Методы воспитания. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Я выбрала темы «Методы воспитания» и «Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе» так как это важнейшие разделы, которые изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Содержание работы

Введение
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
2. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе
3 Заключение
4 Литература

Файлы: 1 файл

педагогикаДокумент Microsoft Word.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

          Велика роль коллектива и в  организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях  коллектива проявляется взаимоответственность  за конечные результаты труда  и потребность во взаимопомощи.

           Физкультурно-оздоровительная и  художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного  коллективного общения, стимулирует  содержательный обмен духовными  ценностями, способствует эмоциональному  развитию воспитанников, вызывая  чувство коллективного сопереживания,  сочувствия, совместного ощущения  эмоционально-нравственной атмосферы  и ее сотворчества.

                      

   Взаимодействие  личности и коллектива

           Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив и глубоко индивидуален. Школьники – будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают неодинаковое влияние на коллектив.

            Взаимоотношения личности с коллективом сверстников на разных возрастных этапах различны. На первом году обучения они во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных отношений обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т. е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.

          В средней школе номинальное  образование «класс» становится  реальным. У детей формируется  чувство «мы – общность», «мы  – коллектив», которое выражается  в стремлении заявить о себе  не только в классе, но и  в рамках общешкольной жизни.  Формирующаяся в этом возрасте  деятельность приобретает характер  развитого сотрудничества на  основе самостоятельной постановки  цели, выработки плана, общего  предвосхищения результатов. Взаимоотношения  подростков становятся более избирательными появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

       Таким образом,  на протяжении школьного возраста  детский коллектив под руководством  педагога становится социокультурным  образованием с развитой системой  социальных связей и объединением  детей, стремящихся к общим  целям, сотрудничеству, достижению  значимых результатов.

       Характеризуя  особенности детского коллектива  на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие  моменты, связанные с вхождением  личности в социум. Этот процесс, по мнению А. В. Петровского, включает в себя несколько фаз.

1. Адаптация личности в коллективе  предполагает активное усвоение  ею действующих в данной общности  норм и овладение соответствующими  формами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация личности в  коллективе порождается противоречием  между достигнутой ею адаптированностью в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

3. Интеграция личности в коллективе  проявляется в том, что коллектив  принимает личность, оценивает ее  индивидуальные особенности. Личность  в свою очередь устанавливает  отношения сотрудничества с членами  коллектива. В этот период она  имеет возможность наиболее полно  проявить свою индивидуальность  и творческий вклад в коллективную  деятельность

Свою позитивную роль в развитии личности коллектив в полной мере проявляет при условии успешного  прохождения субъектом всех фаз, что обусловливает развитие общественной направленности и формирование субъектной позиции личности в общении и  сотрудничестве с другими людьми.

Наиболее оптимальное  развитие личности протекает в полной семье с гармоничными отношениями  между супругами и детьми. В  основе таких отношений лежит  психологическая совместимость.

Совместимость — способность  членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения  в различных областях и видах  совместной деятельности. Психологи  выделяют несколько уровней совместимости:

1) психофизиологический — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;

 

2) психологический — совместимость характеров, стереотипов поведения;

3) социально-психологический  — согласованность функционально-ролевых  ожиданий (члены группы должны  представлять: что, как, с кем  и в какой последовательности  должен делать каждый участник  группы для достижения групповых  задач);

4) социологический — включает ценностно-ориентационное единство, т.е. сходство структуры и содержания ценностей и смыслов участников группы.

В советской школе была принята  концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку  у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность.

В современном развитом мире действует  другой принцип — индивидуального  успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое  взаимодействие людей.

 

Заключение

 

     Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие методы и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

        А теорию  и методику коллективного воспитания  следует видеть в исторической  перспективе. На­ряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуруобщения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания.

 

 

 

Литература

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.

2. Селиванов В.С. Основы общей  педагогики: Теория и методика  воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.

3.Иванов И. П. Воспитывать  коллективистов./И.П.Иванов - М., 1984.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику/Е.Н.  Ильин. –М.,1988

5. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения./В.Т.Кабуш - Минск, 1995.

6. Капотов В.М. Введение в общую  теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.

7. Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем./В. А.Каракоевский - М., 1996

 


Информация о работе Методы воспитания. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе