Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
- раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
- разработать набор пособий и игр обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей в условиях учебной деятельности

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 107.49 Кб (Скачать файл)

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая – контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где – о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело – это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада – вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные».

После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк»                И. Арсеев.

(Приложение № 7)

«Тень-тень»

Цель. Развивать у детей чувства ритма.

Ход игры. Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме:

-  песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста;

-  дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок;

-  пение по ролям, где взрослый выступает в роли автора, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза);

Каждый ребенок прохлопывает свою роль.

- пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него»;

-  вся песня от начала до конца поется ладошками;

-  когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками;

-  дети поют песню «Веселые инструменты»;

- с помощью «веселых» инструментов исполняют ритмический рисунок песни «Тень–тень».

Музыкальный репертуар. «Тень–тень» муз. В. Калиникова, сл. народные.

(Приложение № 8)

«Ритмические кубики»

Цель. Развивать у детей представление о ритме.

Игровой материал. 10 длинных брусочков, обозначающие долгие звуки и 10 маленькие – короткие звуки. Брусочки различные по длине и по цвету.

Методика проведения. Сначала дети слушают несложную по ритму песенку–попевку «Сорока» (рус. нар. мел.) исполняемую педагогом, обращая внимание на ее игровой характер и четкий ритм. Детям раздаются длинные и короткие брусочки. После повторного исполнения дети прохлопывают ритмический рисунок попевки. Затем с помощью брусочков они складывают ритмический рисунок песенки–попевки, после чего исполняют его на металлофоне. На следующих занятиях используются другие песенки-попевки («Петушок» рус. нар. песня, «Андрей-Воробей» рус. нар. мелодия).

Потом детям было предложено в качестве закрепления знаний распределиться по парам и придумывать задания друг другу: один поет или играет на музыкальном инструменте знакомую попевку, другой узнает ее и выкладывает с помощью брусочков.

Музыкальный репертуар. «Сорока» рус. нар. мел.

Приложение № 9)

«Прогулка»

Цель. Закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал. Музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры. Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары».

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на “прогулке”, и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

«Научи матрешек танцевать»

Цель. Развитие чувства ритма.

Игровой материал.  Большие и маленькие матрешки.

Ход игры. У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких матрешек» - говорит взрослый. Он отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен: «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», Смелый пилот». Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

Эта музыкально-дидактическая игра использовалась на музыкальном занятии и в качестве индивидуальной работы.

Музыкальный репертуар. «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», Смелый пилот» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

(Приложение № 10)

«Бабочки»

Цель. Научить детей различать и передавать в движениях темп музыкального звучания.

Игровой материал. Ободки – эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих. Металлофон.

Ход игры. Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылышками. Говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно летать, а на медленную – кружиться (показывает, как это нужно делать). Несколько раз игра выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем музыкальный руководитель говорит, что он будет бабочкам все время загадывать музыкальные загадки: то несколько раз быстро играть, то несколько медленно, то один раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музыку. Игра проводиться еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания.

 

 

«Укрась музыку»

Цель. Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.

Игровой материал. Магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход игры: Дошкольники слушают сначала все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем, по просьбе взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество - украсить звучание. Например, где-то можно украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом в барабан или бубен.

В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения, подключают воображение, проявляют творчество. В процессе этой игры развиваются: навык игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.

 

 

 


Информация о работе Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике