Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:36, контрольная работа
Описание работы
Модульное обучение в школе и вузе заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3 1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………... 4 1.1. Модульное обучение в вузе………………………………… 8 1.2. Модульное обучение в школе……………………………… 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….. 17
8) этап итогового
контроля – показывает планируемый уровень
обучения – это происходит в блоке выходного
контроля.
Соотнесение этапов
обучения с блоками учебного модуля позволяет
преподавателю легко реализовать технологию
модульного обучения по преподаваемой
дисциплине.
Важно отметить,
что при использовании технологии модульного обучения, в отличие
от традиционного, изменяется роль
преподавателя как элемента педагогической
системы. В тоже время, предоставление
определенной самостоятельности студенту
в выборе целей, содержания, форм, методов
и средств учебной деятельности не снижает
его ответственности за процесс и результат
обучения. Преподаватель и студент становятся
полноправными участниками учебного процесса,
заинтересованными в достижении необходимого конечного
результата. Здесь имеет совместный выбор ими оптимального
пути обучения для каждого конкретного
студента. Преподаватель осуществляет
обратную связь, которая позволяет увидеть
уровень подготовленности
студентов, соответствие избранных форм,
средств и т.д. содержанию
обучения, проследить за качеством и темпом
усвоения учебных блоков,
модулей или модульной программы в целом
и на этой основе вовремя скорректировать
процесс обучения. Преподаватель создает условия для
самоуправления, поэтому он определяет
оптимальную долю
личного участия в процессе управления
обучением.
Как видно, модульное обучение,
в силу своих отличительных особенностей, позволяет выявить его
высокую технологичность, которая позволяет
решить многие проблемы преподавания
дисциплин. А блочная структура модуля
охватывают все основные этапы обучения,
что делает его легко реализуемым, понятным
и доступным в процессе обучения, как для
преподавателя, так и для студентов.
1.2. Модульное обучение
в школе
Развитие учебного процесса
в школе может осуществляться двумя путями:
медленным совершенствованием его отдельных
частей или кардинальным изменением с
реализацией системного подхода. Модульное
обучение дает возможность провести в
жизнь второй путь развития. Какие же изменения
в учебном процессе связаны с введением
в школьную практику модульного обучения?
Основная цель современной
школы – обеспечить образовательные потребности
каждого ученика в соответствии с его
склонностями, интересами, возможностями.
Для этого необходимо изменить отношения
«учитель – ученик» в учебном процессе.
В настоящее время в школе сохраняется противоречие между фронтальными
формами обучения и индивидуальным способом
присвоения знаний, а также индивидуальным
темпом учебно-познавательной деятельности
каждого ученика, между необходимостью
дифференциации образования и единообразием
содержания и технологий обучения, между
преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным
способом преподавания и деятельностным
характером учения, которое бы способствовало
развитию способностей и интересов ученика.
Ученик должен учиться сам,
оперируя учебным содержанием, и только
в этом случае оно усваивается сознательно
и прочно. Учитель осуществляет мотивационное
управление его учением (мотивирует, организовывает,
координирует, консультирует, контролирует).
Перевод обучения на субъектно-субъектную
основу. Поиск новой технологии. Технология
модульного обучения.
Она интегрирует в себе то прогрессивное,
что накоплено в педагогической теории
и практике. Из программированного обучения
взята идея активности ученика в процессе
его четких действий в определенной логике,
постоянное подкрепление своих действий
на основе самоконтроля, индивидуализированный
темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтапного формирования умственных
действий используется сама ее суть –
ориентировочная основа деятельности.
Из психологии используется рефлексивный
подход. Накопленные обобщения теории
и практики дифференциации, оптимизации
обучения, проблемности – все это интегрируется
в основах модульного обучения, в принципах
и правилах его построения, отборе методов
и форм осуществления процесса обучения.
Сущность модульного обучения
состоит в том, что ученик полностью самостоятельно
( или с определенной дозой помощи) достигает
конкретных целей учебно-познавательной
деятельности в процессе работы с модулем.
Таким образом, модуль выступает
средством модульного обучения, т.к. в
него входит: целевой план действий, банк
информации, методическое руководство
по достижению дидактических целей. Именно
модуль может выступать как программа
обучения, индивидуализированная по содержанию,
методам учения, уровню самостоятельности,
темпу учебно-познавательной деятельности
ученика.
В сущностных характеристиках
модульного обучения заложено его отличие
от других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения
представляется в законченных самостоятельных
комплексах (информационных блоках), усвоение
которых осуществляется в соответствии
с целью. Дидактическая цель формулируется
для обучающего и содержит в себе не только
указание на объем изучаемого содержания,
но и на уровень его усвоения. Кроме этого
каждый ученик получает от учителя советы
в письменной форме как рациональнее действовать,
где найти нужный учебный материал и т.д.
Во-вторых, меняется форма общения
учителя и ученика. Оно осуществляется
через модули и плюс личное индивидуальное
общение. Именно модули позволяют перевести
обучение на субъектно-субъектную основу.
Отношен я становятся более паритетными.
В-третьих, ученик работает
максимум времени самостоятельно, учится
целеполаганию, самопланированию, самоорганизации,
самоконтролю и самооценке. Это дает возможность
ему осознать себя в деятельности, самому
определить уровень освоения знаний, видеть
пробелы в своих знаниях и умениях.
Несомненно, что учитель тоже
управляет учебно-познавательной деятельностью
учащихся через модули и непосредственно,
но это более мягкое, а главное сугубо
целенаправленное управление.
В-четвертых, наличие модулей
с печатной основой позволяет учителю
индивидуализировать работу с отдельными
учениками. Здесь нет проблемы индивидуального
консультирования, дозированной индивидуальной
помощи.
