Тема: Музыкально – ритмическое воспитание
дошкольников
Содержание:
1.Характеристика ритмики,
как вида исполнительской музыкальной
деятельности
2.Значение музыкально
ритмического воспитания для
формирования личности ребенка,
цели и задачи ритмики
3.Виды музыкально ритмических
движений в детском саду, принципы
отбора музыкального репертуара
4.Принципы отбора музыкально
ритмических заданий, методы и
приемы обучения
- Подготовила: воспитатель средней группы ГБДОУ№47 Шершнева Н.В.
Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали — остается.Швебель В
Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить.
Положительные эмоции направляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Цель: Способствовать успешной социализации детей , основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи: Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях. Становление умений осознанию относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям. Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире. Развитие способности действовать свободно, раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.
10 базовых эмоций
Интерес РадостьУдивление ПечальГнев ОтвращениеПрезрение СтрахСтыд Вина
Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:
• биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы;• мотивирующее воздействие - направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение;• социальная функция - обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.
В развитии эмоциональной сфере ребенка, четко выделяются два пути:
Расширение эмоциональной сферы:
Обучение детей управлению своими эмоциями
Знания о природе
Объективно в связи с созревание нервной системы, чувства ребенка становятся более глубокими и более объективными (обучение, наглядные картинки)
Направления работы
Общение
Развитие: понимание смысла и значения различных эмоций.
Обучение: поведение ребенка в стрессовой ситуации(разбирать при детях конфликтные ситуации, предложить альтернативный способ разбора ситуации(считалочки))
Организация игровой деятельности
Совместное чтение художественной литературы
Телевидение и компьютер совместный просмотр (подражание эмоциям взрослых)
Вывод: Игра, рисование, лепка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Эмоции заряжают и регулируют все психические процессы и виды деятельности.
Эмоции - это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. Роберт Киосаки
Литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А.Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым» Пашкевич Т.Д.Педагогический проект «Мир эмоций» 2011г. Щавелева О.А.Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста Кончинская А.Л.«Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. М.И.Родина, А.И.Буренина.
Спасибо за внимание!
РИТМИКА
- Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма – это развитие способности детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов.
Общепедагогические исследования
- Э.Ж. Далькроз – создатель и распространитель системы ритмического восприятия. Суть его методики состоит в развитии у детей музыкального слуха, памяти, пластики с помощи специальных тренировочных упражнений.
- Карл Орф – в 1978 году создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов – притопов, хлопков, щелчков. Использовал музыкальную игру как основной вид музыкально-ритмического движения, рекомендовал частое включение речи для создания различных тембров.
- Создатели отечественной системы музыкально-ритмического воспитания Александрова, Бабаджан, Метлов, Ветлугина, Кенемне и другие выделили музыкально-ритмическое движение как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которой должно осуществляться целенаправленное развитие чувства ритма.
2.Значение музыкально ритмического
воспитания для формирования личности
ребенка, цели и задачи ритмики.
- В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.
- Музыкально-ритмическое воспитание опирается на данные физиологии (исследования Сеченова, Павлова, Бахтерева, Виноградова); психологии (труды Болтона, Сишоре, Мак-Даугола и отечественных исследователей Теплова, Тарасовой)
Цель ритмики – углубление и дифференциация
восприятия музыки, её образов и формирование
на этой основе навыков выразительного
движения.
- Задачи ритмики:
- - учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях
- - развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности
- - учить определять музыкальные жанры, виды ритмики, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.)
- - формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении
3.Виды
музыкально ритмических движений в детском
саду, принципы отбора музыкального репертуара
Виды
музыкально-ритмических движений.
- Движения ритмики выполняются в физических упражнениях, в танце и сюжетно-образных линий.
- Музыкально-ритмические упражнения бывают подготовительные и самостоятельные.
Танцы пляски хороводы:
- Зафиксированные (те которую имеют авторскую композицию движений)
- Свободные (движения придуманные детьми)
- Характерные (танец Петрушек, Снежинок, Медвежат)
- Сюжетные (форма рассказа, где в движение передается содержание)
- Парные (строится на основе движений, ходьбы, бега)
- танцы с пением (помогают координировать пение с движением)
Музыкальные игры:
- сюжетные инструментальные
- несюжетные инструментальные
- игры с пением
Принципы отборы музыкального
репертуара.
- Художественность, динамичность, стройность выражения музыкального образа
- Мажорный характер музыкального сочинения, побуждающий к движению
- Разнообразие тематики, жанров музыкальных произведений
- Разнообразие движений
4.Принципы, соблюдаемые
при отборе музыкально-ритмических заданий
- Доступность (осн.условие,явл.преемственность и постепенность усложнения задач)
- Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
- Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
- Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
- Сознательности и активности
- Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
- Наглядность (показ и объяснение педагога)
Методы и приемы обучения
музыкально-ритмическим движениям
- Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора)
- Метод показа (разучивание новых движений)
- Метод иллюстрированной наглядности
- Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции которые ребенок проявляет в танце)
- Словесные методы (д/б краткими , точными, конкретными)
- Практический метод (многократное повторение музыкально –ритмических движений)
- Импровизационный метод
- Игровой метод (подбор игры отвечающая задачам, содержанию занятий по возрасту)
- Концентрический метод (педагог определяет танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному)
Этапы обучения
- Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
- Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники
- Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение
Таким образом мы рассмотрели
вопросы:
1.Характеристика ритмики,
как вида исполнительской музыкальной
деятельности
2.Значение музыкально
ритмического воспитания для
формирования личности ребенка,
цели и задачи ритмики
3.Виды музыкально ритмических
движений в детском саду, принципы
отбора музыкального репертуара
4.Принципы отбора музыкально
ритмических заданий, методы и
приемы обучения
Презентацию выполнили:
Тархова И.
Волкова И.
Гильметдинова Д.