Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:24, курсовая работа
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Раскрыть методику работы ЗКР по ВР по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов.
ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: 1) Обобщить существующие подходы ЗКР по ВР по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов, раскрыть проблемы и ход работы деятельности ЗКР по ВР. 2) Показать логику и построение работы должностных лиц по профилактике и устранению межгрупповых конфликтов. 3) Предложить направление создания системы по укреплению воинской дисциплины в подразделении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1.Особенности взаимоотношений в воинском коллективе……………..5
1.1.Понятие и классификация групповых конфликтов…………………5
1.2. Межгрупповые конфликты………………………………………....10
2.Методика работы заместителя командира роты по воспитательной работы по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов……………………………………………………………………….12
2.1.Неуставные взаимоотношения ………………………………………12
2.2.Профилактика межгрупповых конфликтов в воинском коллективе………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………....22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......23
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Особенности взаимоотношений в воинском коллективе……………..5
1.1.Понятие и классификация групповых конфликтов…………………5
1.2. Межгрупповые конфликты………………………………………....10
2.Методика работы заместителя командира роты
по воспитательной работы по предупреждению
и разрешению межгрупповых конфликтов……………………………………………………
2.1.Неуставные
2.2.Профилактика межгрупповых
конфликтов в воинском коллективе……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совместном проведении досуга и т.д.. В процессе постоянного взаимодействия членов воинского коллектива между ними не могут не возникать самые различные противоречия. Однако конфликт выступает крайней формой их разрешения. Ведь помимо него возникшее противодействие может быть разрешено путем взаимного компромисса с обеих сторон, посредством односторонних уступок одного из оппонентов, достигаемых в процессе обсуждения создавшейся проблемы. В частности, если противоречие возникло, но военнослужащие просто не высказывают взаимных претензий друг к другу, то оно, будучи не особенно значимым, может разрешиться само собой.
Конфликт - это столкновение несовместимых,
противоположно направленных тенденций
в межличностных или межгрупповых отношениях.
Актуальность темы состоит в том, что
конфликт в воинском коллектива - это наиболее
острый способ развития и завершения значимых
противоречий, возникающих в процессе
социального взаимодействия, заключающийся
в противодействии военнослужащих и сопровождающийся
их негативными эмоциями по отношению
друг к другу.
Данную тему исследовали и исследуют социологи, психологи, философы, политологи, этнологи и конфликтологии. Так, Анцупов А..Я и Шипилов А. И. считают, что среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяются: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм.
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Раскрыть методику работы ЗКР по ВР по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов.
ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: 1) Обобщить существующие подходы ЗКР по ВР по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов, раскрыть проблемы и ход работы деятельности ЗКР по ВР. 2) Показать логику и построение работы должностных лиц по профилактике и устранению межгрупповых конфликтов. 3) Предложить направление создания системы по укреплению воинской дисциплины в подразделении.
1.Особенности взаимоотношений в воинском коллективе
1.1.Понятие и классификация
групповых конфликтов
Взаимоотношения - это непосредственные
личностные связи и отношения, складывающиеся
в реальной жизни, совместной деятельности,
а также в ходе внутриколлективного общения.
Они отличаются от других форм отношений,
прежде всего тем, что характеризуются
непосредственными контактами между людьми.
Кроме этого, во взаимоотношениях проявляются
индивидуальные свойства личности, которая
и сама формируется в их результате.
Взаимоотношения в воинском коллективе
имеют свои особенности, так как они регламентируются
не только законами, действующими в обществе,
но и воинскими уставами, имеющими силу
законов. В них сформулированы основные
принципы взаимоотношений: единоначалие,
субординация, войсковое товарищество
и дружба, коллективизм, воинская вежливость,
честь и достоинство, справедливость,
гуманизм.
Так, глава вторая Устава внутренней
службы ВС РФ «Взаимоотношения между военнослужащими»
предписывает строить взаимоотношения
на основе взаимного уважения, товарищества,
дружбы и взаимовыручки, строгой дисциплины
и сознательности, субординации и уставной
требовательности. Взаимные отношения
людей в зависимости от сфер деятельности
принято подразделять на официальные
и неофициальные.
