Молодежные и детские общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 00:25, реферат

Описание работы

Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость - это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Молодые люди уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Молодежные общественные объединения, роль в общественной жизни
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности молодежных общественных объединений
1.2 Практические функции молодежных общественных движений и принципы их деятельности
Глава 2. Характерные черты детских движений и детских объединений, его значение
2.1 Детские общественные объединения и организации в современных условиях
2.2 Цели, задачи и функции детских движений
2.3 Скаутское движение как один из видов детских объединений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

творч.раб.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Детским общественным объединением является такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

 

Общественным считается детское объединение, которое:

1. создается по инициативе и  на основе свободного волеизъявления  детей и взрослых и не является  непосредственным структурным подразделением  государственного учреждения, но  может функционировать на его  базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

2. осуществляет социально-творческую  деятельность;

3. не ставит своей целью получение  прибыли и распределение ее  между членами объединения.

 Детские организации // Учительская  газета - 2006 - 8 с. - С. 3.Детские общественные объединения - представляют собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления прав, гарантированных Конвенцией о правах ребёнка и достижение цели, провозглашённой в Уставе или ином документе, регулирующим деятельность объединения и деятельность взрослого его участника (члена). Перспективные цели объединений: помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнять вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом своё лицо, свои подходы.

 

Детское общественное объединение - особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединившихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей. В отличие от детской организации, которая имеет четкую структуру, установленные для всех участников нормы и правила, детское общественное объединение - самостоятельная интеграция детей и взрослых на добровольной основе. Существует большое количество форм детских общественных объединений: ассоциация, дружина, клуб, мастерская, союз, федерация.

 

 Маслоу А.К. Мотивация и личность. - СПб., 2005. - 365 с. - С. 37. Специфичность детского общественного объединения, заключающаяся в построении деятельности на базе интересов самих детей, социально значимой направленности, многообразия функций и программ по их реализации, по многообразной включения ребенка в систему социальных возможностей, позволяет утверждать уникальные педагогические возможности детского объединения в организации процесса воспитания и развития личности. Действуя в рамках детского объединения, ребенок овладевает социальными навыками, которые он не сможет освоить и реализовать в других институтах воспитания и образования.

В современных условиях нельзя не учитывать влияние на детей различных социальных институтов, среди них особое место занимают различные молодёжные и детские общественные организации. Предшествующий опыт говорит, что общественные объединения должны иметь свою социальную нишу.

 

Понятием «детская общественная организация» обозначается особый тип детских общественных объединений.

Детская общественная организация (ДОО) представляет собой самостоятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально-ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

 

При наличии указанных признаков независимо от численности состава (но не менее 10 чел.) детское общественное объединение признается организацией.

Под детским движением, понимается совокупность действий и деятельности всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе. В рамках общего социального явления можно видеть специфику отдельных видов детского движения, отличающихся прежде всего содержанием и направленностью деятельности определенного типа объединений и организаций, а также степенью их координированности. Для обозначения отдельных видов детского движения используется понятие «движение» с указанием его видовой специфики: детское экологическое движение, коммунарское движение, скаутское движение и др.

Специфической особенностью детского движения является участие в нем взрослых в качестве непосредственных организаторов, участников, руководителей, представителей координационно-управленческих органов. Опыт показывает, что, чем меньше существует сознательно создаваемых взрослыми позитивно направленных детских формирований, тем больше возникает стихийных, самоорганизующихся асоциальных объединений.

Хотя не исключены возможности создания взрослыми асоциальных детских объединений и, наоборот, самоорганизации детских объединений позитивной социальной направленности. Педагогам не должно быть безразлично, за кем и куда пойдут дети, в каких организациях и объединениях они будут удовлетворять свои социальные потребности и интересы.

Детское движение - объективное явление общественной жизни. Человеческое существо по мере своего роста, взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. На определенном возрастном этапе (от 9-15 лет) чрезвычайно возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединении в группу.

 Принимают это во внимание  государство, школа, семья или нет, есть для этого объективные социальные, политические условия или нет, при участии взрослых или без их участия - подростки во все времена будут собираться в свои группы, искать и создавать свои писаные или неписаные законы и правила, по которым, с их собственной точки зрения, им наиболее комфортно жить и развиваться, самовыражаться и самореализовываться. Любое объединение (социальная общность) - это совокупность множества людей, которые совместно действуют, при этом между ними существуют разнообразные, довольно устойчивые связи и отношения. Каждое объединение имеет свое неповторимое, только ему присущее своеобразие. Состоя и участвуя в том или ином объединении (социальной общности), человек таким образом, участвует в тех или иных социальных процессах, в жизни общества. Стремление к объединению - естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.п., дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой и досуговой общественно полезной деятельности.

За последние годы облик детского движения в России существенно изменился.

Единой, монопольной и, по существу, государственной всесоюзной пионерской организации больше нет. Новые, а также возрожденные «старые» детские организации и объединения лишь в небольшой степени заполнили то пространство, которое она занимала многие десятилетия.

В настоящее время все большее распространение получают факты прямого отказа взрослых от детских организаций. И если в течение ряда лет главным тормозом на пути развития инициативы и активности ребят была чрезмерная опека педагогов, то в настоящее время им становится их своеобразный нейтралитет, безразличие.

