Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:41, реферат
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Введение …………………………………………………………... 3 стр.
I. Теоретические основы мотивации учебной деятельности. 4 стр.
1. Основные подходы к объяснению мотивов и мотивации…. 4 стр.
2. Пути формирования учебной мотивации…………………….. 9 стр.
II. Виды мотивов ………………………………….. …………… 14 стр.
Заключение ……………………………………………………..… 19 стр.
Список использованной литература ………………….………. 20 стр.
Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Некоторые из перечисленных условий имеют место в учебном процессе и учителей-новаторов. В силу этого проблема мотивации учения решается успешно.
В традиционном обучении этих источников мотивации, как правило, нет, поэтому формирование положительных мотивов составляет большую проблему.
В данной главе я рассмотрела пути формирования учебной мотивации, которые предназначены для всего класса.
Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу по формирования учебной мотивации.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Многочисленные
исследования проведены отечественными
психологами по вопросам мотивов
деятельности и, в частности, мотивов
учебной деятельности. Так, Л. И. Божович
её сотрудники, и последователи долгое
время изучают мотивы школьников. Исследуя
отношения школьников к учению, Л. И. Божович
установила, что одним из важнейших моментов,
раскрывающих психическую сущность этого
отношения, является та совокупность мотивов,
которая определяет учебную деятельность
школьников. Диаграмма ВИДЫ МОТИВОВ
УЧЕНИЯ
Возьмём познавательные и социальные мотивы.
-познавательные мотивы Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
-социальные мотивы Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Также
к социальным мотивам относятся
и так называемые позиционные
мотивы, выражающиеся в стремлении
занять определенную позицию в отношениях
с окружающими, получить их одобрение,
заслужить авторитет. Позиционный мотив
может проявляться в разного рода попытках
самоутверждения — в желании занять место
лидера, оказывать влияние на других учеников,
доминировать в коллективе и т.д. Мотивы
социального сотрудничества состоят в
том, что ученик не только хочет общаться
и взаимодействовать с другими людьми,
но и стремится осознавать, анализировать
способы и формы своего сотрудничества
и взаимоотношений с учителем, товарищами
по классу, постоянно совершенствовать
эти формы. Данный мотив является важной
основой самовоспитания, самосовершенствования
личности.
Виды уровней мотивов:
Познавательные
И
познавательные и социальные
мотивы могут иметь
разные уровни.
Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные
мотивы могут иметь следующие уровни:
широкие социальные мотивы (долг и ответственность,
понимание социальной значимости учения),
узкие социальные или позиционные мотивы
(стремление занять определенную позицию
в отношениях с окружающими, получить
их одобрение), мотивы социального сотрудничества
(ориентация на разные способы взаимодействия
с другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.
Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.
Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.
Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.
С. Л Рубинштейн
отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему
включился в работу, нужно сделать поставленные
в ходе учебной деятельности задачи не
только понятными, но и внутренне принятыми
им”, т.е. чтобы они приобрели значимость
для учащегося, и нашли, таким образом,
отклик и опорную точку в его переживании.
Если
мотивы, стимулирующие определенную
деятельность (в нашем случае —
процесс учения), не связаны напрямую
с ней, их называют внешними по отношению
к данной деятельности. Если же мотивы
непосредственно связаны с
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся,
у которых преобладает
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Заключение
В
данной контрольной работе я рассматривала
мотивацию учебной
Таким образом, проведенные исследования убедительно показали, что формирование мотивации прямым образом зависит от содержания обучения.
Преимущества деятельностной теории состоят в следующем:
А так же выделила виды мотивов.
Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников.
Список использованной литература
Информация о работе Мотивация учебной деятельности. Виды мотивов