Под официальными (служебными) понимаются
отношения, регламентируемые законами,
общевоинскими уставами. Они проявляются
при выполнении учебно-боевых, служебных
задач, в ходе несения боевого дежурства,
караульной и внутренней служб (корабельной
вахты). Официальные отношения определяются
организационной структурой подразделения.
Она закрепляет функции каждого военнослужащего,
объем их обязанностей, прав и ответственности.
Строятся такие взаимоотношения на основе
законов, уставов, инструкций и распоряжений.
В основе их - руководство и подчинение,
сотрудничество.
В рамках служебных взаимоотношений,
как правило, личные симпатии или антипатии
играют не основную роль. А вот уровень
знаний, развитие умений и навыков, боевого
мастерства, опыт службы проявляется четче.
Замечено: при осложнении обстановки начинают
больше проявляться товарищеская взаимопомощь
и взаимовыручка.
Неофициальные взаимоотношения (неформальные)
складываются в зависимости от индивидуальных
особенностей военнослужащих, их чувств,
симпатий и антипатий, коллективных идеалов
и внутриколлективных ролей, охватывают
общественную деятельность, организацию
отдыха и досуга. Они основаны на восприятии
друг друга и зависят от их индивидуально-психологических
Основными формами взаимоотношений являются:
общение, совместная деятельность, поведенческие
акты (поступки).
Самая широкая разновидность взаимоотношений
- товарищеские отношения. Они основаны,
как правило, на деловых контактах, где
цели, средства и результаты совместной
деятельности и общения определяют развитие
связей и распределение общих функций.
Отсюда и устоявшаяся форма обращения
военнослужащих друг к другу - «товарищ».
Дружба - также одна из разновидностей
взаимоотношений людей, возникающая из
взаимного содействия и понимания. Она
зарождается с симпатии к другому человеку,
его уважения. Если симпатия основана,
как правило, на эмоциях, то уважение -
на признании высоких нравственных качеств.
Взаимоотношения подразделяются на:
межличностные, межгрупповые, между группой
и личностью.
В ходе становления воинского коллектива
формируется социальный статус, определяется
общественная роль каждого члена коллектива.
Статус - положение военнослужащего в
системе межличностных отношений, определяющее
его права, обязанности и привилегии. В
различных группах один и тот же военнослужащий
может иметь разный статус.
Роль - соответствующий принятым нормам
способ поведения людей в зависимости
от их статуса или позиции в системе межличностных
отношений. Например: «лидер», «партнер»,
«соперник», «отверженный», «покровитель»,
«последователь» и т.д. Каждая роль соответствует
определенному социальному статусу.
В своей деятельности военнослужащим,
как правило, приходится иметь дело с неформальными,
стихийно образуемыми микрогруппами,
т.е. узкими группами военнослужащих, насчитывающих
два-три и более человека. Они образуются
как в рамках одного подразделения, так
и из числа военнослужащих разных подразделений,
существование которых не предусмотрено,
естественно, штатной организацией, ни
какой-либо структурой общественных органов.
Эти микрогруппы могут иметь положительную
или отрицательную направленность.
Микрогруппы с положительной направленностью
возникают на основе стремления военнослужащих
к сотрудничеству и взаимопомощи на основе
общих интересов, например, к военной специальности,
рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды
и мнения в этих группах обычно совпадают.
Взаимоотношения интересов не носят конфликтного
характера. Также микрогруппы способствуют
формированию коллективизма и воспитанию
лучших черт личности военнослужащего.
Микрогруппы с отрицательной направленностью
чаще всего возникают на основе эгоистических
стремлений одного или нескольких наиболее
сильных и влиятельных среди военнослужащих,
стремящихся добиться для себя определенных
льгот, преимуществ, поставить свои интересы
выше интересов коллектива, что достигается
ими с помощью морально-психологического
влияния на сослуживцев.
К сожалению, бывают случаи, когда межличностные
отношения складываются под влиянием
нравственно незрелых людей и микрогрупп,
вследствие чего товарищеские отношения
подменяются попытками ущемления личного
достоинства некоторых военнослужащих.
