Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:17, реферат
Цель исследования: исследовать влияние народных подвижных игр на развитие ловкости и выносливости у детей 5 лет.
изучить особенности психофизического развития детей 5 лет;
определить значение развития ловкости и выносливости в психофизическом развитии детей 5 лет;
изучить методику организации и проведения подвижной игры;
выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5 лет;
подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 5 лет.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников
Характеристика понятий таких физических качеств как ловкость, выносливость
Возрастные особенности формирования физических качеств у детей пятилетнего возраста
Подвижная игра как средство совершенствования физических качеств у детей
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста
Выводы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Диагностика физической подготовленности детей пятого года жизни
2.3 Характеристика направлений
и этапов работы по
Заключение
Литература
Введение
Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста огромна и очень значима. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Выносливость
– важнейшее физическое качество,
проявляющее в
В развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, в закреплении двигательных умений большое значение имеет подвижная игра. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка, не только укрепляя и развивая двигательный аппарат, но и влияя на формирование личности ребенка, способствуя его психическому развитию. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Основоположником теории физического воспитания в России является П.Ф. Лесгафт (60 – е годы 19 века). Этот ученый и педагог первым создал систему физического воспитания для детей, где важнейшую роль отводил подвижным играм.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Благотворное влияние подвижных игр определили такие передовые русские ученые, как Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и др. Е А. Покровский рассматривал подвижные игры он как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Выдающийся педагог и ученый А.В. Кенеман говорила, что игры непременный атрибут детства, а народная подвижная игра – является традиционным средством педагогики.
Цель исследования: исследовать влияние народных подвижных игр на развитие ловкости и выносливости у детей 5 лет.
Объект исследования: ловкость и выносливость детей 5 лет.
Предмет исследования: народная подвижная игра как средство формирования физических качеств детей 5 лет.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры: исследования К.Д. Ушинского, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградова: народные подвижные игры - средство воспитания национальной этнокультуры в целом; идеи и принципы подхода, в контексте которого народные подвижные игры рассматриваются как средство воспитания ума, характера, воли, нравственных чувств в исследованиях современных ученых – педагогов М.Ф. Литвиновой, В.М. Баршай и др.
Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми 5 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура и объем работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (включающего 37 источников) и 4 приложений (включающих рекомендации, перспективный план и занятия). Объем работы составляет 51 страницу.
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников
Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определятся тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость быстрота, выносливость. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определённые умения, двигательные навыки.
Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно - рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребёнка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает ловкость.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Показателем ловкости является
координационная сложность
Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.
Таким образом, дети должны выполнять
как можно больше упражнений для
воспитания координации движений. При
этом важно совершенствовать мышечное
чувство (умение различать темп и
амплитуду движений, степень напряжения
и расслабления мышц), а также
чувства времени и
Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.
При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В старшем возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.
О степени ловкости можно судить
по тому, насколько успешно решается
нестандартная двигательная задача,
насколько выполняемые
У детей 5-6 лет совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют овладению техникой письма, рисования. В дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).
Уместно подчеркнуть, что неравномерность развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности коры. Дети 12 – 15 летнего возраста могут достичь высокого уровня совершенствования в сложных движениях.
Одним из проявлений ловкости является
умение сохранить равновесие тела в
статическом положении и в
движении. Устойчивость тела у детей
при статических позах с
Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
К развитию ловкости приводит систематическое
разучивание с детьми новых упражнений.
Обучение повышает пластичность нервной
системы, улучшает координацию движений
и развивает способность
Ловкость развивается при
Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом .
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это также способствует развитию выносливости.
Важнейшим фактором, от которого в
решающей мере зависят успешность обучения
новым двигательным действиям и
совершенствование ранее