Методы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:28, доклад

Описание работы

Цель: Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Файлы: 1 файл

Родительское собрание на тему Методы семейного воспитания ..doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

                                               БОУ «Литковская СОШ»                                                                                                         


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Гайдуцкая В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание на тему: «Методы семейного воспитания»

 

Цель: Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи:

1.Рефлексивная  оценка принятых в семейной  практике методов воспитания.

2. Выявление  противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.

3. Формирование  опыта педагогически обоснованных  подходов к выбору методов  семейного воспитания.

 

Форма проведения: диалог с элементами ситуационной игры.

 

 

Ход родительского собрания.

 

 

 Учитель:

 Добрый день, дорогие друзья! Тема сегодняшней встречи - методы семейного воспитания.

 Я думаю, вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому - к детям.

Слово «метод» означает «способ»,  путь воздействия на растущую, постоянно меняющуюся человеческую личность.

 Как преодолеть лень школьника? Как заставить сына слушаться  родителей? Как воспитать чувство  ответственности? Как приохотить к учению?

 Вопрос - Как?- и есть вопрос метода воспитания.

1 раздел  «Семейное воспитание – это актуально». (слайд №2)

Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания неправильные, и он просит прощения у своего маленького сына. Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, в нем говорится о том, что переживают родители, независимо от того, в какой стране живут.

     

              Воспитательный сюжет «Раскаяние отца»

(У. Ливингстон Ларнед)

«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол. За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих брюках дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Брюки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!»

Учитель: Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые собственные подходы к воспитанию? Есть ли у вас какие-то суждения по этому сюжету, типична ли эта ситуация?

 Родители высказывают суждения.

 

Учитель: я представила на этой графической схеме (слайд №3) перечень основных методов семейного воспитания:

 

2 раздел «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить».

 

Учитель: Слово – важнейший метод Оно важно в общении. Какую роль оно играет в воспитании? (Слайд №4,5,6 )

 Слово, то осуждающее - суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироническое, насмешливое, саркастическое, — оно обладает огромной силой.

Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша легкая ирония по поводу трудно завоеванной «четверки» неожиданно для нас убивает радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато, какой  радостью и гордостью светятся его глаза после нашего одобрительного слова.  О, это только начало! Вот увидите, что я еще смогу.

 

Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: манера общения с детьми, тон создают определенный стиль жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.

Предлагаю послушать такую историю

 

        Воспитательный сюжет «Наши ошибки»

Третьеклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час - сын уже ложится спать -зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться ' со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребенка обрушиваются упреки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь», -категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!» — со слезами кричит сын. «Не будешь — переведем в другую школу», - повышает тон отец. «Ну и переводите, мне все равно!»

 

 

Учитель:  Грубость детей,  может быть следствием грубости и бестактности родителей - по отношению к детям, друг к другу, к окружающим.

 Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете.

 

 

Цепочка мнений родителей: Ошибок много: уставшего за день ребенка подняли с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка (чем, между прочим, воспитывается меркантильность). Отец не подумал, как ожесточится ребенок, с каким отчаянием он пойдет спать, как долго он будет плакать от бессильной ярости и обиды.

 

Итак, типичные ошибки родителей: (слайд № 7)

 

Учитель: Мы пришли к выводу, что слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно.

 

Сейчас я хочу познакомить вас с памяткой

«О запрещенных и желательных, выражениях в семье»   

 

(слайд№8)

 

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.

 

 

К числу «запрещенных» выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что...

Сколько раз надо повторять...

Неужели тебе трудно запомнить, что...

Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и т.д.)...

Все люди... (такие-то, так-то себя ведут...), а ты...

Что ты ко мне приста

          К числу желательных выражений относятся:

Ты у меня самый умный...

Ты у меня самый красивый...

С тобой мне так хорошо...

Я тебе так доверяю...

У меня нет никого ближе тебя...

Посоветуй мне...

Я бы никогда не сумела сделать это без тебя...

 

Вывод  слайд 9

 

3  раздел  «Тебя как в зеркале я вижу...» (слайд№10)

 

 

Учитель: Второй, не менее важный метод воспитания - организация жизни ребенка,  ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребенка. Вот  несколько своих наблюдений о влиянии семьи на ребенка.

Ребенок «фотографирует» все, что происходит в семье. Если  хотите, чтобы ребенок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Слайд 11

 Ребенок учится тому,

 Что видит у себя в дому.

 Родители пример ему.

 Кто при жене и детях груб,

 Кому язык распутства люб,

 Пусть помнит, что с лихвой получит

 Все то от них, чему их учит.

 Там, где аббат не враг вина,

 Вся братия пьяным-пьяна.

 Не волк воспитывал овец,

 Походку раку дал отец.

 Коль  видят нас и слышат дети,

 Мы за слова свои в ответе.

 И за дела: легко толкнуть

 Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

 Чтобы не каяться потом.

 

 

Не протестуйте, а одобряйте, если ребенок захочет отдать что-то товарищу. Удивитесь, если услышите от сына: «Мишка? А он уже давно не ходит в школу, заболел, может, или еще что». - «Как же так? Ведь это твой товарищ, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нем вспомнит, уроки принесет, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него телефон, давай позвоним».

Вам не нравится, что ребенок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребенок и это наблюдает и копирует, считая нормой.

Есть семьи, где телевизор работает постоянно, что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку - «Читай!» -надо снять. Слышу, как мне возражают: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребенок в комнате?» Поверьте, не такая уж это жертва - иногда выключить телевизор. Из этих примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает.

 

.

 

Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье

  • Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает - 
    подражая, он очень скоро вернет их вам.
  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками 
    ребенка.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок станет отзы 
    ваться так и о вас.
  • Поступайте с другими тактично — это будет для вашего ребенка уро 
    ком доброты и человечности.
  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, по 
    ведение - нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

 

Тест проводит психолог.

 

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда так делаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1 . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

в

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

в

5. Сохранить самообладание, даже  если ребенок вывел вас из себя?

А

Б

в

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

в

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы — добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

в

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

в

9. Всегда воздерживаться от употребления  слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

в

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

в

1 1 . Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб  и слез, если вы уверены, что  это каприз?

А

Б

в

Информация о работе Методы семейного воспитания