Принципы и содержание семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.30 Кб (Скачать файл)

Понятие о семейном воспитании

Семейное воспитание — общее  название для процессов воздействия  на детей со стороны родителей  и других членов семьи с целью  достижения желаемых результатов.

 

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в  начальный период жизни ребенка  наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам  вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

 

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

 

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность  традиций;

важнейшей социальной функцией семьи  является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает  семья на выбор профессии.

 

Содержание семейного воспитания

 

Содержание воспитания в семье  обусловливается генеральной целью  демократического общества. Семья обязана  формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально  развитую личность, готовую к предстоящей  трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия  спортом, закаливание организма  и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей  в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного  обновления;

эстетическое — призвано развить  таланты и дарования детей  или просто дать им представление  о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

 

Общие методы семейного воспитания

 

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, именно семье должны уделять  первостепенное знание общество и государство  в организации правильного воспитательного  воздействия.

 

Методы воспитания детей в семье  — это пути, с помощью которых  осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и  поведение детей.

 

Методы семейного воспитания несут  на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько  родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

личный пример;

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного  воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных  качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие  трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также  сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

 

Педагогическая культура родителей  оказывает решающее влияние на выбор  методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше  воспитаны.

 

Понятие о воспитании

Воспитание в социальном смысле

 

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к  младшим.

 

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны  общественных институтов с целью  формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

 

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и  управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

 

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс  и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

 

 

 

Влияние воспитания на развитие личности

 

Роль воспитания оценивается  по-разному — от утверждения его  полной бессмысленности (при неблагоприятной  наследственности и плохом влиянии  среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

 

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и  дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями  человека, его способностями и  возможностями.

Зависимости воспитания от степени развития

 

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый  уровень развития.

 

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

 

 

 

 

 

Виды и классификация  воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

 

Цель воспитания — это  то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

 

Сегодня главная цель средней  школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому  развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

 

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

усвоение определенного  объема научных знаний;

формирование научного мировоззрения;

развитие умственных сил, способностей и дарований;

развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

развитие потребности  постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

 

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть  почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке  у молодежи качеств, необходимых  для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

повышение умственной и  физической работоспособности;

развитие и совершенствование  природных двигательных качеств;

развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

формирование потребности  в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость  себе и окружающим.

Трудовое воспитание

 

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы  их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

 

Политехническое образование  направлено на ознакомление с основными  принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные  задачи политехнического воспитания —  формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических  способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал  предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает  трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

 

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие  нормам общества. В основе нравственного  воспитания подрастающего поколения  лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического  развития общества, так и новые  принципы и нормы, возникшие на современном  этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

 

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент  цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно  можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы  приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения  в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического  воспитания;

формирование эстетических знаний и идеала;

воспитание эстетической культуры;

формирование эстетического  отношения к действительности;

развитие эстетических чувств;

приобщение человека к  прекрасному в жизни, природе, труде;

формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

 

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

 

Процесс воспитания — сознательно  организуемое взаимодействие педагогов  и воспитанников, организация и  стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими  социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

 

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно  сопоставить запроектированные  и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного  процесса понимается достигнутый личностью  или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным  принципам воспитания

 

Принципы воспитания —  это общие исходные положения, в  которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации  воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в  отличие от общих принципов педагогического  процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении  воспитательных задач.

 

Система воспитания опирается  на следующие принципы:

общественная направленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом;

опора на положительное в воспитании;

гуманизация воспитания;

личностный подход;

единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

 

Цели воспитания, как  и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

 

Цель — идеальная  модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного  процесса, о качествах, состоянии  личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может  быть случайным.

 

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются  под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских  и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

 

Современная педагогическая практика руководствуется двумя  основными концепциями целей  воспитания:

прагматической;

гуманистической.

 

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в  США и сохраняющаяся здесь  до настоящего времени под наименованием  «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

 

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в  России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Информация о работе Принципы и содержание семейного воспитания