Направления развития современной системы дошкольного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время историко-педагогические исследования в нашей стране приобретают особое значение. Осознание их теоретической важности в системе педагогических наук в значительной мере определяется и стимулируется социальными условиями бытия науки, сложившимися на современном этапе общественного развития. Исторически подтверждено, что общество, осуществляющее коренные изменения в своем укладе или переживающее кризисные состояния, связанные с поиском новых, нетрадиционных путей своего развития, неизбежно обращается к своему прошлому.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………4
Глава 1. Исторические основы развития и становления дошкольного образования в России……………………………………………………………..4
1.1 Возникновение дошкольного образования в России……………………….5
1.2 Дошкольное образование периода XIX - начала XX вв. в России…….…..7
1.3 Советская система дошкольного образования………………………….....12
1.4 Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)………………………………………………………………………..….13
1.5 Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма………………………………………………………..….15
Глава 2. Направления развития современной системы дошкольного образования в России……………………………………………………………18
2.1 Современное состояние организации дошкольного образования в России………………………………………………………………………….…18
2.2 Перспективы развития дошкольного образования в России……………..20
Заключение……………………………………………………………..……..….23
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

История дошкольного образования России.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.

Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.

Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы. Эта программа успешно реализуется. Остается надеяться, что к концу 2010 года в России:

- будет успешно и грамотно  работать инновационная система  дошкольного образования, как первая  ступень общего образования;

- будут даны равные стартовые  возможности для дошкольников, что  повысит их качество образования  на последующих ступенях обучения;

- сложится культурный образ  дошкольного возраста;

- произойдет консолидация родительской  и образовательной общественности.

10 апреля 2010 года В.В. Путиным был  подписан Федеральный закон "Об  утверждении Федеральной программы  развития образования", в котором о дошкольном образовании сказано:

«Статья 18. Дошкольное образование»

1. Родители являются первыми  педагогами. Они обязаны заложить  основы физического, нравственного  и интеллектуального развития  личности ребенка в раннем  детском возрасте.

2. Утратил силу. - Федеральный закон  от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Для воспитания детей дошкольного  возраста, охраны и укрепления  их физического и психического  здоровья, развития индивидуальных  способностей и необходимой коррекции  нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным  образовательным учреждением и  родителями (законными представителями) регулируются договором между  ними, который не может ограничивать  установленные законом права  сторон.

5. Органы местного самоуправления  организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому".

2.2 Перспективы развития дошкольного образования в России

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года.

Необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Реализация Государственной Программы будет осуществляться в 2 этапа:

1 этап: 2012-2015 годы

2 этап: 2016-2020 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.

Дошкольное образование в России – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.

Классификация детских садов:

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;

- центр развития ребенка –  детский сад;

- детский сад комбинированного  вида;

- детский сад компенсирующего  вида.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Ядешко, В.И., Сохина, Ф.А. Дошкольная педагогика — М.: Просвещение, 1978. – 205 с.

2. Шабаева, М.Ф, Ротенберг, В.А., Чувашев И.В. История дошкольной педагогики — М.: Просвещение, 1989. - 154 с.

3. Поздняк Л.В. Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке : проблемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.). — М. : МПГУ, 2001. - 3 с.

4. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании : учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений — М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 25 с.

5. Айдашева, Г.А., Пичугина, Н.О., Ассаулова  С.В. Дошкольная педагогика – М.: Издательство «Феникс», 2004. – 384 с.

6. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (с изменениями и дополнениями).

7. Приказ от 22 августа 1996 г. N 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»

8. Письмо Минобразования РФ от 23 сентября 2002 г. № 03-51-142ин/23-03 "О новых актуальных программах по дошкольному образованию" 

 

 

 


Информация о работе Направления развития современной системы дошкольного образования в России