Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:09, доклад
Республика Саха (Якутия) на современном этапе ее развития характеризуется многонациональным составов населения. На ее территории общей площадью немногим более 3 млн. кв. км проживает 955859 человек. Среди них народ Саха (якуты), давший название республике, - 33,4%, русские - 54%, украинцы -7%, с меньшей численностью - татары, белорусом, буряты, башкиры, молдаване, чуваши, а также коренные малочисленные народы Севера: эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долгане. Однако коренным историческим этносом, с древних времен населяющим эту территорию, является народ саха.
Введение.
Актуальность национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения.
Укрепление национальной общеобразовательной школы. Концепция обновления и развития национальных школ.
Национальное образование.
Гуманистическая идея этнопедагогики.
Инновационные варианты стратегии обновления изучаемых объектов и процессов.
Заключение.
Библиографический список.
Тема: «Национальная школа-гимназия как инновационное образовательное учреждение в Республике Саха (Якутия)».
План доклада
Республика Саха (Якутия) на современном этапе ее развития характеризуется многонациональным составов населения. На ее территории общей площадью немногим более 3 млн. кв. км проживает 955859 человек. Среди них народ Саха (якуты), давший название республике, - 33,4%, русские - 54%, украинцы -7%, с меньшей численностью - татары, белорусом, буряты, башкиры, молдаване, чуваши, а также коренные малочисленные народы Севера: эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долгане. Однако коренным историческим этносом, с древних времен населяющим эту территорию, является народ саха. В период общего подъема национального самосознания народов, живущих в сложной смешанной этнокультурной среде, возникает необходимость возрождения национальной культуры, развитие которой продолжительное время тормозилось под влиянием идеологических и политических факторов. Поэтому одним из важнейших стратегических направлений современной государственной политики в сфере образования стало возрождение национальной культуры посредством образования. Реализация этого направления реформ в сфере образования осуществляется путем создания инновационных образовательных учреждений, деятельность которых нацелена на приобщение молодого поколения к истокам народной национальной культуры.
В условиях Республики Саха (Якутия) таким инновационным образовательным учреждением становится национальная гимназия, которая должна развиваться в городских и сельских (улусных) условиях.
Актуальность национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) обусловлена ее социальной и теоретической значимостью. В составе обновленной Российской Федерации образовались суверенные республики, что вызвало бурный всплеск национального самосознания народов, освободившихся от идеологического и политического давления, стремящихся реализовать свой суверенитет, ищущих свои национальные корни, место и роль в общецивилизационном процессе. Вместе с тем в условиях происходящих перемен возникает социальная дезадаптация многих людей как следствие нарастающей безработицы, обнищания, маргинализации отдельных групп населения, роста отчуждения, агрессивности и преступности.
Эти противоречивые тенденции создают условия, чреватые угрозой стабильному обществу, возможностью появления реакционных идеологий, национальных и конфессиональных конфликтов, открытых столкновений.
Поэтому в современных условиях происходит поиск новых путей реализации национальной политики, которая опиралась бы на социальные механизмы, помогающие снимать напряженность в отношениях между нациями и народностями. Одним из таких регуляторов, несомненно, является национальное образование, которое при рациональной его организации может эффективно решать задачи возрождения и развития национальной культуры, воспитания молодежи на основе диалога культур, способствовать гармонизации межнациональных отношений, духовной консолидации народов.
Решение этих задач требует укрепления национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народов, их философскому, этнокультурному и нравственному наследию.
Ретроспективный анализ многолетней деятельности национальных школ показывает, что школа, располагая минимальным количеством часов на изучение родного языка, не была по своей сути национальной, что привело к пренебрежению вековыми традициями и духовными ценностями родного народа у определенной части молодежи, к бездуховности, отрыву от родного истока - природы. Культура народа саха природосообразна. Возрождение духовного потенциала человека из своеобразной этнической среды возможно на основе раскрытия сущности философских воззрений народа саха на формирование физической, психоэмоциональной и духовно-интеллектуальной сфер человека, их совершенствование во взаимной гармонии и внутренней связи человека с Природой - Творцом.
В настоящее время в Республике Саха разработана и реализуется Концепция обновления и развития национальных школ. Одним из важнейших положений этой Концепции является создание разных типов учебных заведений, обслуживающих образовательные и этнокультурные потребности социума, в частности - национальных гимназий. Создание таких гимназий уже началось, но их эффективное функционирование и развитие требует научного обоснования модели этого нового образовательного учреждения и разработки организационно-педагогических условий его успешного функционирования.
Национальная школа-гимназия, в соответствии с Концепцией обновления и развития национальных школ в Республике Саха, ориентирована на возрождение духовного потенциала человека - носителя национальной, русской и общечеловеческой культуры, способного творчески участвовать в преобразованиях общества. Выпускник гимназии - это личность интеллектуально готовая к обучению в высшем учебном заведении, к продолжению непрерывного образования.
