Модульная технология обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются:
1. Повышение самостоятельности учащихся с помощью проблемного обучения.
2. Увеличить творческую активность учащихся.
3. Развивать речевые навыки и коллективистские склонности учащихся в процессе обучения.
4. Систематизировать знания и умения учащихся.
5. Формировать познавательную самодеятельность учащихся.
Целью данной курсовой работы является: разработка модульной технологии в курсе неорганической химии и определения ее роли в обучении, а т.ж. эффективности данной технологии в процессе обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
I Основная часть
1.1 Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе……………………………………………………………………………5
1.2 Классификация педагогических технологий………………………………….........7
1.3 Теория модульного обучения…………………………………………………........9
1.4 Принципы модульного обучения………………………………………………….11
1.5 Технология модульного обучения в курсе неорганической химии………………………………………………………………………………....14
1.6 Особенности структурирования содержания учебного процесса в модульном обучении……………………………………………………………………………...16
II Практическая часть
2.1 Разработка блочно- модульной технологии для 8 класса…………………………23
2.2 Разработка блока «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Курсовая Вики.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………..3

I Основная часть

1.1 Понятие «педагогическая технология»  в зарубежной и отечественной  литературе……………………………………………………………………………5

1.2 Классификация педагогических  технологий………………………………….........7

1.3 Теория  модульного обучения…………………………………………………........9

1.4  Принципы модульного обучения………………………………………………….11

1.5 Технология модульного обучения  в курсе неорганической химии………………………………………………………………………………....14

1.6 Особенности структурирования  содержания учебного процесса в модульном обучении……………………………………………………………………………...16

II Практическая часть

2.1 Разработка блочно- модульной технологии для 8 класса…………………………23

2.2 Разработка блока «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»………………………………………………………………………………53

Заключение……………………………………………………………………………………..60

Список использованной литературы…………………………………………………………62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь - бесконечное познанье,

возьми свой посох и иди.

М. Волошин

 

Задачами данной курсовой работы являются:

  1. Повышение самостоятельности учащихся с помощью проблемного обучения.
  2. Увеличить творческую активность учащихся.
  3. Развивать речевые навыки и коллективистские склонности учащихся в процессе обучения.
  4. Систематизировать знания и умения учащихся.
  5. Формировать познавательную самодеятельность учащихся.

Целью данной курсовой работы является: разработка модульной технологии в курсе неорганической химии и определения ее роли в обучении, а т.ж. эффективности данной технологии в процессе обучения.

Актуальность использования  методов модульного  обучения на уроках химии.

         При значительном сокращении  времени лекций и поиске новых  форм занятий преподаватель успевает  дать учащимся необходимые знания, навыки и умения в своей  предметной области, выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

         Как следует из долгосрочной программы развития образования до 2020 года, приоритетным направлением деятельности системы образования будет создание условий для предоставления образования адекватного запросам казахстанцев и позволяющего в полной мере реализовать творческий и интеллектуальный потенциал каждой личности.

На каждом из уровней образования, начиная с дошкольного, будет  процесс обучения сфокусирован на развитии аналитических навыков, творческого потенциала, индивидуальных способностей каждого человека. Таким образом, система образования будет способствовать развитию новой модели личности - образованной, креативной, умеющей самостоятельно принимать решения, самодостаточной.

Являясь основополагающим аспектом развития личности, образование станет мощным фактором развития страны.

Наверное, нет ни одной школы  в нашей стране, где бы не ставилось  основной целью создание условий  для самореализации личности каждого  ученика, удовлетворения его образовательных потребностей в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Необходимо подготовить обучающихся к творческому, интеллектуальному труду, социализировать с учетом реальных потребностей рынка труда.

В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средней школы просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения ученика и учителя в учебном процессе. К сожалению, как показывает практика, в настоящее время учебный процесс в массовой школе (особенно в глубинке) продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между потребностями ученика в самореализации и традиционной  малоактивной системой обучения. Одно из ведущих положений теории деятельности – эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой ученик сом оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно.

Никто не станет оспаривать мнение, что  ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. заинтересовывать, организовывать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность.

При таком положении дел основными  направлениями работы будут идеологическое воспитание молодежи, формирование общественного сознания морали, культуры и мировоззрения, гражданской социальной активности и патриотизма.

Важнейшим аспектом в реализации этого  станет стройная педагогическая система, основным фактором развития которой  будет новаторская позиция педагогов. Поскольку в любой науке заложен огромный нравственный, гуманистический потенциал, в школьной практике будут эффективно использоваться воспитательные и развивающие возможности учебных предметов. Основными направлениями работы будут идеологическое воспитание молодежи, формирование общественного сознания морали, культуры и мировоззрения, гражданской социальной активности и патриотизма.

Достичь желаемого возможно, применяя грамотное и уместное использование  в школьной практике личностно- ориентированных педагогических технологий, как, например, модульное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Понятие «Педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе

 

Зародившись более трех десятилетий  назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Соответственно, во многих международных  изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. — Лондон — Нью-Йорк, 1978).

Следует отметить, что в настоящее  время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения (т. е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения». Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию формообразования.

В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий  педагогического процесса. По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Г.К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

•  научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

•  процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

•  процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения. В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К. Селевко):

1)Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2)Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3)Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):

    • Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
    • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
    • Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
    • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
    • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

 

1.2  Классификация педагогических технологий

 

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

•  По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

•  По ведущему фактору психического развития: биогенные,

Информация о работе Модульная технология обучения