Мотивация учебной деятельности. Виды мотивов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………... 3 стр.
I. Теоретические основы мотивации учебной деятельности. 4 стр.
1. Основные подходы к объяснению мотивов и мотивации…. 4 стр.
2. Пути формирования учебной мотивации…………………….. 9 стр.
II. Виды мотивов ………………………………….. …………… 14 стр.
Заключение ……………………………………………………..… 19 стр.
Список использованной литература ………………….………. 20 стр.

Файлы: 1 файл

конр по теории обучения. doc.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

  Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Некоторые из перечисленных условий имеют место в учебном процессе и учителей-новаторов. В силу этого проблема мотивации учения решается успешно.

  В традиционном обучении этих источников мотивации, как правило, нет, поэтому  формирование положительных мотивов составляет большую проблему.

  В данной главе я рассмотрела пути формирования учебной мотивации, которые предназначены для всего класса.

  Но  каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной  сфере. В идеале пути формирования мотивов  учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу по формирования учебной мотивации.

 

  1. Виды мотивов.
 

  Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

  Многочисленные  исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов  деятельности и, в частности, мотивов  учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Диаграмма ВИДЫ  МОТИВОВ  УЧЕНИЯ 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Возьмём познавательные и  социальные мотивы.

  -познавательные  мотивы Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

  -социальные мотивы Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.

  Также к социальным мотивам относятся  и так называемые позиционные  мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. 

  Виды  уровней мотивов:

              Познавательные                                                 Социальные

  

  

  И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.  

  Познавательные  мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

  Социальные  мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). 

  Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.

  Например, широкие познавательные мотивы проявляются  в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.

  Социальные  мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании  учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и  в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.

  Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у  детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых  высоких.

   С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Если  мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае —  процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению  к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной  деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

  Третий  вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач.

    
 

  Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую  позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

  Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается  не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены  именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

  Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи  склонны объяснять объемом приложенных  усилий, силой своего старания, что  свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая “выученная беспомощность”. Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

  Изложенное  указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением  к недопущению неудачи.

 

  

  Заключение

  В данной контрольной работе я рассматривала  мотивацию учебной деятельности, объяснив отличия между мотивом и мотивацией , а так же перечислила несколько путей  формирования учебной мотивации.

  Таким образом, проведенные исследования убедительно показали, что формирование мотивации прямым образом зависит от содержания обучения.

  Преимущества деятельностной теории состоят в следующем:

  • основу содержания обучения при третьем типе ориентировочной основы действий составляют базовые (инвариантные) знания.
  • в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. Он способен самостоятельно построить ориентировочную основу действий любой частной ситуации, основанной на усвоенных базовых знаниях. Это и служит источником положительной познавательной мотивации.
  • процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение. Как мы видели, на всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ученик одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. Это еще один источник положительной мотивации.
  • важное значение имеют коллективные формы работы, используемые при данном подходе. Особенно важно сочетание сотрудничества и с учителем, и с учащимися[4,110].

А так  же выделила виды мотивов.

  Проанализировав все виды учебных мотивов, можно  выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников.

 

   Список использованной литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
  2. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии -1994 .- №4 -С.45
 
  1.  Кирсанов  А.А. Индивидуализация учебной  деятельности школьников. - Казань,2000. - 123с.
 
  1.  Маркова  А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1990
 
  1.  Морозова  Н.Г. Учителю о познавательном  интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности. Виды мотивов