Идея национального гимназического образования опирается на исторический опыт гимназий в странах Западной Европы, дореволюционной России, на современные принципы построения общего среднего образования, содержащиеся в Законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) «Об образовании» и в республиканских законах «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе». Вместе с тем она исходит из понимания воспитания ребенка-саха на основе этнофилософии Кут-Сюр, направленной на сохранение духовной гармонии всех компонентов, составляющих сущность человека в его взаимосвязи с Природой - Творцом.
Таким образом, предназначение национального образования состоит в том, чтобы передавать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, традиций, духовно-нравственные ценности, опыт жизни и менталитет своего народа; развивать национальную самобытность, но в то же время ориентироваться на духовные и общечеловеческие ценности; содействовать укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связей; формировать толерантность, гармонизировать межнациональные отношения, способствующие межнациональной интеграции.
Новая школа-гимназия основывается на гуманистической идее этнопедагогики саха как духовного феномена в современной образовательной ситуации региона.
Ведущий принцип этнопедагогики - естественность и природосообразность воспитания. Идея этого принципа - признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром. В народной педагогике естественность и природосообразность характеризуются «глубоким пониманием внутреннего мира человека: его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а также роли природы в нравственном становлении личности, в сопоставлении позиций «природа и культура», «единство человека и мира», «нравственная ответственность перед собой и миром». Традиционная, этнопедагогическая культура как стержневая основа содержания образования в национальной школе направлена на реализацию принципа: от восприятия культуры своего собственного народа через родной язык к культуре России и других народов СНГ, затем - к пониманию мировой культуры.
Построение национальной гимназии осуществлено на основе инноватики, предлагающей разные варианты стратегии обновления изучаемых объектов и процессов.
1. В условиях смешанной
2. Вместе с тем, деятельность
национальной школы-гимназии
3. Взаимодействие культуры с
общеобразовательной сферой - характерное
для современной ситуации
4. Целями и задачами национальной школы-гимназии являются:
- формирование целостной, интеллектуально развитой, высоконравственной, трудолюбивой и активной личности выпускника, обладающего научным мировоззрением, гражданскими качествами, являющегося носителем ценностей национальной, русской и общечеловеческой культуры, способного жить, работать и творить в межэтнической среде;
- создание условий для успешного решения государственных образовательных и воспитательных задач гимназии по углубленному изучению дисциплин учебного плана, реализации федерального и регионального стандартов на основе диалога культур: родного и русского народов и мировой культуры;
- привитие детям с раннего возраста и до окончания школы постоянного чувства самоконтроля внутреннего стремления к духовному совершенствованию, физическому здоровью, соблюдению моральных норм, личной ответственности за порученное дело и все содеянное.
5. В национальной школе-гимназии его главными системообразующими факторами, обусловливающими ее успешное функционирование и развитие, являются цели и содержание образования. Его отбор и построение характеризуются следующими принципиальными положениями:
- содержание образования в школе-гимназии строится в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации и состоит из инвариантной и вариативной частей;
- инвариантная часть определяется общими стратегическими целями гимназического образования в Российской Федерации.
Вариативная часть зависит от регионально-национальных приоритетов и от этнокультурных особенностей конкретной гимназии. В соответствии с этим учебный план национальной гимназии имеет трехуровневую структуру:
- предметы, основное содержание которых изучается на уровне федерального стандарта;
- предметы, в которых, наряду с федеральным, есть и национально-региональный компонент;
- предметы, целостно раскрывающие содержание национальной культуры.
Перечень учебных дисциплин и содержание учебных программ основаны на интеграции культур: национальной, русской и мировой. В соответствии с Законом «О языках в Республике Саха» (1992 г.) во всех школах, в том числе и в национальной гимназии, изучаются два государственных языка: якутский и русский, а также иностранные языки: один обязательный, другой по выбору. В национальной гимназии осуществляются расширенная общекультурная подготовка: как обязательные учебные дисциплины изучаются якутская национальная культура, русская национальная культура, мировая художественная культура. Изучение этих культур тесно связано в уроками родной и русской литературы, истории, с предметами эстетической подготовки и нацелено на приобщение учащихся к материальной и духовной культуре народов.
Базовый компонент гимназического образования обеспечивается учебными программами повышенной сложности; в гимназиях гуманитарного направления расширены культурологический, нравственно-эстетический, историко-научный компоненты содержания образования. Учебные программы по базовым учебным предметам имеют логическое продолжение в дополнительном образовании, которое создает условия для самоидентификации личности, развития и реализации разнообразных способностей гимназистов и вовлечения их в творческую деятельность.
6. К педагогам и руководителям
гимназии предъявляются
Национальная гимназия в Республике Саха (Якутия) построена на диалектической взаимосвязи образования и общества, государственной политики в сфере национального образования, исторического подхода к его развитию, а также анализа его сущности как целостного системного объекта, имеющего свою внутреннюю структуру, компонентами которой являются язык, дух народа и его культура.