Методы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

По мнению специалистов, сегодня нет готового профессионального знания и совокупности трудовых умений, вооружившись которыми можно стать классным специалистом на всю жизнь. Пришло время рассматривать профессиональное образование как процесс и результат всестороннего познания человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессиональной сфере с как можно большей пользой для себя и общества.

Содержание работы

Введение
Понятие среднего профессионального образования
Основные методы профессионального обучения
Методы обучения персонала на рабочем месте
Методы профессионального обучения вне рабочего места
Методы повышения профессионального мастерства
Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. Понятие среднего профессионального образования
  2. Основные методы профессионального обучения
    1. Методы обучения персонала на рабочем месте
    2. Методы профессионального обучения вне рабочего места
    3. Методы повышения профессионального мастерства
    4. Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии). На каждой ступени свои особенности. В  данной работе рассмотрим особенности среднего профессионального образования.

      Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

       Профессиональное образование должно рассматриваться как «вхождение» профессию, идентификация себя с профессией, «встраивание» своей личности, индивидуальности в сферу профессиональной деятельности. По мнению специалистов, сегодня нет готового профессионального знания и совокупности трудовых умений, вооружившись которыми можно стать классным специалистом на всю жизнь. Пришло время рассматривать профессиональное образование как процесс и результат всестороннего познания человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессиональной сфере с как можно большей пользой для себя и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие среднего профессионального образования

      Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Статья 23.(Федерального закона об образовании) Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное  образование имеет целью подготовку  специалистов среднего звена,  удовлетворение потребностей личности  в углублении и расширении  образования на базе основного  общего, среднего (полного) общего  или начального профессионального  образования. 
Подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования.

(абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 160-ФЗ)

2. Граждане, имеющие начальное  профессиональное образование соответствующего  профиля, получают среднее профессиональное  образование по сокращенным программам.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ)

3. Среднее профессиональное  образование может быть получено  в образовательных учреждениях  среднего профессионального образования  и образовательных учреждениях  высшего профессионального образования.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

4. Образовательное учреждение  среднего профессионального образования  может реализовывать образовательные  программы начального профессионального  образования при наличии соответствующей  лицензии.

Устанавливаются следующие  виды средних специальных учебных  заведений: 
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; 
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

      С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;
  • Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО)
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

      Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.

      К основным тенденциям изменения, развития профессионального образования в современных условиях относятся:

- понимание человека как  активного субъекта на рынке  труда, свободно распоряжающегося своим главным капиталом - квалификацией;

- опережающий характер  профессионального образования;

- диверсификация форм  и типов образования: возникновение  много вариантной образовательной системы - создание учебных заведений различного уровня, многоступенчатость, многофункциональность и т. д.;

- использование разнообразных  образовательных технологий;

- интеграция учебных заведений  в комплексы различного типа;

- гуманитаризация содержания образования, в том числе депрофессионализация гуманитарного знания;

- приближение уровня среднего  профессионального образования  к уровню высшего профессионального  образования, возникновение учреждений повышенного уровня СПО (колледжи);

- децентрализация в области  управления системой СПО, стратегическая линия на создание региональных систем СПО;

- адаптация системы СПО  к работе в условиях рыночных  отношений, усиление ориентации  на удовлетворение потребностей  регионов в кадрах и региональное  профилирование содержания образовательных  программ;

- укрупнение специальностей, по которым ведется подготовка, разработка нового перечня специальностей, специализаций и квалификаций.

      Таким образом, цель среднего профессионального образования в абстрактной формулировке: «... формирование свободного человека, осознанно принимающего профессионально взвешенные решения, выбирающего форму, технологию соответствующих действий и поведения, думающего о последствиях своих действий и готового нести за неё ответственность»

 

 

2. Основные методы профессионального обучения персонала

2.1 Методы  обучения персонала на рабочем  месте

Традиционно различают два основных метода обучения персонала: Обучение без  отрыва от производства; Обучение с  отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Приведу методы профессионального  обучения на рабочем месте. Эта форма  подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 1).

Таблица 1

Методы обучения персонала на рабочем  месте

Метод обучения

Характерные особенности метода

1. Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального  обучения, в котором изложены цели обучения

2.Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

3.Смена рабочего места(ротация)

Получение знаний и приобретение опыта  в результате систематической смены  рабочего места. В результате этого  за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

4.Использование работников в  качестве ассис-тентов. стажеров

Обучение и ознакомление работника  с проблемами высшего и качественно  иного порядка задач при одновременном  принятии на себя некоторой доли ответственности

5.Подготовка

в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в  учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач


Компании используют данный метод  для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.

При этом метод имеет следующие  ограничения:

-Отсутствие источников развития  систем обучения внутри компании;

-Невозможность генерировать и  продвигать новые продукты без  интеллектуальных вливаний извне;

-Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;

-ограниченность аудитории, которая  может обучаться посредством  внутренних ресурсов.

При достаточном запасе теоретических  знаний вариант обучения на рабочем  месте более предпочтителен, чем  вне рабочего места, поскольку позволяет  входить в работу сразу же в  процессе ее выполнения, требует меньших  затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного  отбора инструкторов, их близости к  обучаемым по социальному положению  и личным качествам. Таким образом основными методами профессионального обучения персонала на рабочем месте являются:

«Инструктаж - разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником  или специально подготовленным инструктором непосредственно на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации».

Ротация - метод подготовки кадров в организации, который предполагает последовательную работу сотрудника на разных должностях как в своем, так и в других подразделениях с целью приобретения новых навыков. Ротация применяется тогда, когда сотруднику необходима многосторонняя квалификация, «многоплоскостной» взгляд на проблемы организации. Кроме сугубо обучающего эффекта, ротация оказывает положительное воздействие на сотрудников, помогает преодолевать стресс, вызванный однообразными производственными функциями, расширять социальные контакты. Вместе с достоинствами у этого метода есть и недостаток: высокие издержки, связанные с временным снижением производительности из-за перемещения сотрудника по должностям.

«Ученичество и наставничество - метод передачи знаний и навыков  от опытного и компетентного сотрудника менее опытному и компетентному в процессе их общения. Метод широко распространен там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов: в медицине, сфере услуг, управлении. Ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь. Они могут занимать должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в возможности получить совет более опытного человека, постоянно следящего за их профессиональным развитием. Метод требует больших затрат времени, взаимного доверия, особой подготовки и склада характера наставника, которым практически невозможно стать по указанию сверху».

Информация о работе Методы профессионального обучения