Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
- раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
- разработать набор пособий и игр обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей в условиях учебной деятельности

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 107.49 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского «можно судить об уровне музыкального развития каждого ребенка».

Поэтому эксперимент проходил по двум этапам:

- констатирующий

- формирующий

Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований «Программы воспитания в детском саду». Однако в ходе формирующего этапа экспериментальной работы предусматривалось постепенное и систематическое введение музыкально-дидактических пособий и игр в познавательный процесс, а также использование их в активной форме.

Констатирующий эксперимент был проведен в ходе типовых музыкальных занятий в течение двух месяцев. Во время учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие всех музыкальных способностей, детям было дано общее представление обо всех свойствах музыкального звука, однако использование музыкально-дидактических пособий и игр было минимальным. Действия были направлены на развитие звуковысотности, динамического слуха, тембрового восприятия, памяти, воображения, мышления, а также на формирования чувства ритма. Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень музыкально–сенсорных способностей.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показаны в таблице № 2.

Из таблицы № 2 видно, что проведенный этап эксперимента со старшими дошкольниками показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических пособий, однако действия при этом выполнялись интуитивно и детям приходилось прикладывать много усилий для их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, эмоционально откликались, однако задания все время выполнялись по образцу.

Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в процессе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности музыкально-сенсорных способностей, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 10% (2 человека), при этом большее количество детей 60% (12  человек) так и осталось на начальном этапе развития. Средний уровень развития составляет 30% (6 человек).

На основании проведенного этапа эксперимента можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических пособий и игр можно добиться больших результатов в развитии музыкально–сенсорных способностей.

Для этого был проведен еще один этап эксперимента - формирующий, который длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкально-сенсорных способностей. На музыкальных занятиях этого этапа активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.

Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа:

Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях;

Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;

Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.

Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они переносились в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием.

Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

- при  сохранении единства целостного  и дифференцированного восприятия  музыки упражнений и игр;

- при  соблюдении постепенности и систематичности  формирования сенсорной основы  музыкального восприятия;

- при  учете возрастных особенностей  детей старшего дошкольного возраста;

На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены:

- на развитие  музыкальных способностей;

- на развитие  способов сенсорных действий;

- на практическое  обучение навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий;

- на развитие  эмоциональной отзывчивости;

- на активизацию  слухового внимания;

- на заинтересованное  отношение к познавательной деятельности;

- на формирование  самостоятельных творческих подходов  и действий;

- на развитие  способов поисковой деятельности, способов ориентировки в простых  проблемных ситуациях;

- на развитие  памяти, мышления, воображения;

- на приобретение  знаний, умений, навыков;

- на пробуждение  положительного отношения, как к  занятиям, так и к музыкальному  искусству в целом;

Результаты этого этапа эксперимента показали, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально–сенсорных способностей. В таблице № 2 показано, что после проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкально–сенсорных способностей достигли 70 % (14 детей), это в 7 раз больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет – 10% 2 детей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:

1) увеличился  уровень развития музыкальных  способностей, это отразилось в  том, что:

- слуховое  внимание детей стало более  организованным;

- двигательные  реакции стали организованными, согласованными с музыкой;

- появилась  быстрая и четкая реакция на  высокие и низкие звуки;

- ритм, передаваемый  детьми, стал более точным не  только в хлопках, но и в  передаче его на музыкальных  инструментах;

- улучшилась  реакция детей на определении  инструментов по тембровому и  динамическому звучанию;

- в восприятии  и исполнительстве улучшилась  эмоциональная отзывчивость;

2) существенно  изменился уровень развития музыкально–сенсорных  способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления;

3) значительно  изменился подход к процессу  обучения. Это отразилось в заинтересованности  использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной  музыкальной деятельности. В ходе  занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости  был очень низкий.

В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:

1) развитие  у детей способностей различения  соотношений музыкальных звуков  и их свойств;

2) формирование  способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры  и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной  деятельности.

Результаты проведенного эксперимента на двух этапах показаны в графике сравнения уровня развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1. Критерии анализа и оценка музыкальной деятельности.

Уровень развития

Общие критерии оценивания достижений

Начальный

Дошкольник проявляет умение элементарно выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий;

Средний

Дошкольник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения;

с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;

слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют

дидактический материал в самостоятельной практике;

Высокий

Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях;

верно и четко высказывает свою мысль;

самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;


 

Констатирующий этап экспериментальной работы.

 

Формирующий этап экспериментальной работы.

 

 

График сравнения динамики развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников в процессе эксперимента.

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенная  работа показала, что именно дошкольный  возраст чрезвычайно важен для  развития музыкально-сенсорных способностей  ребенка. Развитие у каждого ребенка  этих способностей должно быть  постоянно в поле зрения у  воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами  и средствами, в том числе с  помощью музыкально-дидактических  пособий и игр.

2. Моделирование  свойств музыкальных звуков средствами  музыкально-дидактических пособий  и игр способствовало накоплению  у детей сенсорного опыта. Это  позволило детям действовать  не только под руководством  педагога, но и самостоятельно.

3. Итак, музыкальное развитие детей в  своей целостности и комплексности  не было бы полным и разносторонним, если бы опускалось в нем  сенсорное звено. Последний входит  в состав общей музыкальности  как непременный его компонент. По ходу изложения теоретического  и экспериментального материала  подчеркивалось, что сенсорное развитие  происходит в процессе самой  разнообразной музыкальной практики. Музыкально-дидактические пособия  и игры сочетают в себе многие  условия, которые особо благоприятствуют  развитию детей. Их содержание  структура, игровые действия и  правила направлены на то, чтобы  помочь систематическому и планомерному  развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они  позволяют детям самостоятельно  упражняться в усвоении способов  сенсорных действий. В основу  их классификации положены задачи  формирования умений различать, сопоставлять названные свойства  музыкальных звуков. Но для музыкально-сенсорной  практики характерны не только  процессы восприятия. Границы ее  шире – она связана и с  воспроизведением и с эстетическим переживанием. На сенсорной основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей.

Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.

Информация о работе Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике