Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:36, контрольная работа
Описание работы
Модульное обучение в школе и вузе заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3 1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………... 4 1.1. Модульное обучение в вузе………………………………… 8 1.2. Модульное обучение в школе……………………………… 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….. 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический университет» в г. Кемерово
Контрольная работа
по дисциплине Педагогические
технологии
Тема: «Модульное обучение в
школе и вузе»
Выполнила студентка группы:
Кр 215 С ПВД
Курочкина Наталья Александровна
Проверил: К.П.Н., доцент
Привалова Галина Федоровна
Кемерово 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3
1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………...
4
1.1. Модульное обучение
в вузе…………………………………
8
1.2. Модульное обучение
в школе………………………………
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
……………..
17
ВВЕДЕНИЕ
Модульное обучение в школе и вузе заключается
в последовательном усвоении учеником
модульных единиц и модульных элементов.
Гибкость и вариативность модульной технологии
профессионального обучения особенно
актуальны в условиях рыночных отношений
при количественных и качественных изменениях
рабочих мест, перераспределении рабочей
силы, необходимости массового переобучения
работников. Нельзя не учитывать и фактор
кратковременности обучения в условиях
ускоренных темпов научно-технического
прогресса.
Актуальность данной работы
заключается в том, что быстроразвивающийся
технический прогресс диктует новые условия
для обучения и предъявляет новые требования
в профессии. В рамках обучения учащийся
частично или полностью самостоятельно
может работать с предложенной ему учебной
программой, которая содержит в себе целевую
программу действий, базы информации и
методическое руководство для достижения
поставленных дидактических целей.
В этом случае функции преподавателя
могут изменяться от информационно-контролирующих
до консультационно-координирующих. Технология
модульного обучения базируется на объединении
принципов системного квантования и модульности.
Первый принцип составляет методологическую
основу теории «сжимания», «сворачивания»
учебной информации. Второй принцип является
нейрофизиологической основой метода
модульного обучения. При модульном обучении
нет строго заданного срока обучения.
1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Модульное обучение чаще всего
используется в вузах и при обучении взрослых,
но возможно и в средней школе. Модульное
обучение заключается в организации процесса
учения, при котором учащиеся работают
с учебной программой, состоящей из блоков,
включающих несколько модулей, идущих
в определенной последовательности.
Модуль – часть учебной дисциплины,
ограниченной разделом или темой. Изучение
модуля предполагает, кроме освоения теории,
выполнение практических упражнений в
виде самостоятельных работ.
Модульное обучение предполагает
жесткое структурирование учебной информации,
содержания обучения и организацию работы
учащихся с полными, логически завершенными
учебными блоками (модулями). Модуль совпадает
с темой учебного предмета. Однако, в отличие
от темы в модуле, все измеряется, все оценивается:
задание, работа, посещение занятий, стартовый,
промежуточный и итоговый уровень учащихся.
В модуле четко определены цели обучения,
задачи и уровни изучения данного модуля,
названы навыки и умения. В модульном обучении
все заранее запрограммировано: не только
последовательность изучения учебного
материала, но и уровень его усвоения и
контроль качества усвоения.
Модульное обучение – это четко
выстроенная технология обучения, базирующаяся
на научно-обоснованных данных, не допускающая
экспромтов, как это возможно при других
методах обучения.
Учащиеся при модульном обучении всегда
должны знать перечень основных понятий,
навыков и умений по каждому конкретному
модулю, включая количественную меру оценки
качества усвоения учебного материала.
На основе этого перечня составляются
вопросы и учебные задачи, охватывающие
все виды работ по модулю, и выносятся
на контроль после изучения модуля. Как
правило, формой контроля здесь используется
тест.
Цель модульного обучения: обеспечение
гибкости, приспособление его к индивидуальным
потребностям личности, уровню его базовой
подготовки.
Сущность модульного обучения:
самостоятельная работа обучающихся с
индивидуальной учебной программой.
Механизм модульного обучения:
проблемный подход, индивидуальный темп
обучения.
