Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:24, курсовая работа
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Раскрыть методику работы ЗКР по ВР по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов.
ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: 1) Обобщить существующие подходы ЗКР по ВР по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов, раскрыть проблемы и ход работы деятельности ЗКР по ВР. 2) Показать логику и построение работы должностных лиц по профилактике и устранению межгрупповых конфликтов. 3) Предложить направление создания системы по укреплению воинской дисциплины в подразделении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1.Особенности взаимоотношений в воинском коллективе……………..5
1.1.Понятие и классификация групповых конфликтов…………………5
1.2. Межгрупповые конфликты………………………………………....10
2.Методика работы заместителя командира роты по воспитательной работы по предупреждению и разрешению межгрупповых конфликтов……………………………………………………………………….12
2.1.Неуставные взаимоотношения ………………………………………12
2.2.Профилактика межгрупповых конфликтов в воинском коллективе………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………....22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......23
Индивидуально-воспитательная
работа – это система
- выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
- полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;
- учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, принадлежность к религиозным организациям и т. д.;
- постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
- прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;
- правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.
Индивидуальная работа должна поводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:
- изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
- выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
- практическое осуществление спланированного воздействия; - анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Основная задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, установить положительное ядро воинского коллектива и конкретных носителей негативных отношений. Главная цель – изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:
- анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
- изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов, способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
- анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
- постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющим для личности;
- анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ особенно в выходные и праздничные дни;
- наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования.
Предметом особого внимания офицеров воспитателей должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того, чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений необходимо проводить утренние осмотры ежедневно, а с участием медработников- еженедельно.
Неуставные взаимоотношения
– это совокупность связей
между военнослужащими
подразделений, которые
Эти связи формируются
в условиях стихийного
Формы негативного воздействия:
Чаще всего это происходит в вечернее время, в нарядах, когда ослаблен контроль за личным составом, после отбоя, в командировках, на хозяйственных работах, в караулах. В проявлении неуставных взаимоотношений искажается содержание таких понятий как совесть, справедливость, ответственность, достоинство, долг и честь. «Дедовщина» основа на ложной системе ценностей. Каковы причины такого безропотного подчинения? Почему молодой солдат не докладывает командиру об унижениях его человеческого достоинства?
Организаторы глумления
и издевательств под видом
борьбы со «стукачеством»
наглухо закрывают прохождение
информации от солдата к офицер
ВЫВОДЫ:
1. Неуставные взаимоотношения среди военнослужащих приводит к возникновению межгрупповых конфликтов.
2.Анализируя неуставные взаимоотношения можно определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированность системы (задача- личные отношения и мотивы-условия среды),вызывающие напряженность у человека. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникают неуставные взаимоотношения между военнослужащими.
2.2.Профилактика
межгрупповых конфликтов в
Военнослужащие, пытающиеся в какой либо форме проинформировать офицера подразделения о негативных явлениях подвергаются моральному и физическому насилию изоляции от коллектива. Все это необходимо не только учитывать в организаторской и воспитательной работе, но и находить возможные пути и каналы получения достоверной информации о происходящих явлениях в коллективе.
Следует учитывать,
что структура воинских
Разобравшись в структуре неформальных группировок ЗКР по ВР и другие офицеры должны вырабатывать правильный взгляд на события, происходящие в подразделениях, и определять конкретные меры активного влияния на внутриколлективные явления и профилактику отрицательных явлений. Зная ситуацию в развитии взаимоотношений, можно умело контролировать ее. Однако, важно не только знать, но и уметь влиять на эти явления, корректировать их с целью улучшения нравственного климата подразделения. Речь, прежде всего, идет о микрогруппах отрицательной направленности.
Необходимо
организовать работу по
Далее,
необходимо выявить лидера
В профилактике неуставных взаимоотношений важнейшей задачей является организаторская и воспитательная работа по сплочению воинских коллективов.
Сплочение воинских коллективов – очень трудная и сложная проблема каждого командира и ЗКР по ВР когда они становятся во главе подразделения. ведь в подразделения приходят военнослужащие, прошедшие свою жизненную школу, имеющие неодинаковую подготовку, отличающиеся характером, темпераментом, физическим развитием, которых необходимо объединить в единую боевую семью.
Сегодня в воинские коллективы приходят военнослужащие с различными политическим взглядами и убеждениями, что необходимо учитывать в организаторской и воспитательной работе. Общей объединительной идеей для всех военнослужащих, каких он взглядов и убеждений не придерживался, должна быть идея защиты безопасности России на ее рубежах. Для борьбы глумлениями и издевательствами необходимы единые усилия офицеров, прапорщиков, сержантов, военнослужащих по призыву и по контракту. На отечественных традициях русской армии с целью защиты, адаптации и подготовки молодого пополнения считается возможным возрождение «наставничества». С этой целью создаются в подразделениях инициативные группы противодействия неуставным взаимоотношениям.
Главная задача инициативной группы – предупредить любые действия недисциплинированных военнослужащих, направленные на получение незаконных привилегий, на подрыв воинского товарищества. Опыт свидетельствует, что выполнение этой задачи оказывается по плечу лишь людям более авторитетным в коллективе, имеющим высокие моральные и психологические качества. При этом существенно, что в конфликтной ситуации они опираются на свои морально-психологическое превосходство над нарушителями. И не физическая сила оказывается, как правило, главным сдерживающим нарушителя фактором, а непреклонность воли, честность и смелость, выраженные в активной жизненной позиции.
Важнейшим направлением
организаторской и
В связи с тем, что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредотачивать усилия офицеров подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам. Постоянно проявлять заботу об отдыхе личного состава, об организации и проведении культурных и спортивных мероприятий, особенно в выходные и праздничные дни. Строги уклад воинской жизни сплачивает подразделение, предоставляет широкое поле деятельности для добросовестных и инициативных воинов по пресечению издевательств над сослуживцами.
В поле
зрения командиров
Большого
внимания требуют военнослужищи
ВЫВОДЫ: Любая коллективная деятельность людей неизбежно сопровождается межгупповыми конфликтами. Сегодня конфликты получают все большее распространение в подразделениях. Оказывая заметное влияние на социально-психологический климат воинских коллективов, конфликты косвенно воздействуют на качество воспитательных работы, боевой подготовки и в конечном счете на уровень боевой готовности войск. Поэтому современное предупреждение и разрешение конфликтов между военнослужащими является важной составной управленческой деятельности офицера-воспитателя, военного психолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложность социально-экономических, политических и духовных процессов в российском обществе, а также их динамичное развитие, к сожалению, привели к заметному увеличению количества конфликтов в воинских коллективах ,конфликты стали атрибутом взаимодействий, взаимоотношений военнослужащих. Они оказывают заметное влияние на социально-психологический климат воинского коллектива, сказываются на качестве боевой подготовки и, в конечном счете, влияют на боевую готовность подразделения. Поэтому для успешного руководства подчиненными ЗКРпоВР необходимо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы урегулирования типичных конфликтов. Важно подчеркнуть, что конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. ЗКРпоВР, имеющий небольшой опыт руководства воинским коллективом, будет испытывать трудности при конфликтной ситуации, если пути выхода из нее он будет искать, опираясь только на собственный опыт и здравый смысл. Для того чтобы принимать правильные решения по управлению конкретными конфликтами, военному руководителю необходимо знать основные положения теории конфликта.