Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:38, творческая работа
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.
Мотивы и принципы семейного воспитания.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. В семье могут формироваться все личностные качества.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.
Принципы:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; -открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); -оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Мотивы семейного воспитания:
Типы мотивов воспитания могут быть разделены на 2 большие группы. Это мотивы, возникновение которых в большей степени связано с жизненным опытом родителей, с воспоминаниями собственного детского опыта, с их личностными особенностями и мотивы воспитания, возникающие в большей степени как результат супружеских отношений.
К первой категории относятся следующие мотивы:
-воспитание как реализация потребности смысла жизни;
-воспитание как реализация сверхценных идеалов или определенных качеств.
Ко второй категории относятся следующие мотивы:
-воспитание как реализация определенной системы.
Анализ данных показывает, что для некоторых родителей (как для матерей, так и для отцов) воспитание стало основной деятельностью, мотив которой состоит в реализации потребности смысла жизни. Как известно, удовлетворение потребности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действия. Для многих родителей смысл жизни выражается в заботе о ребенке. Родители не всегда осознают это, понимая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми и радостными они чувствуют себя только в непосредственном общении с ребенком. Для таких родителей характерна попытка создавать и удерживать близкую личностную дистанцию с ребенком, а возрастное закономерное отдаление ребенка, повышение субъективной значимости для него других людей воспринимается, как угроза собственным потребностям.
У другой группы родителей в воспитании преобладает мотив, реализующий потребность достижения. Многие родители исходят из мотива достижения ребенком в жизни всего того, что им по разным причинам не удалось. Требование результата превышают потребность в получении удовольствия. Под влиянием мотива достижения в воспитании усиливается значимость социальных требований и стандартов в ущерб эмоциональной насыщенности в отношениях с ребенком. Любовь к ребенку приобретает условный характер и связана в значительной степени с оценкой его достижений в той или иной деятельности.
При изучении семейного воспитания был выявлен мотив, который может быть назван воспитанием под воздействием сверхценной идеи или в целях программируемого качества. Навязывая ребенку не присущие ему качества, родители неосознанно как-будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое неприятие.
Воспитание как реализация потребности в эмоциональном контакте связано с наличием у человека своеобразной формы ориентировки - направленности на психический облик другого человека. Потребность ориентации в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте.
Воспитание как реализация определенной системы. Некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родителей, следующих воспитанию по типу "реализации системы", объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.
Источник: http://www.psyoffice.ru/3-0-
http://www.psychological.ru/