Модульное обучение очень близко
по своим идеям и организационным формам
программированому обучению. Учебные
модули и тесты могут быть легко перенесены
в компьютерную среду обучения. Многие
российские институты дистанционного
образования (например, СГУ – Современный
гуманитарный университет) строят свои
учебные программы именно на основе модулей.
Это делает возможным охватить процессом
обучения большое количество учащихся,
поставить обучение “на поток”.
Учебный курс, как правило, включает
не менее трех модулей. При этом отдельным
модулем может быть и теоретический блок,
и практические работы, и итоговые проекты.
При разработке модуля учитывается
то, что каждый модуль должен дать совершенно
определенную самостоятельную порцию
знаний, сформировать необходимые умения.
После изучения каждого модуля учащиеся
получают рекомендации преподавателя
по их дальнейшей работе. По количеству
баллов, набранных учащимися из возможных,
учащийся сам может судить о степени своей
“продвинутости”.
Модульные программы обучения
формируются как совокупность модулей.
При определении общей оценки по курсу
результаты рейтинга входят в нее с соответствующими
весовыми коэффициентами, устанавливаемыми
авторами – преподавателями курса.
В модульном обучении оценивается
в баллах каждое задание, устанавливаются
его рейтинг и сроки выполнения (своевременное
выполнение задания тоже оценивается
соответствующим количеством баллов)
т.е. основной принцип рейтингового контроля
– это контроль и оценка качества знаний
и умений с учетом систематичности работы
студентов.
После окончания обучения на
основе модульных оценок определяется
общая оценка, которая учитывается при
определении результатов итогового контроля
по предмету.
Учащиеся могут повысить модульные
оценки только в период между сессиями,
на экзамене они повышению не подлежат.
При проведении итогового контроля вопросы
экзамена должны носить обобщающий характер,
отражать основные понятия курса, а не
повторять вопросы модульного контроля,
причем учащиеся должны заранее знать
эти экзаменационные вопросы.
В педагогике и методике модуль
рассматривается как важная часть всей
системы, без знания которой дидактическая
система не срабатывает.
Учебные модули и тесты могут
быть легко перенесены в компьютерную
среду обучения. Эта технология делает
возможным охватить процессом обучения
большое количество учащихся, поставить
обучение на поток.
При модульном обучении чаще
всего используется рейтинговая оценка
знаний и умений учащихся. Рейтинговая
оценка обученности позволяет с большой
степенью доверительности характеризовать
качество его подготовки по данной специальности.
Однако не каждая рейтинговая система
позволяет сделать это. Выбранная произвольно,
без доказательств ее эффективности и
целесообразности, она может привести
к формализму в организации учебного процесса.
Проблема заключается в том, что разработать
критерии знаний и умений, а также их оценки
- дело очень трудоемкое.
В практической деятельности
обучение реализуется посредством составления
технологического модуля – основной структурной
единицы модульной структуры.
Технологический модуль содержит:
– аудиторные занятия;
– самостоятельную работу;
– тренировочный контроль;
– индивидуальное собеседование.
Технологический модуль представляет
своего рода «технологическую карту»
обучения.
Структура технологического модуля может
быть представлена следующим образом:
1) Самостоятельная работа:
– с книгой;
– решение типовых задач;
– работа с тренажером;
– выполнение типовых упражнений.
2) Аудиторная работа:
– лекция. Лекция-диалог;
– лекция-дискуссия;
– лекция-демонстрация;
– деловая игра.
3) Тренировочный контроль:
– решение задач под контролем
компьютера;
– выбор ответов из меню компьютера;
– соревнование с компьютером
в решении задач;
– компьютерная проверка;
– письменная контрольная работа;
– выполнение типовых упражнений.
4) Индивидуальное собеседование:
– анализ результатов тренировочного
контроля;
– консультация;
–совместный поиск ошибок.
Составные части технологического
модуля могут в случае необходимости меняться
местами. Такие технологические модули
составляют макромодуль. После изучения
всех модулей, составляющих макромодуль,
проводится заключительный контроль,
подводящий итоги изученного.
Учебный блок состоит из нескольких макромодулей.
После изучения учебного блока, проводится
комплексный итоговый контроль.
