Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:17, реферат
Цель исследования: исследовать влияние народных подвижных игр на развитие ловкости и выносливости у детей 5 лет.
изучить особенности психофизического развития детей 5 лет;
определить значение развития ловкости и выносливости в психофизическом развитии детей 5 лет;
изучить методику организации и проведения подвижной игры;
выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5 лет;
подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 5 лет.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников
Характеристика понятий таких физических качеств как ловкость, выносливость
Возрастные особенности формирования физических качеств у детей пятилетнего возраста
Подвижная игра как средство совершенствования физических качеств у детей
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста
Выводы
Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.
В процессе занятия физическими
упражнениями дети закрепляют также
знания о повадках животных, птиц, насекомых,
явлениях природы, общественной жизни.
Полученные знания позволяют детям
более осознанно выполнять
1.2 Возрастные
особенности формирования
В старшем дошкольном возрасте на
фоне общего физического развития улучшается
подвижность, уравновешенность, устойчивость
нервных процессов, накапливается
резерв здоровья: снижается частота
заболеваний, они протекают сравнительно
легко, чаще всего без осложнений.
Однако дети все еще быстро устают,
«истощаются» и при перегрузках
возникает охранительное
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
Увеличение на 5-6-м году жизни
подвижности, силы и уравновешенности
процессов возбуждения и
Умение произвольно
Изучение структуры
Двигательные навыки и умения,
сформированные у детей до 7 лет,
составляют фундамент для
1.3Подвижная игра – важное средство совершенствования физических качеств у детей
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
К. Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребёнка он рассматривал как действительность ребёнка с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребёнку, чем окружающая его жизнь, потому что ему более понятна. В игре ребёнок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, и в то время как в действительности у него ещё нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
Я. А. Коменский высоко оценивал роль игр, “состоящих в движениях”, для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А. Каменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться “ серьёзным делом т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.
По мнению А. С. Макаренко,
игры – средство подготовки ребёнка
к жизни, переходная ступень к
трудовой деятельности. В играх у
детей воспитывается
П.С. Лесгафт рассматривал
игры как одно из действенных средств
физического образования и
В. Г. Марц стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и морального воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства зависит успех игры.
Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Развитие самостоятельности и
творчества в подвижных играх
предопределяется их творческим характером.
Начальный этап формирования творчества
начинается с подражания. Двигательному
творчеству ребенка помогает воображение,
приподнятое эмоциональное
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей, развивают память.
В подвижных играх ребенку
Большое значение имеют подвижные
игры и для нравственного
В играх дети отражают накопленный
опыт, углубляют, закрепляют своё представление
об изображаемых событиях, о жизни.
Игры расширяют круг представлений,
развивают наблюдательность, сообразительность,
умение анализировать, сопоставлять и
обобщать виденное, на основе чего делать
выводы из наблюдаемых явлений в
окружающей среде. Выполняя различные
роли, изображая разнообразные
Подвижные игры создают атмосферу
радости и потому делают наиболее
эффективным комплексное
Выводы
Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста огромна и очень значима. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно - рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребёнка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает ловкость и выносливость. Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Большую роль в физическом воспитании играют подвижные игры, через которые формируются физические качества, такие как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация движений. Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.