Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа
Сущность и значение игр - головоломок для развития детей дошкольного возраста.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломка — это задача или загадка для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке.
Плоскостное моделирование - одно из средств развития творческого мышления старших дошкольников.
Плоскостное моделирование – это создание модели с помощью, каких – либо плоских фигур.
Под математическим моделированием с детьми 6-7 лет мы понимаем организацию педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций (геометрических фигур и схем). Модели задаются словесным описанием, черно-белой или цветной схемой; схемы могут быть расчлененными (с изображением всех составных частей модели), частично расчлененными (с изображением нескольких составных частей модели) или нерасчлененными (контурными). Созданные модели анализируются с логико-математической точки зрения на доступном детям вербальном уровне, варьируются на творческом уровне. В результате, при учете определенных принципов организации процесса математического моделирования, может произойти активное развитие представлений ребенка о логических операциях и развитие пространственных представлений.
Метода моделирования предполагает, что ребенок реальный предмет замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Первоначально
способность к замещению
Рассмотрим виды моделей, которые используются для работы с дошкольниками.
Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью (например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха).
Старшим дошкольникам
доступны предметно-
Моделирование сказки по методике обучения О. М. Дьяченко. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма).
В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.
Выделяют несколько этапов обучения дошкольников методу плоскостного моделирования
На первом этапе работы с дошкольниками, целью которого является накопление опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов, восприятия модели, замещения. Сопоставление в играх модели и реальных предметов дает возможность дошкольникам успешно различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, увидеть предмет в единстве его свойств и отношений. Конкретность модели облегчает понимание ее содержания, обеспечивает успешность установления детьми связи «реальность—модель».
Успешность установления связи «реальность—модель» зависит от степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняет черты подобия предмету, дети затрудняются установить связь.
Второй этап работы направлен на развитие у детей умений использовать модель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель. При этом дети осваивали модель как средства измерения отношений.
Наглядность модели позволяет детям самостоятельно осваивать свойства и отношения предметов. Одна из особенностей игр с моделями — эмоциональное отношение детей к содержанию, реальному и модельному. Дети вносят свой эмоциональный опыт в содержание модели, дополняют ее, создают образы. При описании предмета они выделяют значимое для них содержание.
Третий этап предполагает развитие у детей умений использовать модель в самостоятельной деятельности для обобщения, схематизации представлений.
Применяя модели, дошкольники успешно выделяют общее и различное в предметах, упорядочивают и группируют предметы.
Список литературы
Детская развивающая игра - головоломка "Колумбово яйцо". 10 фигур, некоторые контуры которых обтекаемы, получившихся в результате деления овала на части. Наша коллекция головоломок состоит из двух частей: классических, известных во всем мире, и специальных. Построены они на противоположных принципах. Если первые позволяют из довольно простых геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры, то вторые, наоборот, предназначены для того, чтобы из сложных элементов построить заведомо известную силуэтную фигуру.
Первый уровень сложности
«Танцующий казак»
«Ракета»
«Бабочка»
«Котик»
Второй уровень сложности
Третий уровень сложности
«Жук»
«Ёлка»
Ёлка
«Сова»
«Грибок»
Четвертый уровень сложности