Реальное обучение, как видно
из изложенного, осуществляется в рамках технологического модуля, который должен отвечать следующим требованиям:
– материал, входящий в технологический
модуль обучения, должен иметь непосредственное
отношение к задачам профессиональной
подготовки (для профессионального обучения)
и иметь ярко выраженную практическую
направленность;
– материал модуля должен охватывать
относительно законченную тему;
– материал модуля должен содержать
возможности для выполнения самостоятельной
работы, практических упражнений.
Если средство итогового контроля
– экзамен, то экзаменационные вопросы должны
быть сформулированы так, чтобы ответ
на них нельзя было найти в учебнике (должны
быть результатом собственной деятельности).
1.1. Модульное обучение
в вузе.
Во многих вузах сейчас применяется
технология модульного обучения, повышающая
эффективность процесса обучения и отвечающая
всем требованиям процесса образования.
Отличительные особенности модульного
обучения по сравнению с другими системами
обучения определяются такими общеизвестными
параметрами, как его цели и содержание,
формы и методы, способы взаимосвязанной
деятельности преподавателя и студента.
Модуль – это учебная базовая
единица цельной и логически структурированной программы
по определенной дисциплине. Она включает
в себя логически
и дидактически завершенные самостоятельные
разделы лекционного и практического
курсов, учебно-технологические карты,
литературу, контрольные блоки и форму отчетности. В модуле
выделены профессионально-прикладные укрупненные проблемы, цели
с учетом специфики вуза и требований
государственного стандарта.
Модуль может быть представлен
как учебный элемент в форме стандартизированного
буклета, состоящего из следующих компонентов,
называемых блоками. Рассмотрим основные
блоки модуля и охарактеризуем каждый
из них.
Блок входного контроля: содержит небольшую проверочную
работу на выявление остаточных знаний
необходимых при изучении новой темы.
Теоретический блок краткого
изложения: состоит из опорных таблиц,
составленных преподавателем по каждому
разделу изучаемой темы.
Теоретический блок работы
с учебными элементами: содержит более
подробное рассмотрение каждого раздела
изучаемой темы с доказательствами и примерами.
Идет совместная работа преподавателя
со студентами.
Блок применения: Решение практических
задач по изучаемым темам.
Блок углубления: Решение профессионально
– прикладных задач и задач более сложного
характера.
Блок контроля: защита студентами изученной
темы в виде решения аналогичных задач
из блока применения, самостоятельной
работы или устного опроса.
Блок стыковки: рассмотрение наиболее
типичных ошибок по теме и их ликвидация.
Блок выходного контроля: содержит расчетно-графические
работы, типовые расчеты, курсовые работы, контрольные работы
или коллоквиум по изученной теме.
Выделенные блоки модуля хорошо
сочетаются с рассматриваемыми в методической
литературе этапами усвоения знаний, умений
и навыков в курсе определенной дисциплины:
1) этап мотивации
изучения новой темы – осуществляется
направленность познавательных интересов
обучаемых – что содержится в блоке краткого
изложения, где коротко представлено все
что дает каждая изучаемая тема;
2) этап подготовки
к изучению нового материала – определяет
степень сохранности опорных знаний и
умений – что несет в себе блок входного
контроля;
3) этап непосредственного
получения новой информации – определяет
уровень эвристичности познавательной
деятельности обучаемых – это теоретический
блок работы с учебными элементами;
4) этап первичного
закрепления новых знаний – означает
темп продвижения учащихся в овладении
новыми знаниями (умениями) – блок применения;
5) этап применения
полученных знаний – показывает широту
области их применения – это несет в себе
как блок применения, решение стандартных
задач, так и блок углубления, где решение
углубленных и более профессионально
направленных задач;
6) этап коррекции
знаний и умений – показывает предполагаемый
уровень усвоения учебного материала
– представлено в блоке контроля;
7) этап обобщения
и систематизации знаний по теме – выявляет
направленность познавательных интересов
– несет в себе блок стыковки, выявление
более интересного и доступного материала,
а также основных пробелов в знаниях по
изучаемой теме;