Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа
Сущность и значение игр - головоломок для развития детей дошкольного возраста.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломка — это задача или загадка для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке.
Моделирование изображений на основе игр - головоломок детьми дошкольного возраста.
1 Сущность и значение игр - головоломок для развития детей дошкольного возраста.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломка — это задача или загадка для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
Использование задач - головоломок способствует лучшему формированию у детей понятий о форме, строение, цвете предметов.
Любая математическая игра - головоломка, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Игры - головоломки различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.
В ходе обучения способам решения, игр - головоломок даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
1 Этап – предполагает знакомство детей с легкой по степени сложности игрой-головоломкой, для самостоятельного поиска путей решения. Это нужно для развития у детей умения планировать ход мысли. Также предлагать им высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.
2 Этап – предполагает знакомство с более сложным уровнем игры – головоломки, если ребенок усвоил первый этап. Если ребенок не усвоил, то взрослый на примере показывает решение данной головоломки и предлагает решить аналогичную головоломку.
3 Этап – предполагает знакомство с более сложными вариантами игр – головоломок.
В процессе обучения на занятиях дети активно включаются не только в практический поиск решения, но и в умственный. Об этом свидетельствуют их высказывания, рассуждения о путях решения той или иной задачи.
В ходе выполнения заданий дети овладевают умением на основе обдумывания (анализа задачи) предполагать решение, проверять его практически, искать новые пути, обосновывать их.
Чтобы научить детей самостоятельно анализировать задачи, искать пути решения, догадываться, целесообразно использовать различные методические приемы, и один из них указания о необходимости поискового подхода к решению головоломки. Например «эту палочку ты убрал правильно, подумай, как дальше решать задачу» - стимулируют активность ребят, помогают им находить правильное решение.
В результате регулярно организуемых педагогом занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже известного им. Характер поиска при этом постепенно меняется: от практических («проб и ошибок») к целенаправленным действиям по преобразованию и от них к мысленным пробам, предугадывая результат.
2 Виды головоломок, их характеристика.
Характеристика игр-
В деятельности детей дошкольного возраста находят применение упрощённые варианты самых разнообразных игр-головоломок.
Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.
1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.
— составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;
— «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнурковые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.
2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.
Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
3. Игры комбинаторного характера − стратегические.
Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры. Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
4. Большую группу составляют головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) − графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.
5. В практике
работы с детьми дошкольного
возраста широко используются
разнообразные «головоломные»
В некоторой степени головоломками можно считать обширную группу игрушек, построенных на законах физики и химии, изготовленных с применением устройств для получения различных эффектов (двигательных, шумовых, световых и др.).
Это разнообразные игрушки, построенные на основе упругости воздуха (пневматическое игрушечное оружие, надувные и прыгающие игрушки и др.); законов гидроаэромеханики (водоплавающие игрушки), оптики (теневые театры, калейдоскопы), химии (кукла в бумажном платье, которое окрашивается в разный цвет в зависимости от влажности воздуха, наборы фокусов и др.); на действии магнита и др. Парадоксальность или необычность получаемых игровых эффектов вызывает у ребёнка живую заинтересованность, пробуждает мыслительную активность, ставя перед ним ряд вопросов для разрешения непонятных явлений.
Детям приходится долго «ломать голову», чтобы постичь тайну игрушки. Им недостаточно видеть, что делает игрушка, пытливый ум ребёнка стремится понять, как она это делает. Через игру с такими игрушками дети узнают что-то новое, необычное, даже выходящее за рамки образовательной программы.
Качественные характеристики головоломок выступают как существенные при определении возрастной адресованности данных игрушек.
По степени готовности − это:
— всегда готовые игрушки − для детей младшего дошкольного возраста;
— готовые и
сборно-разборные изделия −
С точки зрения размера, для младших дошкольников рекомендуются игрушки-головоломки мелкие и среднего размера. Для детей старшего дошкольного возраста величина этих игрушек должна быть соразмерна руке ребёнка (мелкие игрушки) или его росту. Крупные игрушки-головоломки с соответствующим содержанием могут стать объектом коллективных игр детей.
Функциональные (динамические) свойства игрушек определяются заложенной в них задачей и реализуются преимущественно за счёт механических и пневматических устройств − в головоломках для детей младшего дошкольного возраста; за счёт применения разнообразных устройств (механических, пневматических, гидравлических, электронных, микропроцессорных и др.) − в игрушках-головоломках для детей старшего дошкольного возраста.
Для изготовления игрушек данного вида используется разнообразное сырьё: пенокартон, бумага, проволока, ткань, шнур, дерево, пластмасса, картон, оргалит и др.
В образном отношении игрушки-головоломки конструктивны, условны. Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни.
Следующая классификация головоломок:
Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: загадки, шарады, парадоксы, игру данетки
Головоломки с предметами. Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.
Следующий вид головоломок — это механические головоломки. Механические головоломки — это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы, пентамино и др.
Еще одним отдельным видом можно выделить печатные головоломки. Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся, самые разнообразные кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки и многие другие.
С развитием компьютеров
стали активно развиваться комп
3 Формирование навыков плоскостного моделирования у детей дошкольного возраста.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)