Народные игрушки – Сергиев Посад, Каргополь, Дымково

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

"Играешь как ребенок!" - разве редко слышим мы эту фразу, произносимую с явным осуждением в голосе? А в сущности, что плохого в игре? Ей с увлечением предаются и взрослые и дети. Ведь игры бывают разные - одни направлены на расширение кругозора, другие - на тренировку смекалки, третьи позволяют размять мышцы, четвертые - проверить свою выносливость.
Игрушки стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал.

Содержание работы

Введение.
3
1 глава.
История русской народной игрушки.
4 - 7
2 глава.
Игрушки Сергиева Посада.
7 - 9
3 глава.
Каргопольские игрушки.
9-12
4 глава.
Дымковские игрушки.
12- 16

Заключение.
16

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Народная игрушка.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема 

«Народные игрушки  – Сергиев Посад, Каргополь, Дымково»

План работы:

 

Содержание

Стр.

 

Введение.

3

1 глава.

История русской народной игрушки.

4 - 7

2 глава.

Игрушки  Сергиева Посада.

7 - 9

3 глава.

Каргопольские игрушки.

9-12

4 глава.

Дымковские игрушки.

12- 16

 

Заключение.

16

 

Список использованной литературы.

17


 

Введение. 
      "Играешь как ребенок!" - разве редко слышим мы эту фразу, произносимую с явным осуждением в голосе? А в сущности, что плохого в игре? Ей с увлечением предаются и взрослые и дети. Ведь игры бывают разные - одни направлены на расширение кругозора, другие - на тренировку смекалки, третьи позволяют размять мышцы, четвертые - проверить свою выносливость.

     Игрушки  стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал.

При всем желании вряд ли мы найдем в истории человечества такой период, когда люди не играли бы. Ибо игра - яркое проявление самой  жизни, движения, бодрости. Игра и игрушки стары как мир. Появившись еще на заре человечества, может быть, именно они способствовали социализации человека, его воспитанию, обучению, развитию.   

     Велика  роль игрушки, с одной стороны,  она служила элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. К таким игрушкам следует отнести уменьшенные модели всевозможных орудий труда и другой, подчас непроизводственной деятельности. Уменьшенные игровые орудия труда давали ребенку возможность войти во взрослый мир, уже овладев определенными навыками.

В других случаях игрушка  служила и служит своеобразным наглядным  пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

       Можно  смело предположить, что возраст  игрушки совпадает с возрастом человечества. Дети играют везде и всегда. В культуре каждого народа игрушка занимает своё, и очень важное место. И во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. 1

Глава 1. История русской народной игрушки.

Что такое игрушки? Ответ  на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на  самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее  определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.  
Существуют несколько точек зрения о возникновении игрушек: 1) игру породил труд; 2) в древности труд и сам в себе нёс элементы игры; 3) игрушки являлись отображением быта, окружающего ребенка, и позволяли детям через игру подражать взрослым; 4)игрушка - отвлеченный от игры предмет, - зарождение искусства; 5) изначально игрушки имели культовое значение и/или являлись воплощениями мифологических персонажей или олицетворяли силы природы.

Первые упоминания об игрушках находятся  в древних книгах памятниках письменности Античного мира.

Как минимум несколько тысячелетий  тому назад выкристаллизовалась  и с тех пор осталась неизменной особая магическая геометрия культовых "игрушек", в которой пропорции предметов трансформированы в сторону пространственного расширения как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Особенно это относится к игрушечным "коникам", связанным с уходящим в глубокую древность скифским, а потом - славянским ритуалам поклонения солнцу. Конь в арийском мифосимволическом пространстве напрямую связывался с солнечным божеством, и движение солнца по небосводу уподоблялось конскому бегу. Конь стоял в главном святилище древних славян - храме Святовита на острове Руян, ожидая прихода своего невидимого небесного всадника. Фигурами коней украшалось и капище Перуна в те времена, когда князь Владимир Святославич поставил его во главе языческого пантеона. Конь-Солнце стал архетипическим сюжетом для миниатюрных амулетов и талисманов и для игрушечных "коней-каталок", и для глиняных "коньков"-свистулек. Вокруг "культовых игрушек" был сконцентрирован и древний обычай выпускать из клеток птиц, которые должны были стать вестниками людей к пребывающим в Ирии предкам. Отпущенные птицы "улетали в рай", а их глиняные копии напоминали об отправившихся в дальнее странствие вестницах, служили их магическими "двойниками". По преданию, были среди глиняных птиц-свистулек и необычные, волшебные птицы, которые воспроизводили необыкновенные, "нездешние" мелодии... Птицы каждую зиму улетали в Ирий, так называли славяне находившийся на краю света потаенный рай, где обитали души предков. И потому в религиозной традиции древних славян "глиняные птицы" служили также магическим инструментом для общения с "душами предков", которые с точки зрения древнеславянского миросозерцания не уходили "совсем" из нашего мира, но оставались в нем, незримо присутствовали и по степени своей "реальности" немногим отличались от живых людей. "Культовые", уходящие в незапамятную скифскую древность игрушки сохранились в народе и после крещения Руси, потому что их метафизическая суть, их таинственный смысл в основе своей не противоречили пришедшему на нашу землю христианскому откровению. Не случаен, а, напротив, глубоко символичен тот факт, что единственный в мире "Музей игрушки" находится в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой.

