Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:28, доклад
Цель: Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Ключ к тесту:
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его. относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Учитель: Заключая этот этап нашей встречи, я хочу обратить ваше внимание на слова Л. В. Бетховена, они очень соответствуют нашему разговору: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».
4 раздел «Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить» (слайд №12)
Учитель: Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С. Макаренко считал, что наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость - задача каждого родителя.
На слайде Наказание - очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта, Наказывать ребенка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.
13,14
Предлагаю текст типичной ситуации, на которую вы должны предложить свое решение.
Ситуация 1.(слайд№10)
Ребенок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок, «возит» ложкой по тарелке. И так каждый день. Мать в истерике, отец в ярости избил ребенка. А как, по вашему следует в такой ситуации поступать, чтобы переломить ее?
(Мнения родителей: Ребенок должен понимать, что утром собирается не только он, но и родители и стараться не расстраивать их. Мы считаем, что такая форма наказания (может быть не столь яростная и ожесточенная) применима в случае упорного непослушания, каждый раз, когда оно случается. Известно, что в крестьянских семьях в России детей иногда пороли, а они вырастали послушными и богобоязненными. Мы против жестокости в наказании, но мы за наказание. Вероятно, родитель прибег к насилию, так как не знает, что делать. Но это неправильно. Это порождает жестокость. Мы предлагаем разработать режим и помогать ребенку его выполнять).
Комментарий учителя: Эта ситуация описана в книге Д. Добсона «Непослушный ребенок». Он на примере собственной дочери проверил эффективность такого приема. Девочка знала, что ей надо вставать вовремя, по звонку будильника в половине седьмого. Вовремя встав, она обводила на листе, висящем на дверце холодильника «да», а не вовремя - «нет». Вторую отметку она делала в семь часов. К этому моменту она должна была почистить зубы, причесаться. И так далее до выхода из дома в школу. За каждый минус ее отправляли в постель на полчаса раньше. За две - на целый час. В это время ей разрешали читать, но запрещали смотреть телевизор и болтать по телефону. В этой системе нет элементов насилия, подавления, правила четко определены, последствия неисполнения справедливы и очевидны. От взрослого уже не требуется ни криков, ни топания ногами. Добсон предлагает и другие способы наказания ребенка, не связанные с насилием: «Опоздал на школьный автобус - иди пешком, это долго, зато поучительно». «В очередной раз потерял деньги на обед - что ж, сегодня останешься без обеда». Обретаемый при этом ребенком социальный опыт очень полезен, ведь ему придется когда-то выйти в жизнь, где его никто не подстрахует.
Ситуация 2. (слайд №11) Ребенок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживленной улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. Что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.
(Мнения родителей: возможно стоит привлечь старшего в семье (брата, дядю, соседа, а то и всех сразу) и поговорить с ребенком «по душам». Можно подойти вместе с ним к железнодорожному полотну, подождать поезда и показать, как страшен огнедышащий монстр. Надо каждое утро объяснять ребенку, как это опасно для жизни. Можно обратить внимание на то, как переживают из-за этого бабушка, мама и взять с него слово, что больше это никогда не повторится).
Комментарий учителя: Д. Добсон советует в подобных ситуациях рассказать реальную историю девочки Энн, случившуюся в штате Пенсильвания. Вопреки предупреждению, о котором она читала, во время затмения 4-5 минут смотрела без стеклышка или очков на солнечную «корону». В результате - через несколько дней почти полная слепота (потеряно 90 % зрения). Она учится приспосабливаться к миру темноты.
Рассказывая эту историю сыну или дочке, объясните, что она не принимала всерьез предостережения взрослых, доверяла только себе. А затем, обратившись к ребенку можно сказать: «Тебе уже 10 лет, поэтому у тебя масса возможностей делать именно то, что тебе делать нельзя. Например, кто-то предложит тебе съехать по горке на оживленной улице. Подобно Энн, ты не можешь не отдавать отчета в своих действиях, пока не станет слишком поздно. Я хочу, чтобы ты не столкнулся с этими трудностями.
Рассмотрев ситуации, мы убедились, что высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться увидеть то, что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.
Предлагаю послушать стихотворение, которое соответствует данному вопросу.
Вот что говорит мальчик о разбитой вазе: Папа вазу опрокинул,
Учитель: В преддверии проведения собрания я задала каждому ребенку вопрос: «Почему ты иногда не слушаешься родителей?». Дети ответили письменно: кто одним словом, а кто целым предложением. (В цветочном горшке из пенопласта сделан кактус). На его острых колючках, символизирующих детские обиды и ответную агрессию, - высказанные ими причины непослушания (снимаю с колючек листки и поочередно озвучиваю написанное на них)
Как видим, ваш портрет не слишком привлекателен. Значит, мы допускаем ошибки, а потом пожинаем их горькие плоды в виде непослушания.
Обобщения по этому вопросу можно представить следующим образом:
Слайд,15 на котором написано:
«Родители наказывают детей чаще, чем поощряют».
«Взрослые часто не понимают, что лишь очень редко дети совершают проступки осознанно и злонамеренно».
«К наказанию нередко приводит недостаточно критичное отношение взрослых к себе».
«Ни в коем случае нельзя допускать физические наказания, это крайне унизительно».
«Наказание всегда должно быть справедливым, дети болезненно реагируют на несправедливость». «Наказание должно быть соразмерно вине».
А сейчас я хочу предложить вам памятку, которая, я надеюсь, поможет вам принять правильное решение по поводу наказания ребенка.
Родителям о наказании
Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - Любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.
Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем же можно заменить наказание?
Слайд16 на котором написано:
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Правила слайды 17..
Страничка Радости
Это заключительный этап нашей встречи и наверное самый приятный, ведь участниками его будут наши дети. И начать я его хочу со стихотворения «Наши дети», а вас попрошу ответить на вопросы:
-Кто умнее всех на свете?
-Наши дети, наши дети!
-Кто милей нам всех на свете?
-Наши дети, наши дети!
-Кто нам сердце любовью лечит?
-Наши дети, наши дети!
Кто так ждет с нами встречи?
-Наши дети, наши дети!