Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:52, реферат
Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение знаний педагогики.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
Вступление
Исторически сложившиеся системы воспитания
Мировые педагогические системы
1. Педагогическая система Жан-Жака Руссо
2. Педагогическая система Генриха Песталоцци
3. Педагогическая система Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга
4. Дидактическая система К. Д. Ушинского
5. Педагогическая система Блонского П.П.
6. Педагогическая система А.С. Макаренко
7. Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Заключение
Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.
Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.
1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
2. Процесс обучения должен
строиться путем
3. Основой обучения является
наглядность. Без применения
4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».
5. Обучение должно
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистерверг. Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усилении значимости их самостоятельной работы.
Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Под природосообразностъю он понимая раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны.
В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Проблемы нравственного
воспитания представлены у Ушинского
как общественно-исторические. В
нравственном воспитании он отводил
одно из главных мест патриотизму, который
исключает шовинизм, требует воспитания
гражданского долга — «высказать
смелое слово истины» против гнета
и насилия. Его система нравственного
воспитания ребенка исключала
Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.
Педагогические принципы К. Д. Ушинского
1. Обучение должно строиться
с учетом возрастных и
2. Обучение должно строиться
на основе принципа
Павла Петровича блонского (1884—1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследования Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.
Блонский — автор первого учебного пособия но педагогике в советской России.
Антон Семенович Макаренко
(1888—1939) — один из виднейших отечественных
педагогов, всю свою научную деятельность
связывал с воспитательной практикой
(практически осуществлял
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни ... а живут и трудятся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, по
мнению Макаренко, является одним из
важнейших элементов
Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.
Педагогические открытия
Макаренко послужили основой
для развития социальной педагогики,
исправительно-трудовой педагогики. Он
выступал против использования для
детей элементов тюремного
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и
теоретик, он всю жизнь проработал
в сельской школе. Важное место в
его деятельности занимает проблема
творческого отношения педагога
к своей профессиональной деятельности,
имеющей огромное социальное значение.
В книге «Разговор с молодым
директором школы» Сухомлинский писал:
«Если вы хотите, чтобы педагогический
труд давал учителю радость, а
не превращался в скучную
Основное внимание Сухомлинский
уделял воспитанию у подрастающего
поколения гражданственности. Он продолжил
развитие учения о воспитательном процессе
в коллективе, разработал методику
работы с отдельным учеником в
коллективе. Детский коллектив —
сообщество детей, в котором есть
идейная, интеллектуальная, эмоциональная
и организаторская общность. Путь
к богатству духовной жизни коллектива
сложен: от индивидуального вклада
каждого воспитанника — к общему
«богатству» коллектива, а от него
к влиянию на индивида и вновь
к увеличению частного «вклада» в
общий фонд и так до бесконечности,
т. е. устанавливаются двусторонние
глубокие связи. Сухомлинский вводит новые
понятия — «коллективная
В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
Заключение
Таким образом, педагогическая система – это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Педагогику и школу следует рассматривать не только в контексте социально-экономических формаций, но также в условиях цивилизаций с их многообразными культурными, этническими, религиозными типами.
Педагогика может
На протяжении всего исторического
развития общества складывались разные
парадигмы образования и
Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.
Использованные источники