпирических посылок заключения, когда  сами умозаключения от модели к прототипу  приобретают форму математических соответствий (изоморфизма, гомоморфизма изофункционализма), а мышление начинает оперировать не реальными, а мысленными моделями, воплощающимися затем в форме схематических знаковых моделей (графиков, схем, формул и т. п.).

Модель  — вспомогательный объект, выбранный  или преобразованный человеком  в познавательных целях, дающий новую  информацию об основном объекте. В дидактике  предприняты попытки создать  пока на качественном уровне модель учебного процесса в целом. Модельное же представление  отдельных сторон или структур обучения практикуется уже довольно широко.

Моделирование в теоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные  черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную  компоновку, т. е. моделирует потребное  состояние изучаемой системы. Особым видом моделирования, основанного  на идеализации, можно считать мысленный  эксперимент. В таком эксперименте человек на основе теоретических  знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно, то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.

Конкретизация теоретического знания. Чем выше степень  абстрагирования, удаления от эмпирического  основания, тем ответственнее и  сложнее процедуры, необходимые  для того, чтобы. Результаты теоретического поиска приобрели форму знания, готового для использования в науке  и практике.

Возникает, прежде всего, задача «вписать полученное знание в систему существующих теоретических  представлений. Это знание может  углубить, развить, уточнить существующие теории, выяснить их недостаточность  и даже «взорвать» их.

Конкретизация —логическая форма, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. При - конкретизации понятий происходит обогащение их новыми признаками.

Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Конкретным здесь называется единство многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета; абстрактным, наоборот, одностороннее, изолированное от других моментов его свойство.

Метод конкретизации  теоретических знаний, набирающий в  себя многие логические приемы и операции, применяемые на всех этапах исследования, позволяет, таким образом, перевести  абстрактное знание в знание мысленно-конкретное и конкретно-действенное, дает научным  результатам выход в практику. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • по способу обработки данных;
  • интерпретационные.

К организационным  методам ученый отнес:

  • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
  • лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
  • комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим:

  • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
  • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
  • психодиагностический метод;
  • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
  • моделирование;
  • биографический метод.

По способу  обработки данных

  • методы математико-статистического анализа данных и
  • методы качественного описания (Сидоренко Е.В., 2000; аннотация).

К интерпретационным 

  • генетический (фило- и онтогенетический) метод;
  • структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н. Дружинин в своей  книге "Экспериментальная психология", остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось  эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов  отделена от организационных?

Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:

Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

Теоретические, когда субъект взаимодействует  с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).

Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта  показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.

Результат применения теоретических методов  представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической  или пространственно-схематической.

Среди основных теоретических методов психолого-педагогического  исследования В.В. Дружинин выделил:

  • дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;
  • индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
  • моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

Информация о работе Методы педагогического исследования