Какова же система действий
учителя по подготовке к внедрению модульного
обучения?
Прежде всего необходимо разработать
модульную программу, которая состоит
из комплексной дидактической цели и совокупности
модулей, обеспечивающих достижение этой
цели. Важен принцип обратной связи, так
как никакое управление невозможно без
контроля, анализа и коррекции, причем
в сочетании с самоуправлением учением
со стороны школьников.
Рекомендуется использовать
несколько правил:
– перед каждым модулем проводить
входной контроль знаний и умений учащихся,
чтобы иметь информацию об уровне готовности
к работе по новому модулю;
– обязательно осуществляется
текущий и промежуточный контроль в конце
каждого учебного элемента (задания): самоконтроль,
взаимоконтроль, сверка с образцом. После
завершения работы с модулем осуществляется
выходной контроль.
Для успешной работы ученика
с модулем важным требованием является
представление учебного содержания. Оно
должно быть таким, чтобы ученик эффективно
его усваивал. Желательно, чтобы учитель
как бы беседовал с учеником, активизировал
его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал,
ориентировал на успех.
Используя модули, можно успешно
осуществлять внутрипредметные и межпредметные
связи, интегрировать учебное содержание,
формируя его в логике содержания ведущего
учебного предмета.
Другой критерий связан с необходимостью
осуществлять дифференциацию учебного
содержания. Нижним пределом будет уровень
обязательной подготовки. Верхним – выше
обязательного.
Важным критерием построения
модуля является структурирование деятельности
ученика в логике этапов усвоения знаний:
восприятие, понимание, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация.
Здесь есть большая возможность осуществлять
проблемность в обучении.
Введение модульного обучения
нужно осуществлять постепенно. Хорошо
вписывается в модульное обучение вся
дидактическая система: содержание, принципы,
методы, формы организации обучения: работа
индивидуальная, в парах, группах.
Меняется характер подготовки
учителя (грамотная постановка целей,
выделение содержания, определение фоо,
знание каждого ученика). Путь профессионального
самосовершенствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление новых сфер науки
и технологий требует приближения к проблемно
ориентированным методов формирования
знаний, пересмотра заданий общеобразовательных
школ, реорганизации научных исследований
и подготовки специалистов, ориентированных
на разрешение нестандартных проблем
междисциплинарного характера.
Главной задачей личностно-ориентированной
технологии становится задача выявления
и всестороннего развития индивидуальных
способностей учащихся. В настоящее время
в образовании все чаще обращаются к индивидуальному
обучению, притом эта педагогическая технология
может быть эффективно реализована, в
том числе, и при дистанционном обучении.
Проблемы развития информационного
общества для ускорения интеграционных
процессов в последние годы находятся
в центре внимания и общественной мысли.
По проблемам информатизации, обеспечения
принципа «образование для всех, образование
на протяжении всей жизни, образование
без границ» проводятся международные
конференции, совещания, семинары.
Внедрение модульной системы
организации учебного процесса крайне
важно для лучшего использования достижений
научно-технического прогресса в обучении
учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1. Сальникова Т.П. Педагогические
технологии. – М.: Академия, 2010. 128 с.
2. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования [Текст]:
учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат [и
др.] ; ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп.
- М. : Академия, 2008. - 269 с.
3. Милютина Т.Н., Хасанова И.И.,
Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум
по педагогическим технологиям: учеб.
пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.
проф.-пед. ун-та, 2012. – 66 с.
Дополнительная литература:
4. Загрекова, Л.В. Теория и технология
обучения: Учеб. пособие для студентов
пед. вузов. – М.: Высш. шк., 2004. - 157
с.
5. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования / Под
ред. Е.С. Полат – М.: 2000. – 246 с.
6. Педагогические технологии
: учеб. пособие для студентов пед. спец.
/ М. В. Буланова-Топоркова [и др.]; ред. В.С.
Кукушин. - Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 333 с.
7. Педагогические технологии
дистанционного обучения: учеб. пособие
для вузов [Гриф УМО] / Е.С. Полат [и др]; ред.
Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 340 с.
8. Привезенцев М. В., Олейникова
О. Н., Муравьева А. А. и др. Профессиональные
стандарты как основа подготовки конкурентно-способных
работников: метод. пособие. – М.: Альфа-М,
2007. 150 с.
9. Чернилевский, Д. В. Дидактические
технологии в высшей школе : учеб. пособие
для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Д.
В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437
с
10. Колеченко, А.К. Энциклопедия
педагогических технологий: материалы
для специалиста образовательного учреждения
/ А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2005. - 367 с.
11. Олейникова, О.Н., Муравьева,
А. А., Коновалова, Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка
модульных программ, основанных на компетенциях:
Учеб. пособие – М.: Альфа-М, 2005.– 288 с.
12. Современные технологии в
образовании [Текст]: метод. рекомендации.
Ч. 1 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; сост. Г. П.
Климова. - Екатеринбург : Издательство
РГППУ, 2009. - 51 с.
13. Селевко, Г.К. Альтернативные
педагогические технологии / Г. К. Селевко.
- М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 219 с.
14. Селевко, Г.К. Педагогические
технологии на основе активации, интенсификации
и эффективного управления УВП : научное
издание / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных
технологий, 2005. - 284 с.
Программное обеспечение и
Интернет-ресурсы:
16. Современные педагогические
технологии как объективная потребность.
Электронный ресурс – [Режим доступа]: kpip.kbsu.ru
17. Электронный научный журнал.
Электронный ресурс. – [Режим доступа]: journal.kuzspa.ru