Народная подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей 5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать влияние народных подвижных игр на развитие ловкости и выносливости у детей 5 лет.
изучить особенности психофизического развития детей 5 лет;
определить значение развития ловкости и выносливости в психофизическом развитии детей 5 лет;
изучить методику организации и проведения подвижной игры;
выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5 лет;
подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 5 лет.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников
Характеристика понятий таких физических качеств как ловкость, выносливость
Возрастные особенности формирования физических качеств у детей пятилетнего возраста
Подвижная игра как средство совершенствования физических качеств у детей
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста
Выводы

Файлы: 1 файл

Курсовая Почти.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников

    1. Характеристика понятий таких физических качеств как ловкость, выносливость
    2. Возрастные особенности формирования физических качеств у детей пятилетнего возраста
    3. Подвижная игра как средство совершенствования физических качеств у детей

Глава 2. Опытно  – экспериментальная  работа по изучению физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста

2.1 База и методы исследования 

2.2 Диагностика физической  подготовленности детей пятого  года жизни 

2.3 Характеристика направлений  и этапов работы по формированию  ловкости, выносливости у детей  пятилетнего возраста через народные  подвижные игры

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль физической культуры в общей системе воспитания детей  дошкольного возраста огромна и  очень значима. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих  задач дошкольных учреждений. Хорошее  здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Выносливость  – важнейшее физическое качество, проявляющее в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Ловкость - это комплексная способность человека.

В развитии  физических сил  ребёнка, в приобретении им определённых навыков, в закреплении двигательных умений большое значение имеет подвижная  игра. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка, не только укрепляя и развивая двигательный аппарат, но и влияя на формирование личности ребенка, способствуя его  психическому развитию. Подвижная игра – естественный спутник жизни  ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Основоположником теории физического воспитания в России является П.Ф. Лесгафт (60 – е годы 19 века). Этот ученый и педагог первым создал систему физического воспитания для детей, где важнейшую роль отводил подвижным играм.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Благотворное влияние  подвижных игр определили такие  передовые русские ученые, как  Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и др. Е А. Покровский рассматривал подвижные игры он как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Выдающийся педагог и  ученый А.В. Кенеман говорила, что игры непременный атрибут детства, а народная подвижная игра – является традиционным средством педагогики.

Цель исследования: исследовать влияние народных подвижных игр на развитие ловкости и выносливости у детей 5 лет.

Объект исследования: ловкость и выносливость детей 5 лет. 

Предмет исследования: народная подвижная игра как средство формирования физических качеств детей 5 лет.

Задачи исследования:

  • изучить особенности психофизического развития детей 5 лет;
  • определить значение развития ловкости и выносливости в психофизическом развитии детей 5 лет;
  • изучить методику организации и проведения подвижной игры;
  • выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5 лет;
  • подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 5 лет.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов исследования.

Теоретической и  методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры: исследования  К.Д. Ушинского, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградова: народные подвижные игры - средство воспитания национальной этнокультуры в целом; идеи и принципы подхода, в контексте которого народные подвижные игры рассматриваются как средство воспитания ума, характера, воли, нравственных чувств в исследованиях современных ученых – педагогов М.Ф. Литвиновой, В.М. Баршай и др.

Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми 5  лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Структура и объем  работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (включающего 37 источников) и 4 приложений (включающих рекомендации, перспективный план и занятия). Объем работы составляет 51 страницу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  подходы к проблеме формирования физических качеств у старших  дошкольников

 

    1. Характеристика понятий таких физических качеств как ловкость, выносливость

Развитие физических качеств  одна из важных сторон физического  воспитания дошкольника. Уровень общей  физической подготовленности детей  определятся тем, как развиты  у них основные физические качества: сила, ловкость быстрота, выносливость.  С педагогических позиций взаимосвязь  двигательного навыка и физических качеств рассматривается как  диалектическое единство формы и  содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через  определённые умения, двигательные навыки.

Двигательные навыки реально  существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь  двигательных навыков и физических качеств объясняется  общностью  условно - рефлекторного  механизма  этих двух процессов. Поэтому в целях  гармонического развития ребёнка необходимо создавать условия для их параллельного  развития. Среди физических качеств  особое место занимает ловкость.

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое  для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая  достигается в данном движении после  занятий физическими упражнениями и играми.

Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации  движений наблюдаются у детей  в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.

Таким образом, дети должны выполнять  как можно больше упражнений для  воспитания координации движений. При  этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и  амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также  чувства времени и пространства.

Ловкость совершенствуют в упражнениях  с быстрой сменой ситуаций, где  требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.

При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. В  старшем возрасте развитие координации  дает наибольший эффект. Дети очень  легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому  в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся  в данный момент ситуации.

У детей 5-6 лет совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в  стену, подбрасывание и ловля  мяча с различными дополнительными  движениями, различные сложные манипуляции  с другими мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют овладению техникой письма, рисования. В дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).

Уместно подчеркнуть, что неравномерность  развития отдельных систем организма  может привести к скованности  движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени  ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что  способствует развитию аналитико-синтетической  деятельности коры. Дети 12 – 15 летнего  возраста могут достичь высокого уровня совершенствования в сложных  движениях.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в  статическом положении и в  движении. Устойчивость тела у детей  при статических позах с возрастом  улучшается. Так, если у 6 – летнего  ребенка средняя амплитуда колебаний  тела в переднее – задней плоскости  равна 4,3мм, то в 10 лет – уже 3,2 мм, а к 12 годам она уменьшается  до 2,7мм, достигая почти той же величины, что и у взрослых. То же самое  происходит и с динамическим равновесием. Если в 6 – 7-летнем возрасте дети при  прохождении 15-метровой прямой с закрытыми  глазами отклоняются в сторону  в среднем на 90,9см, то в 10 лет –  на 50,2см, а в 12 лет – почти на ту же величину, что и взрослые.

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь  совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что  в подвижных играх, воспитывающих  ловкость, физические упражнения требуют  напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям  приходится непрерывно переключаться  от одних движений к другим, заранее  не обусловленным; быстро, без всякого  промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных  условиях, требующих внезапного изменения  техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и  спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными  заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) .

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует  большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и  дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять  разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны  также подвижные игры, которые  вызывают положительные эмоции и  снижают ощущение усталости. Рекомендуются  и прогулки (пешие, на лыжах), во время  которых упражнения чередуются с  отдыхом .

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это также способствует развитию выносливости.

Важнейшим фактором, от которого в  решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и  совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под  координационными качествами понимается способность быстро согласовывать  отдельные двигательные действия в  меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

Информация о работе Народная подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей 5 лет