Мировые педагогические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение знаний педагогики.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Содержание работы

Вступление
Исторически сложившиеся системы воспитания
Мировые педагогические системы
1. Педагогическая система Жан-Жака Руссо
2. Педагогическая система Генриха Песталоцци
3. Педагогическая система Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга
4. Дидактическая система К. Д. Ушинского
5. Педагогическая система Блонского П.П.
6. Педагогическая система А.С. Макаренко
7. Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Мировые пед.системы.docx

— 43.48 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия

Кафедра педагогики и профессионального  обучения

 

 

 

 

 

 

Реферат 
на тему: «Мировые педагогические системы»

 

 

 
Выполнила студентка 

группы ДМТ–Ст9-1

Сылка Анна

 

 

 

 

Харьков 2010

 

 

Содержание

  1. Вступление
  2. Исторически сложившиеся системы воспитания
  3. Мировые педагогические системы

1. Педагогическая система Жан-Жака Руссо

2. Педагогическая система  Генриха Песталоцци

3. Педагогическая система  Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга

4.  Дидактическая система  К. Д. Ушинского

5. Педагогическая система Блонского П.П.

6. Педагогическая система А.С. Макаренко

7. Педагогическая система В.А. Сухомлинского

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вступление

Общественный  прогресс сопровождается накоплением  знаний, расширением запасов интеллектуального  богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста  новых знаний, расширения сфер проникновения  научной мысли в реальную жизнь  происходит расширение знаний педагогики.

История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными  системами, сложившимися в процессе развития общества.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и  способного жить в современном для  него обществе.

В течение многих веков в мире развивается и  по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.

Любая система  воспитания востребована конкретным обществом  и существует до тех пор, пока сохраняет  свою значимость. Поэтому она имеет  конкретно-исторический характер.

Человечеству  известно педагогическое наследие древних  цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

В чем специфика  систем воспитания, наиболее известных  в мире?

 

 

 

 

 

    1. Исторически сложившиеся системы воспитания

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость  воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте  добавлялось обучение пению и  музыке. Однако способы воспитания ужесточались: Подростков держали в  голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех  из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали  статус полноправного члена военной  общины. В результате всех вышеперечисленных  этапов воспитания воины свободно владели  копьем, мечом, дротиком и другим оружием  того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом  невежестве молодого, поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская  система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного  воспитания реализовывалась поэтапно.

До 7 лет мальчиков воспитывали  дома. С 7 до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование  и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в  эфебии — общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у  разных народов идеи религиозного воспитания воплотились в конкретные формы, многообразие которых наблюдается  и в современном мире.

В отличие от большинства  средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования  и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в  западной цивилизации определились три основные стадии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмечаются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.).

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж Локк).

Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет  мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге  сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил  на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора  сюзерена. За эти годы жизни при  дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны  и религии». В 21 год проходило  посвящение в рыцари. Обряд предварялся  испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами  «кодекса чести» как идеи эстетического  и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных  обстоятельствах.

Идеал воспитания по Локку  — джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего  общества, получивший воспитание и  образование на дому с помощью  приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с  людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности  легли в основу западной воспитательно-образовательной  традиции XVIII-XX веков.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего  человека. Данная система была ориентирована  на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.

Воспитательная  система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех. 
По мнению Р. Хенви, суть глобального образования — это совокупность следующих факторов: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросс-культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспекта: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение — это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность — способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми. 
Достичь этого практически невозможно без специальной учебной программы, без учебных планов и без особой структуры, которая отличала бы глобально-ориентированную школу от школ, базирующихся на другой образовательной философии. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У. Книпу, должны быть совершенно различными, но при этом обязательно дополнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения в ней составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят такие умения, как получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни, пользуясь родным и иностранным языком. 
Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта школьная воспитательная система появилась в США в 60-х гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Эмоционально-когнитивная концепция Д. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Ж. Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности. 
«Справедливые сообщества» — небольшие (чаще до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. «Справедливое сообщество» — это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется «нравственностью сотрудничества», где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. 
Идеи «справедливых сообществ» нашли отражение в практике не только американских школ и университетов, но также в разного рода исправительных учреждениях. 
В основу организации школьной жизни Л. Кольберг положил принципы демократии и справедливости. «Справедливые сообщества» нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводится ряд демократических процедур: прежде всего равноправное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания, общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы.  
Воспитательная система «общей заботы». Идея «общей заботы» была выдвинута ленинградским ученым И.П. Ивановым конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное иелеполагание, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.Суть каждой из этих идей заключается в следующем: коллективная организация деятельности предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива; под коллективным творчеством понимается проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; коллективное целеполагание — это совместная выработка и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей предстоящих общих дел; ситуация-образцы — своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения; эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривает увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, обряды); общественная направленность деятельности коллектива — деятельность на пользу и радость людям.

 

    1. Развитие педагогических систем за рубежом

1. Педагогическая система Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо исходил  из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять  детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания»  и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил  педагогические воззрения в книге  «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.

1.Содержание и методика  обучения должны способствовать  развитию самодеятельности и  активности ученика. Ученика в  процессе обучения всегда надо  ставить в положение исследователя,  который сам как бы открывает  научные истины. «Пусть он, — писал  Руссо, — достигает знания  не через вас, а через самого  себя, пусть он не заучивает  науку, а выдумывает ее сам».

2.Знания следует получать  не из книг, а из жизни. Книжный  характер обучения, оторванность  от жизни, от практики —  недопустимы и губительны.

3.Надо учить всех не  одному и тому же, а учить  тому, что интересно именно конкретному  человеку, что соответствует его  наклонностям, тогда ребенок будет  активен в своем развитии и  обучении.

4. Необходимо развивать  у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на  основе непосредственного общения  с природой, жизнью, практикой.

2. Педагогическая система Генриха Песталоцци

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха  Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

Информация о работе Мировые педагогические системы