После крещения Руси Владимиром Святым многие обычаи и ритуалы, связанные  с древними, языческими "игрушками", органично вплелись в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек "дохристианского времени" - берестяной кораблик, который запускали по ручью по первой воде, стал символизировать плавание "корабля спасения" - Церкви по "водам" суетного "житейского круга".  
В то же время традиционная русская игрушка даже в самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы каждодневной жизни, не была жестко отчуждена в сакральное измерение.

Это глубинно соответствовало и мироощущению русского человека, одной ногой стоящего на земле, а другой - где-то далеко в небесах. В игрушке, несмотря на ее "привычность", таилось начало сверхъестественного плана, обладающего огромным "магическим зарядом", трансформирующим реальность. Не случайно, к примеру, что у антропоморфных игрушек никогда не "вырисовывали" лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать и жить своей собственной жизнью, что могло бы подтолкнуть мироздание к хаосу, нарушить зыбкое мировое равновесие. Кроме того, традиционные игрушки были лишены некоей нарочитой назидательности, которой отличаются новоделы, достаточно недавно вошедшие в русский жизненный обиход. Так, матрешка, ставшая благодаря стараниям "детей Арбата", продававшим иностранцам "русские сувениры" в 80-х годах, чуть ли не "символом России" в глазах всего мира, не принадлежит к числу традиционных русских игрушек.  
Первые образцы "матрешки" появились в мастерской "Детское воспитание", лишь в конце ХIХ века, в 1893 или 1895 году. Их авторами были игрушечных дел мастера Звездочкин, Белов и Коновалов, воспользовавшиеся, возможно, в качестве прототипа завезенной в то время в России японской игрушкой, внутри которой хранились разъемные вкладные фигурки буддийских бодхисаттв. Вероятней всего, что японская "культовая" кукла и навела отечественных мастеров на мысль сделать игрушку сходной конструкции. Что же касается русских традиционных игрушек, то среди них не было даже намека на ставшую сегодня "притчей во языцех" матрешку. Поэтому матрешка лишена столь пугающей западных любителей "русских сувениров" в каргопольских или дымковских игрушках сакральной подосновы, ее можно "спокойно" и "безбоязненно" держать в любых руках.  
Известны рассказы народных мастеров о том, как особым образом расписанный глиняный конек, проданный охочим до экзотики иноземным туристам, буквально "бил" чужеземцев по рукам, словно электрическим током. Но округлая, улыбающаяся до ушей матрешка была абсолютно безопасна. Неудивительно, что сегодня именно эта игрушка-новодел стала ассоциироваться на Западе с "загадочной Россией".2

 

Глава 2.  Игрушки  Сергиева Посада.

Уже на протяжении более 300 лет в город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной знаменитой русской матрешки. И это неспроста, ведь город выступает как крупнейший в стране центр кустарного производства игрушек. Из исторических данных известно, что промысел предположительно возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII-XIX веках. Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Однако известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, где монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.

Самым ходовым товаром были дешевые  деревянные куклы, которых сами мастера  насмешливо прозвали «дурами». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, надутые и высокомерные. Но при этом — веселые и красочные. Народ брал «дур» охотно. Были для «дур» и кавалеры им под стать — гусары с рукой «кренделем» и в высоченных киверах. Куклы «барыни» выходили совсем другими — и работа потоньше, и осанка благороднее, и цена дороже. Куклы «кормилицы» были богато разодетыми, пышногрудыми, с одним ребеночком на руках, а другим, постарше, — у юбки. Попозже, когда соседи монастыря — завод Гарднера в селе Вербилки и завод Попова в Дмитровском уезде Московской губернии — стали делать маленькие фарфоровые фигурки, резчики Сергиева Посада переняли у них образцы. Стали вырезать так называемую «китайскую мелочь» — фигурки размером сантиметров в пять. Это были франты и модницы, гуляки, курильщики, танцоры, музыканты, «арлекины» и прочие.

С начала 80-х годов XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Это произошло в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик. Московское губернское земство обратило на этот факт пристальное внимание, поэтому в 1890–х годах оно оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного). Для этого были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые стали разрабатывать новые образцы игрушек с учетом серьезной научной основы. В 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого. В это время появляется направление - разъемная точеная фигурка, а в начале XIX в. появилась и сразу стала популярной лепная бумажная игрушка, т. е. из папье-маше. Мастера очень быстро реагировали на происходящее и подхватывали новые направления. Помимо земских учреждений, стали появляться частные художественные кружки и мастерские, например, мастерская Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино. После всемирной выставки в Париже 1900 года, где была представлена матрешка, началось массовое ее производство. В 1904 году мастерская-магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом Посаде. С 1909 года матрешка участвует в Берлинской выставке, а благодаря передвижной выставке, с матрешкой знакомятся во многих городах мира.

Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор  славится своими игрушками.

Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, к примеру, резали игрушки из липы  "с маху",  то есть без предварительного рисунка на бумаге и в «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Отлично умели сергиевские художники расписать игрушку, сделать ее веселой, яркой, привлекательной для покупателя. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов.3

 

Глава 3.  Каргопольские  игрушки.

 

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX в. в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

Однако в 1930 г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки и благодаря ей, последней хранительнице традиционного искусства, на каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР, который и поставил вопрос о возрождении промысла. В 1967 г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В основном в игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха («Мужик поит коня», «Мужик-сеятель», «Мужик с корзиной грибов» и т.д.).

Информация о работе Народные игрушки – Сергиев Посад, Каргополь, Дымково