Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа
Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, суициду.
Тема конфликта – это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте
1.1 Межличностный конфликт: определение, содержание, функции
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте
2.1 Программа исследования
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте
1.1 Межличностный конфликт: определение, содержание, функции
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте
2.1 Программа исследования
Заключение
Введение
Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, суициду.
Тема конфликта – это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
Глава 1.Теоретический анализ проблемы межличностного конфликта в подростковом возрасте
Межличностные конфликты –
Межличностные конфликты имеют
свои отличительные
Межличностные конфликты, как
уже отмечено выше, охватывают
все сферы человеческих
Управление межличностными
В процессе управления
Причины межличностных
Конфликт выполняет как
Позитивные функции конфликта:
Негативные функции межличностных конфликтов:
По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.
Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.
Деструктивные конфликты
обычно вызываются неправильными действиями,
в том числе злоупотреблением
служебным положением, нарушением трудового
законодательства, несправедливыми
оценками людей. Таким образом, если
при конструктивных конфликтах стороны
не выходят за рамки этических
норм, то деструктивные, в сущности,
основываются на их нарушении, а также
на психологической
Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.
Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:
1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;
2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;
3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;
4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;
5) целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;
6) бесконфликтные, которые
своим стремлением всем
В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.
Глава 2.Эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте
Объект исследования: межличностный конфликт.
Предмет исследования: особенности межличностного конфликта в подростковом возрасте.
Цель: провести эмпирическое исследование межличностного конфликта в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести диагностику
межличностного конфликта у
2. Разработать батарею методик.
3. Провести эмпирическое
исследование устойчивости к
конфликтам и
Гипотеза: для подростков характерен невысокий уровень конфликтности. Доминирование соперничества при решении конфликтной ситуации.
Параметры исследования:
1. Устойчивость к конфликтам.
2. Предрасположенность к конфликтному поведению.
В исследовании использовались следующие методики:
1.Диагностика
Для решения поставленных
«Методика диагностики
Опросник разработан К.Томасом, и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтных ситуаций. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В.Гришиной.
К.Томас выделял следующие
1.Соревнование (конкуренция)
как стремление добиться
2.Приспособление, означающее
в противоположность
3.Компромисс как соглашение
между участниками конфликта,
достигнутое путем взаимных
4.Избегание, для которого
характерно как отсутствие
5.Сотрудничество, когда участники
ситуации приходят к
Количество баллов, набранных
индивидом по каждой шкале, дает представление
о выраженности у него тенденции
к проявлению соответствующих форм
поведения в конфликтных
Результаты данных, полученных в ходе проведения методики Томаса представлены на рис 2.2
Информация о работе Межличностные конфикты в подростковом возрасте