Модульная технология обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются:
1. Повышение самостоятельности учащихся с помощью проблемного обучения.
2. Увеличить творческую активность учащихся.
3. Развивать речевые навыки и коллективистские склонности учащихся в процессе обучения.
4. Систематизировать знания и умения учащихся.
5. Формировать познавательную самодеятельность учащихся.
Целью данной курсовой работы является: разработка модульной технологии в курсе неорганической химии и определения ее роли в обучении, а т.ж. эффективности данной технологии в процессе обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
I Основная часть
1.1 Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе……………………………………………………………………………5
1.2 Классификация педагогических технологий………………………………….........7
1.3 Теория модульного обучения…………………………………………………........9
1.4 Принципы модульного обучения………………………………………………….11
1.5 Технология модульного обучения в курсе неорганической химии………………………………………………………………………………....14
1.6 Особенности структурирования содержания учебного процесса в модульном обучении……………………………………………………………………………...16
II Практическая часть
2.1 Разработка блочно- модульной технологии для 8 класса…………………………23
2.2 Разработка блока «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Курсовая Вики.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна.

Однако своим  акцентом на ту или иную сторону  процесса обучения технология становится характерной и получает от этого  своё название.

  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористкие, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные - общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях  весь учебно-воспитательный процесс  строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

  • По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

 

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

  1. Авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жестокой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
  2. Высокой степенью невнимания к личности ребёнка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект - объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими: однако последний термин, в отличии от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
  3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют ещё антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

В рамках личностно-ориентированных  технологий самостоятельными направлениями  выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

  1. Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  2. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со - трудничества, со – творчества.
  3. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

 

 

    1.  Теория модульного обучения

 

Модульное обучение имеет в своей  первооснове несколько концепций. Перечислим некоторые из них: технология лабораторного плана (Е.Пакхерст, Дж. и Э.Дьюи (1919г.), советские педологические вариации (1923г.)), технологии программированного обучения (Б.Ф.Скиннер (1950-е), Н.Краудер, В.П.Беспалько (1960-е)). Модульное обучение унаследовало и основные принципы классно-урочной (традиционной) технологии обучения: принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и некоторые другие, в том числе и в использовании учебной материальной базы. От лабораторного плана модульное обучение унаследовало организационную структуру: свободный темп обучения и открытость входа—выхода в систему. Заимствованы (без существенных изменений за 80 лет) даже учётная документация успехов учащегося и группы в целом. От Дальтон-плана унаследованы также и принцип индивидуальности обучения (в противовес принципу коллективизма при бригадно-лабораторном обучении в советских училищах). От программированного обучения модульная технология позаимствовала покадровую структуру программы, элементно-блочное деление материала, а также средства тестового программированного контроля.

Следует отметить, что в настоящее время существуют несколько видов модульных технологий, основывающихся на принципах программированного блочного обучения: проблемно-модульная (М.А.Чошанов), модули трудовых навыков (Н.В. Блохин), адаптивное обучение (Басова Н.В.). Каждая из данных модульных технологий предполагает свою сферу применения: так, проблемно-модульная используется при изучении предметов школьного курса; адаптивное обучение, возможно, применять в условиях высшей школы; модули трудовых навыков предназначены для формирования профессиональных умений и навыков.

Модульное обучение основано на следующей  основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Сущность модульного обучения состоит  в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Т.И. Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения:

 Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

 В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

 

Цели традиционного  урока

Цели модульного урока

1. Обучает всех детей установленной  сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению  каждым ребенком своего собственного  личностного опыта

2.Определяет учебные задания,  форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2.Предлагает детям на выбор  различные учебные задания и  формы работы, поощряет ребят  к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3.Старается заинтересовать детей  в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные  интересы детей и согласовать  с ними подбор и организацию  учебного материала

4.Проводит индивидуальные занятия  с отстающими или наиболее  подготовленными детьми

4. Ведёт индивидуальную беседу  с каждым ребёнком

5. Планирует и направляет детскую  деятельность 

5. Помогает детям самостоятельно  спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы  детей, подмечая и исправляя  допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно  оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Разрешает возникающие конфликты  между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

7. Побуждает детей обсуждать  возникающие, между ними конфликтные  ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения


 

 

    1.   Принципы модульного обучения

 

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:

    • модульности;
    • выделения из содержания обучения обособленных элементов;
    • динамичности;
    • действенности и оперативности знаний и их системы;
    • гибкости;
    • осознанной перспективы;
    • разносторонности методического консультирования;
    • паритетности.

Рассмотрим подробнее каждый. Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

    • Учебный материал нужно конструировать таким образом, что бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
    • Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
    • В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру. Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом выделения  из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил. В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей:

Информация о работе Модульная технология обучения