Методы воспитания. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Я выбрала темы «Методы воспитания» и «Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе» так как это важнейшие разделы, которые изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Содержание работы

Введение
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
2. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе
3 Заключение
4 Литература

Файлы: 1 файл

педагогикаДокумент Microsoft Word.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

 

КРАСНОЯРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

 

 

 

 

Факультет:

«Социальная работа»

Специальность:

«Менеджмент социальной работы» 




 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине Педагогика

Тема: «Методы воспитания», «Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 2 курса,

5-12431-д/2-2группы

Столярова М.К

Проверил:

Катцина Т.А


 

 

 

 

г. Красноярск, 2013 г.

 

Содержание

 

 

 Введение

 

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания

2. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе

3 Заключение

4 Литература

 

 

 

Введение

 

         Я выбрала темы «Методы воспитания» и «Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе» так как это важнейшие разделы, которые изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

 

  1. Понятие о методах воспитания

         В педагогике до настоящего  времени нет единой трактовки  этого понятия. В одном из  ранее изданных учебников: «Под  методом воспитания понимается  то средство, при помощи которого  воспитатель вооружает детей,  подростков и юношей твердыми  моральными убеждениями, нравственными  привычками и навыками и т.д.»

         Как видим, понятие метода в  этом определении смешиваться  с понятием средства, с чем  вряд ли можно согласиться.  В другом пособии метод воспитания  определяется как совокупность  способов и приемов формирования  у учащихся тех или иных  качеств. Однако и эта дефиниция  является слишком общей и не  делает ясным данное понятие.  Как же в таком случае подойти  к более правильному осмыслению  понятия метода воспитания? Прежде  всего, личность развивается только  в процессе разнообразной деятельности.

         Так, для формирования такой  характеристики личности, как мировоззрение  и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную  и разнообразную общественную  деятельность. Только в процессе  познавательной и практической  деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует  от педагога хорошего владения  способами и приемами организации  учебно-познавательной и разнообразной  практической деятельности учащихся, которые органически входят в  содержание понятия методов восприятия.

       Однако для формирования отношений  личности весьма существенным  является то, чтобы педагог, организуя  деятельность, учащихся, умело использовал  такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их  стремление (потребности) к личностному  развитию. Способствовали бы формированию  их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Учитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения.

         С этой же целью используются  положительные примеры дисциплинированности  и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию  у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений  и оказывает влияние на их  проведение.

           

       Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Воспитание - создание педагогической среды, системы педагогических средств взаимодействий для целенаправленного изменения состояния воспитанника.

Признаки  воспитания:

1)целенаправленность и наличие  социокультурного образца, т е к чему мы должны стремиться.

2)соответствие хода процесса  социально культурным ценностям 

3)присутствие системы организуемых  влияний. 

Виды  воспитания:

1)критерий по направлению воспитательной  работы 

2)критерий институциональный т. Е. в зависимости от того где будет проходить воспитание, бывает семейное, (вне) школьное, конфессиональное

3)по стилю отношений между  воспитателем и воспитанником  бывает авторитарное либеральное свободное и т д.

4)в зависимости от философской  концепции выделяются прагматическое  воспитание, аксиологическое. 

Перевоспитание - это перестройка взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и др. требованиям общества.

Ученые выделяют след категории  ценности воспитания – это значимые для чел и общества природные материальные и нравственно духовные объекты:

  1. Воспитательная среда - такая организация социал среды, в которой человеческие взаимоотношения и материальные объекты несут в себе воспитательные  функции.
  2. Воспитательный процесс - это организованный процесс взаимодействия направленный на удовлетворение потребностей его участников. Воспитательный процесс должен создавать условия для саморазвития ребенка.

Принципы гуманистической педагогики: проявление уважения к личности и  подержания чувства собственного достоинства  в каждом, признание права личности быть не похожим на других, оценка не личностей, а поступков, умение смотреть на проблему с точки зрения др..

Цель  воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность — личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и само регуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Воспитанность – свойство личности характеризующая совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств.

 

Структура процесса воспитания. Классификация  видов воспитания.

Воспитание  – создание условий для целенаправленного развития человека, т. е. создание педагогической среды, воздействие на целенаправленное изменение состояния воспитанника.

Гл. цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развит. человека, подготовление к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способном разделять и приумножать эти ценности.

Структурные элементы понятия «воспитание»:

  1. ценности воспитания -значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие образцами жизни, на кот. сориентированы способы социально-педагогической деятельности.
  2. воспитательная среда -организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений, и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции.
  3. воспитательный процесс -целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников.

задачи воспитания:

  1. развитие самосознания учащихся;
  2. развитие ценностных ориентаций воспитанников;
  3. формирование навыков культуры поведения личности;
  4. развитие эстетического вкуса человека;
  5. развитие экологической культуры;
  6. формирование у воспитанников гуманного отношения к людям;
  7. помощь учащимся в самореализации

Виды  воспитания:

  1. По направлению (правовое, физическое)
  2. По институциональному признаку (семейное; школьное; религиозное)
  3. По стилю отношений (авторитарное; демократическое; свободное)
  4. В зависимости от философской концепции (прагматическое; индивидуалистическое, коллективистское)

Структура воспитания:

  1. внутренняя (самовоспитание)
  2. внешняя составляющая

 

18.Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. Воспитанность и самовоспитание.

Воспитание - целенаправленное воздействие на личность. Его можно считать частью социализации. Оно всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствие с сознательно поставленными целями. Оно предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками др. людей Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способностей к самовоспитанию.

Профессиональное самовоспитание предполагает определенный уровень  воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению  и сопоставлению своих поступков  с поступками др. людей и выработку  устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием  существует взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и  в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к профессиональному  самовоспитанию.

Воспитанность — это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания.

Критерии воспитанности:

  1. Жесткие критерии — это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями и т.д.
  2. Мягкие критерии помогают воспитателям получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. (глубина восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность.

 

2  Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе

      Коллектив (от лат. collectivus – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа) – это объединение людей, которое характеризуется следующими признаками: 1) общей социально значимой целью; 2) совместной деятельностью, направленной на ее достижение, общей организацией этой деятельности; 3) отношениями ответственной зависимости (один за всех, все за одного); 4) наличием выборных руководящих органов.

                 Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях: а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу); в) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом); в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).

               Участие в жизнедеятельности  коллектива способствует формированию  у ребенка таких социально  ценных качеств, как гражданственность,  гуманизм, инициативность, ответственность,  социальная справедливость.

            Коллектив выступает для каждого  воспитанника в качестве арены  для самовыражения и самоутверждения  себя как личности, ибо только  в коллективе формируются такие  существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний  и самоуважение, т. е. принятие  или непринятие себя как личности.

          Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности  и общения создает условия  для формирования интеллектуальной  и нравственной свободы и упражнения  в их проявлении, так как только  в коллективной жизнедеятельности  формируются интеллектуально-нравственные  ориентации личности, ее гражданская  позиция и ряд общественно  значимых умений и навыков.

Информация о работе Методы воспитания. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе