Народная подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей 5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать влияние народных подвижных игр на развитие ловкости и выносливости у детей 5 лет.
изучить особенности психофизического развития детей 5 лет;
определить значение развития ловкости и выносливости в психофизическом развитии детей 5 лет;
изучить методику организации и проведения подвижной игры;
выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5 лет;
подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 5 лет.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования физических качеств у старших дошкольников
Характеристика понятий таких физических качеств как ловкость, выносливость
Возрастные особенности формирования физических качеств у детей пятилетнего возраста
Подвижная игра как средство совершенствования физических качеств у детей
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста
Выводы

Файлы: 1 файл

Курсовая Почти.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

Таким образом, детям дошкольного  возраста нужно сообщать доступные  знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и  других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление  о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям  следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода  за ним, правила ухода за одеждой  и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими  упражнениями дети закрепляют также  знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям  более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять  их не только в детском саду, но и  дома. Объем знаний с возрастом  детей расширяется.

 

 

 

 

 

 

1.2 Возрастные  особенности формирования физических  качеств у детей пятилетнего  возраста

 

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается  резерв здоровья: снижается частота  заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках  возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий  эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.

Старшие дошкольники отличаются высокой  двигательной активностью, обладают достаточным  запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие  скорости и гибкости, а их сила и  выносливость пока еще невелики. У  ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)

-    сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

-    подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

-    прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

-    бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

-    бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

-    хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Увеличение на 5-6-м году жизни  подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.

Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 5-6-го года жизни. Способность точно и четко  выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной  системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом.

 Изучение структуры двигательных  качеств показало, что в дошкольном  возрасте преимущественное внимание  должно быть уделено развитию  ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать  и о соразмерном развитии силы  и выносливости. При выполнении  любого упражнения в той или  иной степени проявляются все  двигательные качества, но преимущественное  значение приобретает какое-нибудь  одно из них. Например, при беге  на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию  – выносливость, а при прыжках  в длину и в высоту с разбега  – сила в сочетании с быстротой.  С развитием быстроты, ловкости, силы увеличиваются длина, высота  прыжка, дальность метания. 

 Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет,  составляют фундамент для дальнейшего  совершенствования их в школе,  облегчают овладение более сложными  движениями и позволяют в дальнейшем  достигать высоких результатов  в спорте. Следовательно, правильно  организованное педагогическое  воздействие по целенаправленному  формированию и совершенствованию  физических качеств оказывает  положительное влияние на здоровье  ребёнка, на работоспособность  организма, умственное развитие.

1.3Подвижная игра – важное средство совершенствования физических качеств у детей

 

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр  разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

К. Д. Ушинский придавал большое  значение игре как средству воспитания. Игру ребёнка он рассматривал как  действительность ребёнка с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что  эта действительность более интересна  ребёнку, чем окружающая его жизнь, потому что ему более понятна. В игре ребёнок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, и в то время как в действительности у него ещё нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

Я. А. Коменский высоко оценивал роль игр, “состоящих в движениях”, для разрешения оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Подчеркивая  большое значение правильного руководства  играми со стороны старших,  Я.А. Каменский  говорил, что при соблюдении необходимых  условий игра должна становиться  “ серьёзным делом т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.

По мнению А. С. Макаренко, игры – средство подготовки ребёнка  к жизни, переходная ступень к  трудовой деятельности. В играх у  детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма.  Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.

П.С. Лесгафт рассматривал игры как одно из действенных средств  физического образования и воспитания; уделял большое место играм на уроках физкультуры:  в младших  классах он отводил играм пол - урока, в средних – треть урока. Он считал, что подвижные игры большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.

В. Г. Марц стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады.  Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и морального воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства зависит успех игры.

Характерная особенность подвижной  игры - комплексность воздействия  на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности и  творчества в подвижных играх  предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному  творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно  с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший  уровень самостоятельности и  творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные  игры.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний  и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка  целесообразно использовать известные  ему движения в соответствии с  той или иной ситуацией, обеспечивая  их совершенствование. Естественно  проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных игр  в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для  того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают  все физиологические процессы в  организме, улучшают работу всех органов  и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют  здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в  соответствии с правилами, которые  обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный  запас, обогащают речь детей, развивают  память.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы  достигнуть цели. Быстрая и порой  неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все  это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В играх дети отражают накопленный  опыт, углубляют, закрепляют своё представление  об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и  обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в  окружающей среде. Выполняя различные  роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах  передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности  для развития речи, упражнения в  счете и т.д.

Подвижные игры создают атмосферу  радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные  эмоции и усиливают все физиологические  процессы. Таким образом, подвижные  игры - действенное средство разностороннего  развития.

Выводы

Роль физической культуры в общей системе воспитания детей  дошкольного возраста огромна и  очень значима. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих  задач дошкольных учреждений. Хорошее  здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

 Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется  общностью условно - рефлекторного  механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребёнка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает ловкость и выносливость. Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Большую роль в физическом воспитании играют подвижные игры, через которые формируются физические качества, такие как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация движений. Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Информация о работе Народная подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей 5 лет