Болезненная ломка первичных звеньев в традиционных формах организованного детского движения сопровождается отчуждением от них немалой части детей и подростков, переориентацией их активности в неформальные объединения. Эти объединения, занятые поиском увлекательных дел, нередко становятся на путь противоправной деятельности, способствуют криминогенной обстановке.

 

 О роли молодежи в демократическом  обществе // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. - СПб., 2003 - №1.Обращение к истории  показывает, что создание детских  организаций диктовалась государственной  и общественной необходимостью охвата воспитательным влиянием, прежде всего внешкольной жизни детей [11, 175].

Современная картина детского движения довольно пестрая (пионеры, скауты, юные экологи и т.п.), но как показывают исследования, все они характеризуются следующим:

1. неравномерностью, локальностью и очаговостью (есть территория, где выстояли и сохранились лишь единичные детские объединения, есть регионы, в которых существует целый спектр детских объединений и организаций, хотя, далеко не все из них действуют на самом деле);

2. сравнительно небольшим охватом ребят (менее 20%, несмотря на то, что ребята иногда ошибочно называют факультатив тоже детским общественным объединением);

3. детское движение многопластово: одни детские общественные объединения  главной своей целью считают  удовлетворение конкретных интересов и потребностей подростков, другие предлагают подростку конкретную профильную деятельность: военно-патриотическую, туристическую, экологическую и т.п., имеющую общественную значимость, третьи предлагают ребятам определенную систему ценностей и чаще всего многопрофильную деятельность.

 

Детское движение - составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Составляющими детского движения являются детские общественные объединения и организации.

 

В современных условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности для всех людей сферы культуры, досуга, образования, резкого ухудшения криминогенной ситуации, в обстановке нестабильности и тревоги, многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят выход из создавшегося сложного положения, опору и понимание и защищенность в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения.

 

В зависимости от путей включения детей в широкий спектр социальных отношений и удовлетворения их интересов и потребностей можно выделить три группы объединений детей и подростков.

I группа: Объединения, имеющие своей  главной задачей удовлетворение  интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и  навыков и через это включение  их в социальную практику. Именно  это отличает такие общественные объединения от кружков, секций и иных подобных образований в школах, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства. К объединениям этой группы можно отнести клубы общения; клубы, вводящие подростков в современные экономические отношения; творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям.

В то же время эти объединения находятся на грани между обычными кружками и клубами учреждений дополнительного образования, школ и общественными объединениями детей.

Эта грань трудноуловима, тем не менее различить те и другие можно по чертам самодеятельного характера и характерным признакам контакта с социальным окружением.

 

II группа: Объединения, предлагающие  подросткам различные виды деятельности  и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. На этой базе строятся отношения в организации между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых, что создает благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность.

 

Наиболее типичными на сегодня, для этой группы, являются профильными детские объединения военно-патриотической и военно-спортивной, туристической и краеведческой, юнкоровской, экономической, миротворческой и милосерднической направленности. Однако существует опасность превращения профильного объединения в узкоспециализированное, что неминуемо приведет к сокращению количества ребят и замкнутости деятельности. Следует отметить, что большая часть объединений этой группы функционирует на базе каких-либо взрослых объединений или находится в тесной связи с ними.

 

III группа: Организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится  деятельность и которая является  основой для формирования определенных  отношений между детьми и взрослыми  в процессе деятельности и общения. Выработать такую систему ценностей непросто, но это позволяет активно влиять на формирование личности подростка.

Объединениями этой группы можно считать: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы, пионерские организации и объединения.

Любое детское общественное объединение или организация имеет право на получение статуса юридического лица, если в его составе есть хотя бы один совершеннолетний гражданин.  Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 2000. - 540 с. - С. 86.Для этого необходимо зарегистрировать устав в органах юстиции. В то же время, общественное объединение (организация) вправе не регистрировать свой Устав (Положение) в государственных органах, в этом случае оно не приобретает прав юридического лица, но сохраняет все остальные права, представленные законодательством.

 

Таким образом, необходимо различать детские организации созданные взрослыми для детей от детских общественных организаций и детское объединение (класс, кружок) от детского общественного объединения.

 

2.2 Цели, задачи и функции  детских движений

Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой - воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра. Ведь тем и отличается детская организация от любой другой. Цель развития детского движения - втянуть ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям.

 

Особая значимость детской организации определяется тем, что она помогает каждому из участников осознавать себя как личность. В школе учителя и ученики, в семье родители и дети, т.е. руководители и руководимые. В детской организации ребенок выступает как равный среди равных. Здесь он находит сверстников, увлеченных тем же, что и он, делом. Это способствует формированию объективных представлений о своих качествах, способностях, общественной значимости. Воспитание, которое лежит в основе такой клубной деятельности, является «единством социализации и индивидуализации».

«Гармония коллектива и личности - состояние, постоянно изменяющееся в зависимости, например, от возраста. Для младшего школьника должны быть созданы условия для полной анонимности, когда он свободен выражать себя как хочет, проявлять свою самобытность. Для подростка необходим внешний регулятор поведения, когда коллектив помогает ему освободиться, например, от капризов».**

Информация о работе Молодежные и детские общественные объединения