Межличностные конфикты в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, суициду.
Тема конфликта – это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте
1.1 Межличностный конфликт: определение, содержание, функции
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте
2.1 Программа исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте

1.1 Межличностный конфликт: определение, содержание, функции

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностного конфликта  в подростковом возрасте

2.1 Программа исследования

Заключение 

Введение

Подростковый возраст  представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, суициду. 

Тема конфликта – это  одна из проблем, которую можно назвать  извечной. Пока существуют люди, пока развивается  общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретический  анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте

    1. Межличностный конфликт: определение, содержание, функции

 

          Межличностные конфликты – трудноразрешимое  противоречие, возникающее между  людьми и вызванное несовместимостью  их взглядов, интересов, целей,  потребностей. Межличностный конфликт  может быть определен как ситуация  противостояния участников, воспринимаемого  и переживаемого ими (или по  крайней мере одним из них)  как значимая психологическая  проблема, требующая своего разрешения  и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление  возникшего противоречия и разрешение  ситуации в интересах обеих  или одной из сторон.

          Межличностные конфликты имеют  свои отличительные особенности,  которые сводятся к следующему:

  1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
  2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
  3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
  4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
  5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. 

          Межличностные конфликты, как  уже отмечено выше, охватывают  все сферы человеческих отношений.

          Управление межличностными конфликтами  можно рассматривать в двух  аспектах – внутреннем и внешнем.  Внутренний аспект предполагает  применение технологий эффективного  общения и рационального поведения  в конфликте. Внешний аспект  отражает управленческую деятельность  со стороны руководителя или  другого субъекта управления  по отношению к конкретному  конфликту.

          В процессе управления межличностными  конфликтами важно учитывать  их причины и факторы, а также  характер межличностных отношений  конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии [2].

          Причины межличностных конфликтов  очень разные. Их можно разделить  на две группы:

  1. Объективные – никак не связанны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт – так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации.
  2. Субъективные – связь с психологическими особенностями общающихся людей.

          Конфликт выполняет как положительные,  так и отрицательные социальные  функции. Позитивное или негативное  воздействие конфликта во многом  обусловлено социальной системой [14].

          Позитивные функции конфликта:

  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

 

 

Негативные функции  межличностных конфликтов: 

  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи.иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия [16].

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются  неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты  обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового  законодательства, несправедливыми  оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны  не выходят за рамки этических  норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также  на психологической несовместимости  людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

Во многом превращение  конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

1) демонстративные, стремящиеся  быть в центре внимания, становящиеся  инициаторами споров, в которых  проявляют излишние эмоции;

2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные, которые  своим стремлением всем угодить  только создают новые конфликты.

В то же время конфликтные  личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.

 

 

Глава 2.Эмпирическое исследование межличностного конфликта  в подростковом возрасте

    1. Программа исследования

          Объект исследования: межличностный конфликт.

          Предмет исследования: особенности  межличностного конфликта в подростковом возрасте.

          Цель: провести эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте.

          Задачи:

1. Провести диагностику  межличностного конфликта у подростков.

2. Разработать батарею  методик.

3. Провести эмпирическое  исследование устойчивости к  конфликтам и предрасположенности  к конфликтному поведению.

          Гипотеза: для подростков характерен невысокий уровень конфликтности. Доминирование соперничества при решении конфликтной ситуации.

          Параметры исследования:

1. Устойчивость к конфликтам.

2. Предрасположенность к  конфликтному поведению.

В исследовании использовались следующие методики:

1.Диагностика предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К.Томаса.

          Для решения поставленных задач,  были выбраны следующие методики:

«Методика диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К.Томаса»

          Опросник разработан К.Томасом, и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтных ситуаций. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В.Гришиной.

          К.Томас выделял следующие способы  регулирования конфликтов:

1.Соревнование (конкуренция)  как стремление добиться удовлетворения  своих интересов в ущерб другому;

2.Приспособление, означающее  в противоположность соперничеству,  принесение в жертву собственных  интересов ради другого;

3.Компромисс как соглашение  между участниками конфликта,  достигнутое путем взаимных уступок;

4.Избегание, для которого  характерно как отсутствие стремления  к кооперации, так и отсутствие  тенденции к достижению собственных  целей;

5.Сотрудничество, когда участники  ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы  обеих сторон.

Количество баллов, набранных  индивидом по каждой шкале, дает представление  о выраженности у него тенденции  к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие  максимальное количество баллов.

Результаты данных, полученных в ходе проведения методики Томаса представлены на рис 2.2

Информация о работе Межличностные конфикты в подростковом возрасте