Гармония взаимоотношений сменяется стремлением
к превосходству, навязыванию своей воли
более слабым, другими нарушениями уставных
норм. Из-за таких явлений в воинских коллективах
в нашей армии ежегодно сотни молодых
людей теряют здоровье, а порой - жизни,
а армия теряет свой авторитет. Бороться
с «неуставщиной» - дело не только командира,
а и всего коллектива. Порой при безмолвном
попустительстве один-два негодяя измываются
над всеми остальными. Поэтому каждому
стоит задуматься и пересмотреть взгляд
на собственное отношение к безразличию,
которое оборачивается предательской
трусостью, инфальтильностью, рабской
покорностью. Ведь пока мы сами не научимся
и не станем уважать себя, нас не начнут
уважать другие.
Таким образом, взаимоотношения в воинском
коллективе имеют свои особенности, знание
и учет их в служебной деятельности помогают
обеспечивать процессы взаимодействия,
общения, оказывать помощь и поддержку,
согласовывать совместные усилия при
решении общих задач
Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа военнослужащих» и «группа-группа».
Конфликты между личностью и группой военнослужащих возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.
Вторая особенность
отражает специфику причин конфликта.
Такие причины связаны
Позиция – официальное, определяемое должностью положение
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности
Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой военнослужащих всегда связаны:
1) с нарушением ролевых ожиданий;
2) с неадекватностью
внутренней установки статусу
личности (особенно конфликтность
личности с группой
3) с нарушением групповых норм.
Особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Вывод: В зависимости от участников, выделяют 2 тика групповых конфликтов: личность военнослужащего- группа военнослужащих и межгрупповые конфликты среди военнослужащих ( по национальному, служебному ,религиозному признакам).
1.2. Межгрупповые конфликты
Противоборствующие стороны – группы (малые, средние и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых мотивов
Происхождение объясняется природно-обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
1.Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»
2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше
3. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.
4.Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт. Поскольку вы будете не столько участниками, сколько наблюдателями этих конфликтов, вам важно знать не пути их разрешения и предупреждения, а причины их возникновения.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:
1.Следует отметить ,что группа-более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всякая группа может рассматриваться в качестве коллектива.
2. В данной курсовой
работе рассматривается
2.Методика работы заместителя командира роты по воспитательной работы по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов
2.1.Неуставные взаимоотношения
Заместитель командира роты по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава и действенность работы по обеспечению безопасности военной службы. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава.
Заместитель командира роты по воспитательной работе обязан:
-участвовать в составлении расписания занятий, планировать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего;
-формировать у военнослужащих верность Отечеству, воинскому долгу и Военной присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;
-проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений, обеспечению условий безопасности военной службы;
-знать каждого военнослужащего роты, их индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества, проводить с ними индивидуальную работу; принимать меры по сплочению воинского коллектива;
-осуществлять информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности подразделения; организовывать и лично проводить занятия с военнослужащими по планам общественно-государственной подготовки; проводить морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
-знать нужды и запросы личного состав, принимать меры по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих, поддерживать связь с их родными и близкими;
-заботиться об удовлетворении духовных потребностей личного состава, организовывать его досуг, художественную самодеятельность роты;
-принимать меры к обеспечению личного состава периодическими изданиями и почтовыми отправлениями;
-организовывать работу в комнате досуга, правильное использование и сбережение технических средств и имущества, необходимых для проведения воспитательной работы;
-периодически присутствовать на подъеме и вечерней поверке в роте;
-докладывать своевременно командиру роты о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава. Неуставные взаимоотношения в своем большинстве зарождаются на этапе, когда у командиров подразделений еще не сформировалось объективное представление о каждой личности молодого пополнения, о внутриколлективных процессах.
Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений осуществляется при помощи отработанной методики, в состав которой входят: наблюдение, изучение документов индивидуальная беседа. Основой основ изучения взаимоотношений в коллективе является индивидуальная работа. В современной неординарной обстановке в армии н флоте она должна быть главным методом работы с людьми.