Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:28, доклад
Цель: Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Учитель: Гайдуцкая В.В.
Родительское собрание на тему: «Методы семейного воспитания»
Цель: Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1.Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
3. Формирование
опыта педагогически
Форма проведения: диалог с элементами ситуационной игры.
Ход родительского собрания.
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья! Тема сегодняшней встречи - методы семейного воспитания.
Я думаю, вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому - к детям.
Слово «метод» означает «способ», путь воздействия на растущую, постоянно меняющуюся человеческую личность.
Как преодолеть лень
Вопрос - Как?- и есть вопрос метода воспитания.
1 раздел «Семейное воспитание – это актуально». (слайд №2)
Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания неправильные, и он просит прощения у своего маленького сына. Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, в нем говорится о том, что переживают родители, независимо от того, в какой стране живут.
Воспитательный сюжет «Раскаяние отца»
(У. Ливингстон Ларнед)
«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол. За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих брюках дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Брюки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!»
Учитель: Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые собственные подходы к воспитанию? Есть ли у вас какие-то суждения по этому сюжету, типична ли эта ситуация?
Родители высказывают суждения.
Учитель: я представила на этой графической схеме (слайд №3) перечень основных методов семейного воспитания:
2 раздел «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить».
Учитель: Слово – важнейший метод Оно важно в общении. Какую роль оно играет в воспитании? (Слайд №4,5,6 )
Слово, то осуждающее - суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироническое, насмешливое, саркастическое, — оно обладает огромной силой.
Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша легкая ирония по поводу трудно завоеванной «четверки» неожиданно для нас убивает радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато, какой радостью и гордостью светятся его глаза после нашего одобрительного слова. О, это только начало! Вот увидите, что я еще смогу.
Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: манера общения с детьми, тон создают определенный стиль жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.
Предлагаю послушать такую историю
Воспитательный сюжет «Наши
Третьеклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час - сын уже ложится спать -зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться ' со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребенка обрушиваются упреки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.
«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь», -категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!» — со слезами кричит сын. «Не будешь — переведем в другую школу», - повышает тон отец. «Ну и переводите, мне все равно!»
Учитель: Грубость детей, может быть следствием грубости и бестактности родителей - по отношению к детям, друг к другу, к окружающим.
Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете.
Цепочка мнений родителей: Ошибок много: уставшего за день ребенка подняли с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка (чем, между прочим, воспитывается меркантильность). Отец не подумал, как ожесточится ребенок, с каким отчаянием он пойдет спать, как долго он будет плакать от бессильной ярости и обиды.
Итак, типичные ошибки родителей: (слайд № 7)
Учитель: Мы пришли к выводу, что слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно.
Сейчас я хочу познакомить вас с памяткой
«О запрещенных и желательных, выражениях в семье»
(слайд№8)
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.
К числу «запрещенных» выражений в семье можно отнести следующие:
Я тысячу раз тебе говорил, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели тебе трудно запомнить, что...
Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и т.д.)...
Все люди... (такие-то, так-то себя ведут...), а ты...
Что ты ко мне приста
К числу желательных выражений относятся:
Ты у меня самый умный...
Ты у меня самый красивый...
С тобой мне так хорошо...
Я тебе так доверяю...
У меня нет никого ближе тебя...
Посоветуй мне...
Я бы никогда не сумела сделать это без тебя...
Вывод слайд 9
3 раздел «Тебя как в зеркале я вижу...» (слайд№10)
Учитель: Второй, не менее важный метод воспитания - организация жизни ребенка, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребенка. Вот несколько своих наблюдений о влиянии семьи на ребенка.
Ребенок «фотографирует» все, что происходит в семье. Если хотите, чтобы ребенок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.
Слайд 11
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Не протестуйте, а одобряйте, если ребенок захочет отдать что-то товарищу. Удивитесь, если услышите от сына: «Мишка? А он уже давно не ходит в школу, заболел, может, или еще что». - «Как же так? Ведь это твой товарищ, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нем вспомнит, уроки принесет, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него телефон, давай позвоним».
Вам не нравится, что ребенок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребенок и это наблюдает и копирует, считая нормой.
Есть семьи, где телевизор работает постоянно, что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку - «Читай!» -надо снять. Слышу, как мне возражают: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребенок в комнате?» Поверьте, не такая уж это жертва - иногда выключить телевизор. Из этих примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает.
.
Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье
Тест проводит психолог.
Вопросы |
Ответы | ||
Можете ли вы |
Могу и всегда так делаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
Не могу |
1 . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? |
А |
Б |
В |
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
А |
Б |
в |
4. Извиниться перед ребенком в сл |
А |
Б |
в |
5. Сохранить самообладание, даже
если ребенок вывел вас из себя |
А |
Б |
в |
6. Поставить себя на место ребенк |
А |
Б |
в |
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы — добрая фея (прекрасный принц)? |
А |
Б |
в |
8. Рассказать ребенку поучительны |
А |
Б |
в |
9. Всегда воздерживаться от |
А |
Б |
в |
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
в |
1 1 . Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться? |
Б |
В |
А |
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? |
А |
Б |
В |
13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз? |
А |
Б |
в |