Межличностные конфикты в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, суициду.
Тема конфликта – это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте
1.1 Межличностный конфликт: определение, содержание, функции
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте
2.1 Программа исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.2 Гистограмма  значений выраженной стратегий поведения  в конфликтной ситуации.

          Анализ результатов показал, что  32% подростков имеют ведущей стратегию  сотрудничество. Для них характерно  стремление найти решения, полностью  удовлетворяющих интересы обеих  сторон в ходе открытого обсуждения, а также совместный и откровенный  анализ разногласий в ходе  выработки решений, инициатива, ответственность  и исполнение распределяется  по взаимному согласию.

          Для 28% подростков имеют ведущей  стратегией в поведении, стратегию  соперничества. Данных подростков  отличает стремление при взаимодействии настоят на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления.

          Для 20% подростков характерен  тип поведения в конфликте  – компромисс. Данным подросткам  свойственны стремление регулировать  разногласия, уступая в чем-то  в обмен на уступки другого,  поиск средних решений, когда  никто много не теряет, но много  и не выигрывает.

          У 12% подростков имеют выраженным  типом поведения в конфликте  приспособление. Они стремятся сохранить  или наладить благоприятные отношения,  обеспечить интересы партнера  путем сглаживания разногласий,  при этом готовы уступить, пренебречь  собственными интересами, претензиями.  Для них также характерно стремление  поддержать партнера, чтобы не  затронуть его чувств путем  подчеркивания общих интересов,  замалчивания разногласий.

          У 8% подростков ведущей стратегией  является избегание, то есть  для них характерно стремление  не брать на себя ответственность  за принятие решения, не видеть  разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремление  выйти из ситуации не уступая,  но и не настаивая на своем,  воздерживаясь от споров, дискуссий,  возражений оппоненту, высказывания  своей позиции.

          Таким образом, проведя эмпирическое исследование мы выяснили, что у большинства подростков данного коллектива выражен средний уровень конфликтоустойчивости. Доминируют такие стратегии поведения в конфликтной ситуации как сотрудничество и соперничество. Определенная часть подростков сотрудничают между собой. Для них характерно стремление найти решения, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения, а также совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений, инициатива, ответственность и исполнение распределяется по взаимному согласию.

          Однако у подростков выражено  соперничество. Данных подростков  отличает стремление при взаимодействии настоят на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления.

 

 

Заключение

          Межличностные конфликты – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.                  

          Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

          Во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.     

          Проведя эмпирическое исследование  мы выяснили, что гипотеза нашла  свое частичное подтверждение  .Цели и задачи выполнены.Подростки данного коллектива – сотрудничают между собой. Для них характерно стремление найти решения, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения, а также совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений, инициатива, ответственность и исполнение распределяется по взаимному согласию. Однако у подростков выражено соперничество. Данных подростков отличает стремление при взаимодействии настоят на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления.

          А также имеют средний уровень конфликтоустойчивости.

 

 

Список используемых источников:

1.Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т./Л.С.Выготский.-М.,1982.-201 с.

2.Гришина Н.В.Психология  конфликта 2-е изд./Н.В.Гришина.-СПб.:Издательство «Питер»,2000.-401с.

3.Обухова Л.Ф.Детская психология.Теории,факты,проблемы./Л.Ф.Обухова.-М.:Тривола,1995.-145с.

4.Андреева Г.М.Социальная  психология/Г.М.Андреева.-М.:Аспект Пресс,2007.-362с.

5.Дмитриев А.В. Конфликтология:Учебное пособие./А.В.Дмитриев.-М.:Гардарики,2000.-320с.

6.Зимняя И.А.Педагогическая  психология:Учебное пособие./И.А.Зимняя.-М.:Логос,2004.-384с.

7.Кон И.С.Психология ранней  юности./И.С.Кон.-М.:Издательство Просвещение,1989.-234с.

8.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии./С.Л.Рубинштейн.-СПб.:Питер,2006.-712с.

9.Социальная конфликтология:Учебное пособие/Под ред.А.В.Морозова.-М.:Академия,2002.-336с.

10.Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте./Л.И.Божович.-СПб.:Питер,2008.-400с.

11.Психология подростка.Полное руководство/Под ред.Реана А.А.-М.,2008.-243с.

12.Емельянов С.М. Практикум  по конфликтологии./С.М.Емельянов.-СПб.,2000.-251с.

13.Немов Р.С.Психология/Р.С.Немов.-М.:Владос ИМПЭ им. Грибоедова,2002.-232с.

14.Козырев Г.И. Введение  в конфликтологию: Убебное пособие./Г.И.Козырев.-М.:Гумани.изд.центр Владос,2001.-134с.

15.Волков Б.С.Возрастная  педагогика./Б.С.Волков.-М.:ЭКМОС,2004.-213с.

16.Белкин А.С. Конфликтология: наука о гармонии/А.С.Белкин, В.Д.Жаворонков, И.С.Зимина .-Екатеринбург,2000.-203с.

17.Карпенко Л.А. Краткий  психологический словарь/Л.А.Карпенко,А.В.Петровский.-М.:Просвещение,2007.-195с.

18.Липкина А.И.Самооценка  школьника/А.И.Липкина.-М.:Знание,2006.-64с.

19.Анцупов А.Я. Конфликтлогия: Учебник для вузов. 3-е изд./А.Я.Анцупов,А.И.Шипилов.-СПб.:Питер,2008.-203с.

20.Шишковец Т.И.Справочник  социального педагога/Т.И.Шишковец.-М.,2005.-123с.

21.Тихомирова Е.И.Социальная  педагогика: Самореализация школьников  в коллективе/Е.И.Тихомирова.-Издательство:Академия,2005.-256с.

22.Зайцев А.К. Социальный  конфликт. 2-е изд./А.К.Зайцев.-М.,Академия,2001.-365с.

23.Василькова Ю.В. Социальная  педагогика: Курс лекций/Ю.В.Василькова,Т.А.Василькова.-М.,2001.-95с.

24.Конфликтология/под.ред.В.П.Ратникова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-236с.


Информация о работе Межличностные конфикты в подростковом возрасте